С каждым годом в Украине все шире и ярче отмечается ночь на 7 июля – так называемого Купала. Очень часто этот «праздник» называют «Ивана Купала», но это неправильно.

В Православной Церкви в этот день приходится праздник Рождества Иоанна Предтечи

У язычников ни о каком «Ивана» и речи быть не может. Название «Купала» связана с одним из ритуальных действ этого праздника. Купало – один из главных праздников древних язычников – славян, хотя происхождение у него скорее всего не славянское. Купало – праздник Ярыла – божества солнца. Купало был в первом ряду языческих богов и считался богом земных плодов, третьим или пятым по значимости после Перуна. Языческих культов солнца не счесть. Любить солнце – это не просто традиция язычников, это их незыблемое правило. Солнышко начинает идти на спад – «умирает», и надо его «подкормить». Во всех солнечных культах в этот день обязательно приносились жертвы. Птицы, животные, а порой и люди сжигались в виде приношения солнцу, обожествлялось, чтобы их энергией оно «подкормилось» и не «умерло».

Дым жертвенного огня, согласно языческим поверьям – кратчайший способ доставки энергии жертв на «небо». Именно поэтому в ночь Купала принято жечь костры, это – остаточное явление древних культов, смысл которых уже не помнят и сами язычники. С этим и связан обычай прыгать через костер – это то, что осталось от жеребьевки. Выбрать человеческую жертву иногда не решался даже жрец. Поэтому ребята прыгали через костер до тех пор, пока кто-нибудь не падал в него. Считалось, что таким образом «боги» выбрали себе жертву (интересно, знают те, кто сейчас прыгает через костер о том, что они изображают потенциального покойника?).

После принесения жертв начинались оргии. Поскольку с солнцем ассоциировалось плодотворное начало, и оно считалось источником жизни и плодородия, то и его культ имел в виду именно это активное «оплодотворение» – совокупление со случайным партнером и было кульминацией «странной и таинственной» ночи Купалы.

Можно привести один из описаний этого праздника: «Испокон веков в ночь накануне Ивана Купала в русских деревнях следовали обычаю, уравнивающий шансы всех женщин и девушек в законном желании иметь потомство. В деревнях в это время устраивались веселые сборища с хороводами специально для тех, кто засиделся в девках. Девушки, которым не повезло с внешними данными и кому не досталось богатого приданого, чтобы смягчить ошибку природы и обрести счастье в личной жизни, один раз в году получали шанс найти хотя бы радость материнства, если уж радости взаимной любви и семейной жизни обходили их стороной.

В ночь накануне Ивана Купала старые девы имели право зачать от любого мужчины в селе, не заслужив осуждение соседей и не наведя вечного позора на голову своего будущего ребенка. Каждой девушке, потерявшей надежду найти себе мужа, разрешалось взять с хоровода мужчину, который ей присмотрелся, в независимости от того, был он женат или холост. И никто не смел отказываться от этого «почетного долга».

Если девушке в эту ночь везло, то через девять месяцев все село праздновало рождение младенца, которого все считали своим долгом любить и лелеять. Отца ему заменяло все село. И даже если кто-то из женщин замечал, что ребенок слишком похоже на ее благоверного, это не давало ей законных оснований упрекнуть мужа в измене: супружеская верность – это, конечно, хорошо и правильно, но право старой девы в ночь на Ивана Купала «священное». «В древности, дети, зачатые во время купальских праздников, считались самыми смелыми и сильными воинами».

Комментарии здесь, пожалуй, излишни, вот тебе свобода и никакой морали.

А вот как описывают обряды этого праздника современные неоязычники: «Девушки и женщины, стоя сбоку, обсуждают будущих суженых, парни и мужчины гадают, выберет кто их или нет, повезет либо не повезет. За этим наблюдает жрец – чтобы был мир и порядок – отвечает на вопросы с одной и с другой стороны. Начинается обряд выбора суженых. Девушка бьет парня ладонью по плечу и убегает, а тот бежит вслед и догоняет. Поймав девушку, парень подводит ее к малому костру, через который они вместе прыгают. Если во время прыжка руки не разойдутся, то это означает, что парень и девушка стали сужеными. Если же расходятся, то оба ищут себе другую пару для прыжка (и не только для прыжка). На берегу суженые обмениваются венками, после чего каждый кладет свой венок на плот из дерева и соломы, ставит в середину венка горящую свечу, и пускает его по воде. После этого суженые (т.е. те, которые стали таковыми до рассвета), взявшись за руки, последний раз перепрыгивают через купальский огонь и бегут к реке. После этого суженые купаются голыми в реке и идут «мять траву», «искать Купальский цветок» … Такой обычай ».

О том, что происходит, по языческой инструкции, далее, подробно говорить не будем. Сами составители инструкции, понимая «специфичность» своих рекомендаций, спешат добавить, что это «не есть прелюбодеяние, но торжественная жертва богам», и «детей, зачатых в купальскую ночь, боги наделяют волшебной силой». Вот она, полная правда о «безобидном», «народном» празднике.

