(Фото: Бартек Садовский / ФОРУМ)

В Польше все отчетливее видна практика родноверческих кругов, состоящая в попытках воссоздать славянский культ. Если научные исследования на сегодняшний день позволяют определить лишь основные положения религии западных славян, то попытки воссоздать конкретные ритуалы, способы отправления культа или даже содержание "молитв" обречены на неудачу.

В связи с этим нередко вместо так называемой "религии славян" мы наблюдаем неоязыческий синкретизм, уходящий корнями в лучше документированные кельтские или германские верования. Если к этому добавить заимствования из нью-эйдж или современного шаманизма, то получится взрывоопасная смесь, детонация которой не только заслонит историческую корректность, но, прежде всего, ударит по нашим душам.

Еще не оккультисты, но уже противники Церкви

В ночь с 21 на 22 июня в разных уголках Польши собрались сторонники неоязыческих ритуалов, чтобы отпраздновать Купальскую ночь. Наши предки собирались в самую короткую ночь в году, чтобы отпраздновать плодородие и урожай, жечь костры и бросать гирлянды в воду. Современная версия праздника, проходящего в Копец Краке в Кракове, была инициирована реформированными друидами Гайи Польши. Каждый историк или религиовед задается вопросом, с чем это связано, ведь в славянских верованиях мы не имели отношения ни к кельтским друидам, ни, тем более, к поклонникам языческой богини Геи. Подобных мероприятий в Польше, пересыпанных неоязыческой и оккультной новоязью, немало.

Однако не все родноверы выступают за смешение своих верований с оккультизмом и нью-эйджем.

Как отмечает Конрад Т. Левандовский, писатель-фантаст и член "Родной Церкви Польши":

"Мы последовательно избегаем смешения протославянских верований с нью-эйджем, оккультизмом и элементами германских и кельтских религий. Однажды случилось так, что на нашем обряде присутствовали сатанисты — их попросили уйти"

Однако их верования построены на неприятии — по их мнению — чуждого полякам католицизма, который должен был индоктринировать наш народ на протяжении более тысячи лет.

"Освободившись от его (католической индоктринации — прим. автора) влияния, человек потом не может удивляться, как можно всерьез воспринимать такие чуждые и абсурдные идеи. Например, то, что польская культура по сути своей матриархальна, а не патриархальна, как еврейская. Именно поэтому в нашей стране такую роль играет культ Девы Марии, фактически Матери Мокоши — богини Земли. Я считаю, что процесс инкультурации христианства необходимо обратить вспять и вернуть полякам их истинных Богов и Богинь — Мокошь, Ладу, Ягу и Зивию, скрытых под навязанной иудео-христианской символикой. Бог поляков называется Свентовит, а не Яхве!"

— утверждает Левандовский, который также читает лекции по славянскому богословию и ведет курсы для żerców (священников).

Источник иссяк

Даже такие "осторожные" родноверы, как представители РКП, должны, в конце концов, опираться в своих ритуалах на конкретные источники. И здесь возникает проблема, поскольку, как отметил выдающийся польский лингвист, член Государственной академии наук и искусств Стефан Урбанчик, история исследований религии славян — это история разочарований. Отягощенная большим исследовательским пессимизмом, эта область страдает от отсутствия достаточного количества источников, необходимых для реконструкции славянских верований.

Христианизация славян, населявших огромные пространства Европы, несмотря на участие образованного духовенства, не оставила после себя хотя бы одного связного источника, описывающего эту систему верований. У нас нет славянского аналога германской "Эдды" или скандинавских саг. Мы реконструируем славянскую систему верований на основе лаконичных упоминаний в трудах летописцев, оставшихся в пределах христианского культурного круга. Если о русинских верованиях мы имеем тексты ("Годовой роман"), швабских ("Хроника Тьетмара") или богемских ("Хроника богемцев" Космы), то Польша предстает здесь как белое пятно. Аноним по имени Галл или Винцентий Кадлубек не проявляют никакого интереса к дохристианской вере. Даже так называемая "языческая реакция" описывается как обусловленная скорее политическими, чем религиозными факторами. На польской земле не было ни свергнутых священников, ни преследуемых коренных верующих, ни людей, желавших "вернуться к вере предков".

"На самом деле ни один историк не зафиксировал подробностей верований в государстве первых Пястов. Имена богов не известны, за исключением, пожалуй, нескольких абсолютно базовых, таких как владыка неба и молний Перун. Не указаны ни обряды, ни места расположения храмов, ни какие-либо подробности культа. Ничего толком не известно"

— вспоминает Камиль Яницкий, историк, публицист и писатель.

Более того, добавляет он, весь славянский пантеон был придуман исходя из того, что почти все европейские религии имеют общие верования и идеи.

"Таким образом, достаточно было перенести на польскую почву чужие мифы, спустя сотни лет приправить их щепоткой фольклора и скрепить все это благозвучными языковыми изобретениями",

— добавляет он.

Классическим примером такого принятия желаемого за действительное является "Мифология славян" Ежи Гейштора — работа, в равной степени новаторская и полная догадок.

Прежде всего, огромную роль в отечественной реконструкции играет фольклор. Наблюдая за народными обрядами, пытаются разглядеть в них славянскую инспирацию. Различные аспекты фольклора — обычаи, праздники, магические практики, само восприятие мира — представляют собой широкое поле для "демонстрации" родноверов. Кроме того, праздники католического календаря пытаются прочесть в нативистских терминах, полагая, что церковь просто переписала существующие верования и облекла их в чуждую культуру. В таких случаях в качестве вспомогательного средства часто используются исследования религиоведов и этнологов, к которым, однако, следует подходить с должной осторожностью. Такие попытки, содержащие значительную долю домыслов и субъективных представлений, имеют очень большую погрешность.

Коренные верования под видом истории

Идеи коренных народов не обошли стороной и сообщество исторических реконструкторов. Среди приверженцев боя раннесредневековым оружием часто встречаются поклонники Перуна или Свентовида. По информации, полученной редакцией PCh24.pl, туземные верования находят все больше сторонников среди членов реконструкторских групп.

В основном этому подвержены те, кто занимается ранним средневековьем. По нашим данным, почти каждый четвертый член такой группы уже является родновером. На пикниках и слетах реконструкторских групп они строят шалаши и хижины, в которых совершают свои ритуалы. Молитвы возглавляют священники или проповедники, которые очень серьезно относятся к этой теме. Нередко в празднование "ранних культов" вовлекается и общественность, считая, что это просто развлечение. Такой подход таит в себе не только опасность увековечивания аисторических заблуждений, но, прежде всего, огромную духовную опасность.

Духовная пустота, поразившая западную цивилизацию, привела к тому, что поверхностные, примитивные и анимистические верования кажутся гораздо более привлекательными, чем Откровенная Истина.

Современные отечественные верующие не приняли близко к сердцу слова знатока предмета М. Элиаде, согласно которым "попытка реконструировать историю славянской религии обречена на провал"

Тем не менее, они пытаются продолжать свою миссию, зачастую сбиваясь с духовного пути. Парадоксально, но именно наши предки-славяне, услышав Благую Весть, стали верными последователями Христа. А Польша началась тогда, когда на этих землях появился истинный генератор цивилизации — католическая церковь.

Поиск

Журнал Родноверие