Писатель Андрей Рубанов — о новом взгляде на славянское фэнтези, договоре с лешим и русском матриархате.

Праздник, посвященный встрече весны, в Северной столице имеет особое значение — жители города всегда с трепетом ждут прихода теплых солнечных деньков. В преддверии начала масленичной недели «ПД» узнал, как возникла традиция отмечать Масленицу, и составил список мест, где пройдут самые шумные гуляния.

Цивилизации Евразии прошли долгий путь от каменных орудий до атомных электростанций, в то время как другие продолжают жить в каменном и бронзовом веке. В чем же дело? Геолог Илья Фомин утверждает, что причина проста: цивилизация может развиваться лишь там, где земная кора толста — ведь только тогда она может содержать месторождения металлов, которые делают возможным технический прогресс.

История с жертвоприношением верблюдов вызвала абсурдные обвинения в "сожжении заживо".

Площади тамбовских кладбищ ежегодно увеличиваются в размерах, найти на них место под захоронение или уже существующую могилу становится проблемой, стоимость похорон растет. Все чаще тамбовчане ищут на городской карте крематорий. Но такого ритуального учреждения в Тамбове нет. Городские власти планировали строительство крематория, но отказались от этой идеи на стадии переговоров с инвесторами, которые решили, что тамбовчане не готовы кремировать своих родных и близких.

Статья рассматривает в оригинале и русском переводе два первоисточника, которые могут быть полезны в исследованиях славянской языческой религии. Это, во-первых, фрагменты «Хронографии» византийского автора Иоанна Малалы’ (VI в.), в древнеславянском переводе которого (X в.) появляются теонимы Сварог и Дажьбог; далее фрагменты попали в «Повесть временных лет». Персонажей «Хронографии» по каким-то причинам древнеславянский книжник соотнёс со славянскими богами; объяснение этому нужно искать, опираясь на сам источник. Во-вторых, приводятся две народные сербские сказки, записанные в середине XIX в., где фигурирует некий Дабог, также соотносимый с Дажьбогом. Возможно, сказки можно рассматривать как пример сохранности (но в то же время и изменчивости) отдельных элементов язычества в народных преданиях. Помимо публикации первоисточников (часть их даётся в полном переводе на русский впервые), в статье анализируется история и сущность рассматриваемых текстов.

Сезонные переходы и их народные празднования часто сопровождаются разгулом, антиповедением, шумом, криками, демонстративным нарушением морали и устоев. Йоль, День всех святых, Масленица, Купала… Это переходы, связанные со смертью и возрождением, смертью одного периода и началом нового, а вместе с тем и с этапами в хозяйственной деятельности человека, его годового производительного цикла, с переходами от скудости к изобилию и наоборот.

Сегодня монеты — обычное для украинцев платежное средство. Но массово чеканить собственные монеты на Руси начали только в XIV ст (княжеские сребреники и златники для платежей практически не использовали). Чем же расплачивались наши предки в древние времена? И какие монеты были тогда в ходу?

В Македонии есть город Велес, который так и просится в аналогии с интернациональным славянским божеством Велесом. Тем более, что на той территории издревле был культ медвежьей головы — еще со времён неандертальцев. Город был основан на месте поселения в 168 году до нашей эры и изначально назывался иначе.

Еще до Крещения Руси идол Велеса находился в Киеве на Подоле, однако христиане уничтожили его в 988 году. Доподлинно неизвестно, когда начали отмечать этот праздник. Однако с приходом христианства его переименовали в день святого Власа. Согласно легенде, святой мученик жил в IV веке и был покровителем лесных зверей и заботился о бедных людях.

Поиск

Журнал Родноверие