Купала – день узаконенного разврата

Собственно это не новшество. У многих язычников в ходу была храмовая проституция, оргии в праздники и так далее. Все это тоже считалось «жертвой богам», и не менее «торжественно». Каким богам? Для православного человека ответ на этот вопрос достаточно ясен – демонам.

На протяжении всей истории христианской Руси – Украины с языческими купальскими обрядами боролось духовенство Православной Церкви, призывая своих духовных чад не участвовать в этих бесовских забавах и жертвоприношениях. Против купальских обрядов направлялись правила церковного собора 1551, известного под названием «Стоглав». В 1723 г.. Перемышилький собор постановил запретить танцы и развлечения у купальского огня, как суеверный обычай. В памятках XVIII в. бесчисленное количество документов о запрете купальских обрядов. В 1719 гетман Скоропадский издал универсал «о вечерницах, кулачных боях, сборищах под Ивана Купала и проч.». Универсал предоставлял право физически наказывать (вязать, бить палками) всех, кто осмелился бы принять участие в «безчинных гуляньях». Духовным властям также предписывалось непокорных отлучать от церкви.

Бог Истинный – Бог чистоты и святости. Заповеди призывают к супружеской верности, защищают святыню семьи. Разнузданный разврат под видом «захватывающего богослужения» – жертва сатане. Не выдуманному рукотворному Ярылу, а реальному духу лжи и смерти.

Светские организаторы купальских празднований, конечно, не предполагают для своих вечеринок подобного сценария и даже не говорят об этом, но, внедряя этот праздник в народное сознание, они закладывают фундамент к возрождению его во всей полноте. Где гарантия, что через несколько лет, привыкшие к Купалу люди, не узнают о его полном «сценарии» и не начнут воспроизводить его?

Даже поверхностное знакомство с Купалом показывает, что ни сам предмет поклонения – «бог» Ярыло, ни нравственное содержание праздника, ничего хорошего не несут человеку. Естественно, сложно предполагать, что кто-то всерьез верит сейчас в «бога» Ярыла. Но и обычного человека, пришедшего на Купала просто отдохнуть, этот праздник не сделает лучше и чище. В лучшем случае он сможет «расслабиться». В худшем – потеряет ум и сердце (если ему еще есть что терять в этом плане).

Возникает впечатление, что кто-то целенаправленно стремится вырастить из молодежи кого угодно, но не нормальных людей – хороших мужей и жен, отцов и матерей, полноценных и ответственных членов общества. В эти июльские дни от СМИ можно только услышать очень краткую информацию, что православные 7 июля «отмечают» праздник Иоанна Крестителя, а далее – сплошное Ивана Купала с разбором гадательных практик и формой купальских костров, характеристикой 12 трав для венков, формы и технологии изготовления «оберегов» и тексты заговоров. Цель одна: сделать из православного праздника, дня памяти и молитвы, очередной праздник похоти.

Еще один интересный знак времени – попытка обьязычить христианские праздники. На Андрея и Святки у нас – гадают, на Троицу – плетут венки, на Петра и Павла – танцуют и гуляют. То есть праздники, по происхождению и сути христианские, лишаются своего духовного и воспитательного содержания, становятся поводом или к обычному отдыху или, что еще хуже – к оккультным делам (гаданию), пьянству и разврату. Брать христианскую вывеску и под ней делать то, что чуждо христианству и таким образом спекулировать на чужом авторитете – просто не этично.

Если кому-то хочется стать язычниками, прыгать через костры, гадать, осуществлять ритуальные купания, блудить с первым встречным, приносить под кустами «Торжественно жертву богам», – пожалуйста, у нас страна свободная (по крайней мере в этом). Но, возрождая праздник с языческим корнями необходимо проинформировать людей, сказать о нем всю правду, чтобы они могли сделать свободный выбор.

Для православного христианина, участвовать в таких языческих праздниках недопустимо. Поэтому призываю всех жителей нашего любимого города быть благоразумными, истинными христианами – не предавать Христа участвуя в этом бесчинстве. Каждый год на р.Бритай и других водоемах города и района происходят так называемые “гулянья”, а ведь никто не задумывается даже о смысле этого “действа” и о последствиях. А ведь они будут.
Мы должны стремиться наоборот к духовному, нравственному возрастанию нашего народа, а не деградировать и быть аморальными.

Каждый из нас должен знать всю правду об истории этого языческого праздника и призвать других не участвовать в нем. Тем более, что 7 июля мы празднуем рождество Иоанна Предтечи о котором сказал Спаситель, что нет большего от рожденных женами чем Иоанн, поэтому следует сходить в храм, прославить Крестителя Господня и обратиться к нему с молитвой.

Поиск

Журнал Родноверие