Понева состоит из двух полотнищ домотканой шерсти сшитой между собой до половины. Соединительный шов, а так же углы поневы оттенялись вышивкой разноцветным гарусом в настил.

Женская одежда

Понева-плахта

Понева состоит из двух полотнищ домотканой шерсти сшитой между собой до половины. Соединительный шов, а так же углы поневы оттенялись вышивкой разноцветным гарусом в настил.

Понева-плахта — одежда замужних женщин. Девушки до 18-17 лет ходили в рубахах, подпоясанных «покромками».
Одежду ткали дома — “домотканина”. Лен сеяли мало. Основная техническая культура — конопля — с семенами — конопля, замашки, применяли шерсть.

Ткали на горизонтальных станках. Поневы ткали на двух подножках — “поножках”. Красили холст ольхой, дубовой корой, семенами бузины, луком.

Поневы назывались «креснятками» или «чернятками» (в зависимости от того, какого цвета больше в основе).
Два полотнища (длиной 2 м) перегнуты поперек и сшиты друг с другом до половины. На талии понева укрепляется широкой «покромкой», её расшивали гарусом («обрубливали»). Поневы везде были однотипны.

2
3

Рубаха-кошуля (праздничная)

Цельные рубахи шили на свадьбу или на смерть. Повседневные — были составные. Верхняя часть — станок, нижняя — поставка.

Очень длинный рукав, суживающийся к кисти. Вшивались “ластовки”.

Ворот (”передня”) собирался в сборку. Воротник застегивался на нитяную пуговку и такую же петлю.

4
5

Рубаха шилась из 4-х полотнищ. Носили с напуском. Праздничная рубаха отличалась наличием украшений. Делали мережки на поликах.

Расшивали подол “бандуриками” и “гладью в линейку”. Был виден из-под поневы (это древнейший тип рубахи).

«Хфартук»

Ткался из простых толстых ниток (основа). Утыкали — шерстяными цветными нитками. Брались рядом контрастные цвета.

Продольные нити черного цвета, поперечные – красные, синие, желтые и черного цветов.

Головной убор (повязка)

Основная часть повязки состоит из белой хлопчатобумажной ткани, сверху обшитой полосой красной ткани, сложенной в два раза.

Снизу пришито:

-белое полотно из домотканой ткани, декорированное тканным и вышитым узорами;
-полоса из черной хлопчатобумажной ткани;
-бахрома из серебряных ниток.
Нижние части «повязки» сверху и снизу украшены вышивкой гарусом.

6
7

Волосы заплетали в две косы и укладывали вокруг головы, с боков делая возвышения («роги»), сверху надевали чепец, на него белую наметку (у молодых с «бровкой») с четырьмя «перетычками», по которым пускались ленты.

В холодную погоду — сверху надевали платок повязанный «петушком».

Девушки носили полотенца (без «бровки») с «перетычками». Полотенца сворачивали вчетверо и завязывали на затылке — макушка оставалась открытой, в косу вплетали ленту.

Носили венки из гусиных перьев и «тканки» — вышитые серебром (или парчевые) полосы с лентами, спускающимися на спину. Поверх — платок, на него узкий венчик из гусиных перьев.

8
9
10

Мужская одежда

Туникообразная рубаха — косоворотка с небольшим стоячим воротником, прямыми цельнокроенными бочками и прямыми рукавами.

Порты — штаны с клиньями («русские») на «учкуре» — продернутой веревочке. Рубаха поверх штанов.

Головной убор — белые (древние) и черные валяные колпаки – «яломки».

Зимой круглые без «ушей» шапки из овчины. Позже — широкополые соломенные шляпы – «Бриль».

Верхняя одежда

(белое, серое, черное домашнее сукно)

11
12

Покрой:

1. Прямой — тулупы из белых или желтых овчин или армяк, или кирея из домашней материи.
2. Сшитые в талию с клиньями зипуны (женские) с «костылками» по бокам и «свиты» (мужские, рукава и полы оторачивались кожей.
3. С отрезной спинкой и сборками: чепарка, поддевка, полушубок. Это самый новый покрой. Он проник из города.

Поиск

Журнал Родноверие