Большинство европейских языков, включая славянские, составляют одну обширную семью — индо-европейскую — и имеют общие базовый словарь и грамматическую структуру. Однако языки самой северной части Европы принадлежат к совершенно иной лингвистической группе — финно-угорской. Среди них — финский, лопарский (саами), эстонский, ливонский и карельский. Кроме того, в России, к западу от Урала, обитают немногочисленные народы, такие, как эрза, коми, марийцы, мокша и удмурты, некоторые из которых остаются язычниками и по сей день. Марийцы и отдельные группы удмуртов сопротивлялись как христианизации, так и исламизации. Еще в 1870-х движение "Кугу сорта" ("Великая свеча") успешно противостояло попыткам церкви обратить марийцев в христианскую веру. Что касается Лапландии, то многократные попытки церкви, с 1389 по 1603 годы, покончить с язычеством вылились в конечном счете в "двойные" практики. После насильственного крещения саами "очищались" от последствий обращения жеванной корой ольхи, посвященной Лейб-Ольмаю, божеству, воплощением которого считался северный олень. Иоханн Шеффер, описывавший языческие практики Лапландии семнадцатого столетия, отмечал, что местная религия представляла собой "сплав язычества и христианства, очевидный для всех и, по-видимому, никем не осуждаемый". <...> Но и среди язычников были свои мученики, такие, как, например, noid (шаман), заживо сожженный вместе со своим барабаном в Арьеплоге в 1693 г. В Эстонии, во время восстания против датских захватчиков, язычники разрушили все церкви и усадьбы и убили множество священников и мирян. Для отмщения были призваны тевтонские рыцари, и многие тысячи мятежников погибли.

— Далеко ли до Глядкова? — спрашиваем у водителя "УАЗа" возле железнодорожной платформы Уваровка.

— А может, до Поповки все-таки? Вам ведь туда... — вкрадчиво спрашивает он.
Амулет на шее с магическим символом мгновенно объясняет факт ясновидения водителя. Такие амулеты носят члены языческой общины, без малого 20 лет живущие среди можайских лесов единой верой в силы природы и бога Сварога.

Российская академия наук, институт славяноведения На правах рукописи Специальность 10.01.09 — фольклористика Диссертация в виде научного доклада на соискание ученой степени доктора филологических наук Москва, РГГУ, 2001

В настоящем докладе излагаются основные положения, идеи, результаты многолетних научных исследований автора по проблеме изучения славянской демонологии. В более подробном изложении они представлены в монографии "Народная демонология и мифо-ритуальная традиция славян" (М., 2000; объем — 27 п.л.) и в серии работ по обозначенной теме (см. список основных трудов в конце доклада).

1. На первый взгляд может показаться, что проблема авторской индивидуальности вообще не имеет никакого отношения к фольклору -- искусству по природе своей внеавторскому и коллективному. Это, однако, не совсем так, поскольку существуют случаи, правда периферийные по отношению к основному массиву устных традиций, когда произведение, сохраняя родовые признаки фольклора, даже обретает имя создателя (подчас совпадающего с героем, например песня такого-то, сочиненная им самим).

Змей – очень древний и сложный образ; он связан со стихиями огня и воды; с небом, дарующим земле дождь; с самой землей и ее плодородием; с подземными пещерами и их богатствами; с культом предков. Но в то же время может вступать в отношения с живыми людьми, принимая человеческий облик.

Представления об этом мифологическом образе дошли до нас в разрушенном виде, и, чтобы восстановить его (если, конечно, это вообще возможно), нужно пройти через слой позднейших переосмыслений и переделок и собрать по крупицам то, что рассеяно в разных фольклорных жанрах, этнографических комплексах и прочих фактах народной культуры.

Неоязычниками в России принято именовать последователей религиозных и квазирелигиозных культов, сконструированных на основе представлений о дохристианской религии предков — как более или менее достоверных, так и измышленных.

Согласно данным Института археологии [1] в VIII -IX веках на территории Днепровско-Донского междуречья существовало раннегосударственное объединение русов, известное из средневековых византийских и европейских источников, как Русский каганат. Киевская Русь в последние десятилетия IX века стала наследницей Русского каганата.

Анализ проблематики, связанной с происхождением и функциями бога Хорса, целесообразно вести, взяв в качестве отправной точки рассмотрение источников, из которых можно извлечь информацию о природе этого божества в представлениях восточных славян.

В 1945 году помимо Великой Победы случилось быть ещё двум знаменательным явлениям. И хотя они попервоначалу оказались в тени главного события года и даже остались незамеченными широкой общественностью, но в дальнейшем определили картину мира едва ли не в большей степени. Точнее, Победа над странами Оси сказывалась в течение последующего полувека, а те два только начинают сказываться.

Если принять языческое определение Бога как Природы — Космос это живое тело живой Природы, у которой наличествуют разум, воля, чувство, душе, дух), а так его принимали, например, Спиноза и Гёте, то философия, наука и искусство становятся способами или формами богообщения и богопознания, т.е. непосредственным язычеством. А люди философии, науки и искусства — язычниками. Мало того, они становятся своего рода языческим духовенством.

Поиск

Журнал Родноверие