Недавно Россия и другие страны отметили ежегодный День славянской письменности и культуры.

Праздник связан с именами христианских святых Кирилла и Мефодия, создателями азбуки. Однако, по мнению многих ученых, славянские племена имели свою письменность в виде «черт и рез» или же «славянскую руницу» задолго до прибытия на Русь византийских монахов. Да и называть варварами и дикарями людей, оставивших после себя удивительные сооружения, выразительную образность языка, самобытный фольклор, дошедшие до наших дней обычаи и традиции, высокие нравственные идеалы, по меньшей мере, странно.

Многоцветные, будто мозаичные картины известного художника-славяниста Владимира Пингачёва словно обдают жизненной силой, повествуя о древних мистериях, творящихся в священных рощах, на море и в пылающих закатных небесах дохристианской Руси.

Древние славяне одушевляли природу, верили в существование сверхъестественных сил и таинственных чудищ. Важное место в их мировоззрении занимали домовые и кикиморы, русалки и лешие, змеи и упыри — существа низшей мифологии.

Осенью 2017 года в издательстве Принстонского университета вышла монография Гарриет Флауэр (Harriet Flower) под названием «The Dancing Lares and the Serpent in the Garden: Religion at the Roman Street Corner» («Танцующие лары и змей в саду: религия на углу римской улицы»). Книга, как следует из названия, посвящена одному аспекту древнеримских верований: что представляли собой лары — «духи-хранители», или «домовые», как их называют в отечественной литературе. Несмотря на узко заявленную тему, Флауэр ставит гораздо более широкие вопросы: как народная религия соотносится с государственными культами, как государство использует народную религию в своих целях и почему элиты плохо представляют себе, во что верят «широкие народные массы». Кроме того, Флауэр демонстрирует читателю, что не существует статичной, завершенной истории античности, и объясняет, зачем науке необходима постоянная ревизия.

Родиной тверских карел является Корельский уезд Водской пятины, а на территории современной Тверской области они появились на рубеже XV-XVI веков (точнее первая волна переселения относится к 1581-1595 годам), вторая основная переселенческая волна пришлась на период с 1617 по 1661 годы, после поражения в русско-шведской войне 1610-1617 г. По итогам заключенного мирного договора территория уезда отошла к Швеции, а политика к новым подданным шведской власти была жесткой.

Подойди поближе, загляни в оконце!.. Что тебе покажется, добрый молодец, что откроется тебе, красна девица?..

12-13 мая 2018 года община «Крина» провела в Ленинградской области традиционный фестиваль «Яра-Живица». На праздник собралось около пятидесяти человек.

Началось действо с хороводов на поле. В это время мужчины заканчивали вырезать изображения чуров. Были установлены (восстановлены) чуры Хорса и Купалы. Один до, другой – после хождения по лабиринту на холме.

Наш герой, который попросил не называть его имя, — голубоглазый и русоволосый мужчина среднего телосложения, хорошо одет и имеет семью. От большинства его отличает вера — он язычник. Уже несколько лет он живёт по законам природы и возрождает в Гродно старые традиции.

В последнее время в Карелию зачастили организованные путешественники. Однако любители самостоятельного экстремального туризма стремятся уехать подальше от популярных направлений. Таких мест в Карелии еще хватает.

Многочисленность мужского (как, впрочем, и женского) потомства Владимира отмечена многими источниками, древнерусскими и зарубежными. Однако среди них нельзя найти и двух, которые бы не имели серьезных разночтений.

Поиск

Журнал Родноверие