Друзья, в прошлом посте мы дали совет о том, как добраться и где остановиться в Кировске. А сейчас расскажем, как оказались в мистическом месте – саамской деревне "Самь Сыйт", а еще посетили музей истории, быта и культуры кольских саамов в селе Ловозеро Мурманской области.

 Прежде всего, о том, кто же такие саамы. Саамы, их еще называют лопари или лопь, это очень древний малочисленный финно-угорский коренной народ Северной Европы. Численность саамов в России менее двух тысяч человек. И самое удивительное, что на протяжении уже более ста лет численность этого народа остается примерно одинаковой. Большинство саамов России проживает в Мурманской области уже как минимум несколько тысяч лет. Село Ловоозеро считается культурной столицей саамов. Недалеко от села находится саамская деревня "Самь Сыйт", а в самом селе музей истории, культуры и быта кольских саамов.

Саамская деревня "Самь Сыйт"

Телефон: +7(921)169-62-99;

Адрес: смотрите на карте ниже;

Режим работы: Вторник-пятница — в любое время с 10:00 до 19:00, суббота и воскресенье — два заезда с 10:30 и 14:00 часов, выходные — понедельник (на всякий случай лучше заранее предупредить о своём визите, чтобы Ваш приезд не был неожиданностью)

Цена билета: в зависимости от группы, детям до 6 лет бесплатно.

Отправляясь в свое небольшое путешествие в Самь Сыйт (название так и переводится – саамская деревня), оставьте свой скептицизм и превратитесь ненадолго в человека, любящего тайны, сказки и мистику. И тогда вам обязательно понравится!:)

Издавна саамские шаманы считаются одними из самых могучих чародеев во всем мире! С древних времен им приписывают невероятные способности. Они могут видеть будущее и знать прошлое, излечивать от любых болезней, умеют летать, управлять ветрами, перевоплощаться или просто исчезнуть, если так нужно.

2 2

Звание шамана (или нойда) переходило по наследству, обычно по мужской линии. Считалось, что каждый нойд имел в стране усопших (сайво-аймо) в своем распоряжении трех духов животных: птицу, рыбу и оленя. Шаман вызывал их пением, они показывали ему дорогу в иные миры, помогали ему во всем и передавали ответы духов.

2 3

Почти все саамские бубны имеют на внешней стороне обтяжки рисунки. Эти рисунки достаточно разнообразны, но большая их часть отражает представление саамов о существовании трех миров – нижнего, среднего и верхнего. Поверхность обтяжки бубна разделена полосами или иным способом на три части, каждая из которых заполнена фигурками людей, животных и мифических существ, относящихся к соответствующим мирам. Иногда в центре обтяжки бубна изображалось солнце, от которого отходили лучи, разделяющие сферы деятельности существ.

К сожалению, говорят, что несмотря на шаманский культ ни одного бубна Кольских саамов не сохранилось. Возможно это могло быть связано с ранним обращением саамов в христианство.

2 4

Самыми сильными покровителями саамов считаются культовые места их прародителей — сейды (что значит «священные места»). Сейдом может быть и камень, и холм, и водоем, и дерево — все то, где сконцентрирована сила природы. Сеидам издавна поклонялись, у них искали защиты. Считалось, что посредством ритуальных обрядов уважительного поведения можно было усилить духовную связь между человеком и природными силами.

2 5

Нас повели по аллее идолов. Каждый из этих деревянных истуканов заговорен шаманами на то, чтобы исполнять желания и уберегать от бед. Здесь можно увидеть четыре идола стихии: огонь; земля; вода; воздух и пять заговоренных идолов: на любовь, счастье, удачу, судьбу и здоровье.

2 6 2 7 2 8 2 9

На территории деревни живут разные животные. Например, десятки кроликов и крольчат совершенно свободно живут здесь и бегают прямо под ногами.

2 10

К сожалению есть и такие, кого содержат в клетках. Это северные лисы и песцы.

2 11

Но самое удивительное началось, когда мы вышли за пределы деревни и коренной саам в национальном костюме начал громко кричать на саамском наречии, призывая оленей. Мы стояли минут пять, а мужчина все кричал и кричал. Если честно, мы уже стали думать, что нас разыгрывают, и никаких оленей не будет, как услышали звук колокольчиков, доносящийся из леса.

2 12

С детским восторгом мы встретили первых подбежавших к нам оленей, которые жадно ели у нас прямо из рук и, не стесняясь, тыкались шерстяными носами в наши руки, лицо и карманы. Каково же было наше удивление, когда из леса показались еще не два, не три оленя, а целое стадо! И они бежали прямо на нас, почувствовав, что мы пришли не с пустыми руками:)

2 13

Малыши съели целый большой пакет булок, и на этом их интерес к нам постепенно улетучивался. Через 10 минут с нами остались всего парочка красавцев, расставаться с которыми совершенно не хотелось.

2 14

Обнять оленя, потрогать его мягкий носик – очень здорово! Хотя и понимаешь, что главной причиной дружелюбия и нежности оленей были ароматные булки:)

2 15

А дальше нас привели в куваксу – жилище, где рассказали о возникновении саамской письменности, о священных животных и саамских легендах.

2 16

Черно-белые фотографии 20 века Да и просто посидеть в таком атмосферном месте, да еще с горящим уютным костром в дружеской атмосфере рассказов и шуток многого стоит!

2 17

Приглашение в жилище

2 18
2 19

Телефон: (81538)31477

Адрес: 184592, Мурманская область, с. Ловозеро, ул. Советская, 28

Режим работы: Вторник-пятница — с 9:00 до 17:00, суббота — с 9:00 до 16:00; выходные — воскресенье, понедельник

Цена билета: 25 рублей:)

Билет в музей практически ничего не стоит. Жаль, что мы попали в музей уже практически перед его закрытием, и нам не удалось послушать экскурсовода. Больше всего в музее поражает экспозиция древней истории саамского народа, его быта и развития оленеводства.

Удивительно, насколько на самом деле саамы древний народ! Очень интересно взглянуть на раскопки археологов. Среди них есть камень с изображением петроглифов, возраст которого более 3 тысяч лет.Здорово, что в музее существует клуб по интересам "Юный краевед", где есть возможность посетить мастер-классы, поиграть в саамские народные игры и забавы, побывать на литературных чтениях и концертах,Существует праздник – Международный день саамов, который празднуется 6 февраля. В различных странах Международный день саамов празднуют по-разному. Но как и во всех национальных праздниках особое внимание уделяется флагу и гимну.

Саамский флаг состоит из вертикальных полос разной ширины синего, жёлтого, зелёного и красного цвета и объединяющего их красно-синего круга. Четыре цвета флага – это цвета традиционного саамского костюма (синий – вода, красный– огонь, зелёный – земля, и жёлтый – воздух. Круг, объединяющий разноцветные полосы символизирует солнце, а еще отражает форму саамского бубна. А еще четыре разноцветных полосы на флаге, объединенные кругом, символизируют объединение саамов четырех стран: Норвегии, Финляндии, Швеции и России.

Поиск

Журнал Родноверие