Вера или магия, духовная жизнь или оккультизм – что доставит душе человека желанное счастье?

Здравствуйте! В нерелигиозной среде бытует представление, что сначала возникло язычество, магия, вера в духов, а уже спустя тысячелетия появилось единобожие – вера в Бога-Творца. Но Священное Писание говорит, что на заре своего бытия человек пребывал в Раю в непосредственном ведении Бога. Утратив Рай, люди хранили память о Боге, причем одни служили Ему, другие же отвернулись, и так постепенно появилось язычество. Попробуем разобраться в этом вопросе.

Еще в 19-м веке ученые-религиоведы во главе с известным этнологом и культурологом Эдвардом Тэйлором полагали, что первоначальной религией был анимизм, вера в духов, которая развилась в политеизм – многобожие, и лишь на пике эволюции возник монотеизм – единобожие. В качестве аргумента указывали на сохранившиеся дикие племена, от поколения к поколению передававшие свои магические ритуалы и веру в духов.

Однако более подробные исследования открыли потрясающие вещи. Оказалось, что практически все неписьменные народы, так сказать народы дикие, знают о всемогущем и предвечном Творце мира, пребывающем на небесах.

Народы, не имеющие письменности, очень трепетно относятся к преданию. И далеко не всякому встречному там раскроют священную тайну. Но к 20-му веку накопилось множество свидетельств путешественников, исследователей и миссионеров, посещавших дикие племена в самых разных уголках нашего мира. Сначала эти данные обобщил шотландский этнограф Эндрю Лэнг, издав книгу «Становление религии». Затем огромное исследование провел немецкий этнограф Вильгельм Шмидт, опубликовав двенадцатитомную монографию «Истоки представлений о Боге». Осмысление полученных данных продолжается в наши дни.

Оказалось, что почти все дикие, языческие, не имеющие письменности народы, не важно в какой части мира они живут, имеют во глубине своих священных преданий представление о Высшем, надмирном Верховном Боге-Творце. И это не просто бог – покровитель племени, а именно вселенский Бог, Который вечен, всегда был и Который сотворил наш мир. Местопребыванием Его называется небо или нечто превыше небес, но никогда – земля или преисподняя.

Живущие на побережьях Ледовитого океана ненцы называют Его на своем языке Нум, то есть «Небо».

Австралийские аборигены на берегах залива Шолхейвен называют Его Мирирул, то есть

«Тот, Который на небе»

Охотники Огненной Земли из племени селкнам называют Его Темаукель –

«Тот, Кто над этим»

Но имя это считается настолько священным, что обычно о Творце говорят иносказательно:

«Соонх-хаскан» (Небожитель) или «Соонх кас пемер» (Тот, Кто на небесах)

Какие бы ни встречались дикие языческие племена, будь то Африка, Индонезия или Америка, везде есть предание о надмирном Боге, Отце всего. Согласно этим преданиям, Он всемогущ и всеведущ. Никто не приходит в мир и не уходит без Его воли.

Но Сам Он, как говорят индонезийские батаки,

«Муладжади на болон» – «Тот, чье начало в Нем Самом»

Представления о Боге-Творце у примитивных племен вовсе не такие примитивные. Есть даже предания, например, у некоторых африканских племен, что когда-то Бог жил среди людей, но удалился из мира из-за какого-то проступка женщины.

Удивительно другое. Невзирая на все эти предания, языческие племена почти никогда не обращаются к Нему в своих молениях. Высший, Всемогущий, надмирный Бог-Творец оказался в религиозной практике язычников забыт. Он вытеснен в тайные предания, которые не разглашают женщинам, детям, иноплеменникам, местами их хранят лишь несколько старцев племени. А в реальной религиозной практике Его не вспоминают.

Есть такое наблюдение – забывается ненужное. По какой-то причине Бог стал не нужен языческим племенам. От Него отвернулись и вместо Бога обратились к духам – бесплотным сущностям, наполняющим грешный мир и вступающим в контакт с людьми посредством магии.

Вот так научные данные подтверждают ту трагедию человечества, случившуюся на заре истории. Утратив общение с Богом и оказавшись вне Рая, люди погрузились в язычество, которое, по сути, есть общение с падшими духами. Память о Боге хранилась в тайных преданиях, иной раз, конечно, подвергаясь страшным трансформациям, но она не исчезла полностью. Когда же язычникам благовествуется Евангелие, они вновь возвращаются к Тому Самому забытому Богу, от Которого некогда отвернулись. Вот почему особую ценность имеют слова Христа: «Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь» (Мф. 28:19-20). Всего доброго вам!

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Поиск

Журнал Родноверие