Художница из Иванова Юлия Ра открыла персональную выставку в Москве. Мастерица является создательницей стиля "Русские Мандалы". Сейчас её работы экспонируются в Доме-музее Цветаевой. Об авторском стиле, терпении и мифологии — в нашем материале.
{youtube}yMXA5HWtcNg{/youtube}
С санскрита мандала означает круг. И, по сути, это графический рисунок, любой узор, вписанный в круг. Есть мнение, были споры, рассказывает мастерица, что мандала — это только религиозный символ. Впрочем, на самом деле это не так.
Юлия Ра, художница:
«Во всех культурах, искусстве всегда были подобия узоров в круге. У нас, у славян, в России это называлось соляры, солярные круги, круги солнца. То есть для нас, для славян это не просто рисунок в круге, а это символ солнца, в первую очередь. А что такое солнце? Это свет, это жизнь, это любовь, для нас это очень-очень близко. Когда я начинала работать, называла их соляры, аудитория не воспринимала и не понимала, поэтому пришлось придумать такое название – «русские мандалы».
От классических мандал русские отличаются узорами. Вдохновляется мастерица архитектурой, кружевами, вышивкой, росписью. Использует Юлия и образы из славянской мифологии.
Юлия Ра, художница:
«А самое интересное то, что когда люди видят эти картины, им сразу хочется изучать дальше. У них просыпается какая-то генетическая память, им хочется читать былины, им хочется изучать узоры: а почему лошадки такие, а почему кружева такие. Это так здорово, это так очень приятно и мило».
Часто Юлию спрашивают, где берёте идеи. На этот вопрос мастерица отвечает всегда одинаково: есть чувство, что картины уже где-то существуют, через меня они приходят в этот мир. Признаётся, садится делать одно, а получается совсем не задуманное. Часто у Юлии интересуются, откуда столько терпения.
Юлия Ра, художница:
«Меня частенько спрашивают, как хватает терпения? Потому что узоры все очень мелкие, и вот сидишь вот так, по каждой линеечке, потихонечку прорисовываешь, как хватает терпения? Я всегда говорю, что терпение — это когда ты себя заставляешь заниматься, а когда ты получаешь удовольствие, здесь идёт речь не о терпении, а об удовольствии».
Совсем недавно в Москве в Доме-музее Цветаевой мастерица запустила персональную выставку. Там представлены цветные работы. Но сейчас Юлия увлечена другим, чёрно-белым творчеством.
Юлия Ра, художница:
«Решила я поработать в чёрно-белом цвете. Взяла просто большой холст и начала прорисовывать славянских мифологических птиц. Потихонечку, просто пёрышко за пёрышком, и я просто получала от этого удовольствие, я отдыхала, успокаивалась. И прямо затянуло, процесс затянул, и я поняла, что, честно говоря, графика мне нравится больше».
Сейчас у этих чёрно-белых графических картин отличительная черта — фон. К нему привела трагедия, вспоминает мастерица.
Юлия Ра, художница:
«Когда я рисовала самую первую картину, так получилось, что у меня закончился линер, и я взяла другой, нарисовала узор, стала заливать лаком — и линер поплыл. Это была трагедия, это было ужасно, я расстроенная. У меня дочь говорит: «Так, спокойно, берём черным цветом заливаем границы».
Сейчас мастерица трудится над этой работой. Хотелось создать образ семьи, дома, образ чего-то такого родного, поэтому за основу здесь взяты полотенца — это то, что всегда было на наличниках, на скатах крыш, которые защищали от злых духов, нечисти и напастей. Символичность работы в том, что путь в творчество мастерице показали родители.
Юлия Ра, художница:
«Я сама родом из Наволок, мой любимый городок Ивановской области. У меня, кстати, моё творческое имя Юлия Ра. Ра — это первые буквы моей девичьей фамилии, которую дал мне папа, — Разова. Самое главное, что у меня родители простые люди, но они как раз заложили вот это творчество, стремление к творчеству, творческое начало, я им безумно благодарна».
Все узоры мастерица стилизует. Говорит, делаю сказку. Юлия старается вносить в работы и современность. Вспоминает, есть такая фраза, сохранение традиций — это передача огня, а не хранение пепла.
Юлия Ра, художница:
«Самое главное — просто повторить дуги, аккуратненько повторить дуги. Если будет криво, то ничего страшного в этом нет, потому что это ручное творчество, так сказать, а самое главное — просто прочувствуешь удовольствие от линий, от тоненьких-тоненьких линий, которые просто идут от души и всё. Зато и скажете, сложно это или нет».
- Это очень, я бы сказала, такой процесс, чтобы прямо погрузиться.
- Сосредоточиться.
- Сосредоточиться!
А на вопрос, какую энергию несёт та или иная мандала, Юлия всегда отвечает:
«Прислушайтесь к своему сердцу».