Целью статьи является исследование камней с изображениями знака в виде шеста с полусферой (и его вариаций). Камни с этим знаком четко выделяются в отдельный тип памятников. Подавляющее большинство данных знаков высечено на надгробных камнях. Существует мнение, что эта символика на землях Беларуси может свидетельствовать об этнической или даже религиозно-мифологической специфике [11: 81]. Между тем, до сих пор не были зафиксированы сведения об этом знаке во время полевых экспедиций. Мы не знаем, почему высекали именно этот знак, как он назывался, в какой хронологический период он использовался, на какой территории он распространен, каков смысл данной символики и т. п. В статье сделана попытка обозначить направления решения отмеченных проблем и ответить на эти вопросы.

Русское государство в Х веке было молодым, городов было меньше, чем в Византии или в германских землях. Славяне Х века жили в тесном контакте с природой, поэтому неудивительно, что они обожествляли природные явления и при помощи ритуалов пытались управлять ими.

Когда ногайка звонит мужу за тысячи километров с просьбой перезвонить его отцу – это не значит, что в семье что-то произошло. Просто свекра надо позвать на чай, а он читает газету (рубится в «Доту») и не видит знаков невестки. Нет, невестка не немая. Просто есть такой обычай — запрет разговаривать со старшими родственниками мужа. «Обычай избегания», как называют его ученые.

Волжская Булгария: войны с Русью, кипчаками и монголами, исламские миссионеры. Часть 3.

1. Славянская мифология – совокупность мифологических воззрений, верований и культов славянских народов.

Куликовская битва 1380 года, в которой сразились объединенные силы русских князей и войска ордынского темника Мамая, до сих пор вызывает серьёзные споры среди историков. Дискуссии идут по поводу оценки общего значения этой битвы для Руси, по составу участников и месту проведения самого сражения, по численности участников битвы и конечно, о числе погибших.

Жизнь любого жителя Руси, независимо от его сословной принадлежности, была расписана по часам. Чёткие правила касались не только каких-то глобальных дел, но и обычных будней. Даже интимные отношения супругов зависели от множества факторов. Именно поэтому дни, в которые супруги спали в одной постели, можно было пересчитать по пальцам.

Скоморохи веселили Русь с дохристианских времен. Одни исследователи считают их завуалированными жрецами языческого Велеса, другие приписывают им чисто культурную роль прародителей русского театра, а третьи проводят параллели между скоморошьими ватагами и первой агентурной сетью. Скоморохи имели большой вес в русском обществе, являясь дерзкой оппозицией церкви и государственной власти, что подтверждалось вековыми гонениями и притеснениями бродячих артистов.

Нартский эпос является не только источником для формирования представлений о социальном устройстве общества, но и позволяет взглянуть в замочную скважину двери, скрывающую теологические воззрения наших предков.

Дерево в мифологическом сознании адыгов являлось сакральным существом (ТхьэчIэгъ чъыг — дерево под Богом). Для адыгов функцию святилищ выполняли места со священными деревьями, священные рощи (Тхьэч1эгъ мэз — лес под Богом) являлись местом моления (тхьэлъэ1у – просьба Богу) и проведения ритуалов жертвоприношений.

Поиск

Журнал Родноверие