Кто-нибудь задавался вопросом: почему «ель» рождественская, а «ёлка» — новогодняя? Так ведь в этом заключена разница двух праздников, которые объединили в один плавным переходом от астрономического празднования к календарному. Всё дело в том, что ель не просто дерево, а сакральное дерево наших предков. Смена верований не повлияла на трепетное отношение к Ели, которая подвергалась гонениям в нашу эру католическим Римом. Правда, ёлке немного досталось и в советское время.
Сейчас не только Рождество, но и Новый год без ёлки не обходится. Конечно, сакральность Ели, которой издревле поклонялись русы, полностью и надолго исключить в католических странах не получилось. Зато историю образования праздника католики-европейцы теперь истолковывают по-разному и всё ещё пытаются приписать древние традиции русов себе. Не одно столетие настойчиво внедряется ложь, которая со временем многими принималась и принимается за правду. Историю европейскую западники настолько запутали, что найти истоки сложновато, а среднестатистический гражданин и вовсе не будет разбираться. Поэтому спокойненько выдается за греческую подлинность греческая литературная версия славянской мифологии. Собственно, как и римские мифы, заимствованные у греков и рядом проживающих близкородственных племён. Заметьте: не итальянские мифы, а римские! Причём италиков, образовавших государство Италию, тогда оказалось больше. Город Рим всего лишь небольшое государство на территории Италии. А в российских школах заучивают на память «греческие мифы», забыв о собственных, славяно-русских. Наших детей вынуждают называть богов другими именами, которые им дали новые народы: вместо Яры – Гера, вместо Купало – Аполлон… Греки и не скрывали, что лучезарный бог пришёл с русского Севера, что они отправляли ежегодные дары северянам.
Известно, что древние русы-язычники поклонялись Ели, о чём свидетельствуют многочисленные русские народные обычаи, предания, песни, поговорки, пословицы, обережные вышивки. Изначально к Ели ходили в ельники для совершения молитв и жертвенных подношений, а в дом вносились только еловые ветки. Большие перемены произошли уже в нашу эру. Есть версия, что именно кельты (греческое название колдунов или галлы – римское), кроме еловых ветвей, внесли в дом и впервые нарядили ёлку, развешивая на ветках и яблоки, и орехи, и сладости-печёности…
За что же Ели и Ёлке такая честь: быть самой главной на зимних праздниках? Пирамидальность и конусообразность свойственна многим деревьям, но общее признание Ели принесла не только коническая крона и вид, напоминающий пламя горящей свечи. Наши предки верили, что в густых ветках Ели живут духи. Если они будут недовольны, то могут наслать всякие напасти. Стоит их задобрить, и они тут же поделятся секретами, исполнят желание, станут помощниками в делах или дадут исцеление. Еловое вечнозелёное дерево стало символом единения земного и небесного. Это её веточки вносили в дом как оберег накануне Дня зимнего солнцестояния, когда пробуждаются злые духи. Сейчас известно, что фитонциды хвои дезинфицируют помещение. В Древней Греции ветки ели использовались в ритуалах и прорицаниях. У кельтов-друидов 23 декабря считалось Днём Ели. Племена индейцев использовали ель при головной боли. Славянские традиции лечения с помощью ели очень богаты. Еловая хвоя и или молодых кончиков еловых веток использовалась для приготовления бальзамов от цинги, легочных болезней, излечения ран и язв, при обветривании и трещинах рук. Смола ели также заживляет раны. Из внутренней коры делали настойки для припарок. В то же врем наилучшие музыкальные инструменты делают из древесины ели. Еловые семена и шишки тоже не пропадали зря. Женщины на Руси носили головные уборы, называемые «шишак», имитирующие шишки ели.
Конечно, сакральность Ели, которой издревле поклонялись русы, полностью и надолго исключить в католических странах не получилось. Зато историю образования праздника они решили истолковывать на свой манер и всё ещё пытаются приписать к собственной древности. Существуют разные легенды, которые очень уж разнятся, но претендуют на первенство. Больше всех постарались немцы, присваивая чужую традицию. Явление Ели-Ёлки на Рождество якобы впервые произошло в начале XV века именно в «древней» Германии и даже обычай наряжать красавицу тоже якобы оттуда, правда, значительно позже — с XVII века. Вот отсюда ноги и растут, которые «принесли» народам Севера существующие там их же собственные древние обычаи. И даже пожадничали: приписали себе скандинавское название – Йоль, хотя своё название Рождества есть. Как выяснилось, за легендарное германское первенство вступили в борьбу монах Бонифаций и Мартин Лютер, поскольку легенды две. Решили и прибалтийские страны подсуетиться с легендами о Ели – эстонцы (1441 г.) и латвийцы (1510 г.), но перебило всё ливонское «Братство черноголовых» ещё до латво-эстонских образований. Как-то не упоминается то, что изначально в Ливонии жили русичи, так что в любом случае первые ёлки им и принадлежали.
По древней традиции русов накануне дня зимнего солнцестояния в дом вносились еловые ветки — старинный оберег от злых духов, которых стоило опасаться. Ведь с приходом солнцеворота наступала и самая длинная ночь в году, когда старое солнце умирало и появлялся Карачун – злой дух в сопровождении духов-помощников, которые устраивали свои шальные празднества. Сейчас таких шальных празднеств в Европе полно, только новоявленного духа всегда рядом с Сантой можно увидеть.
Мало кто помнит, что в период разгула духов Ель вносили в свой дом для изгнания нечистой силы. На сегодняшний день нам известно, что фитонциды хвои обеззараживают воздух. Откуда об этом знали в древности, не известно, но издревле с помощью хвойных веток окуривали жилые помещения. Также её принято упоминать, говоря об истоках заимствованных ритуалов в античные времена на территории современной Греции: использовались еловые ветви при жреческих прорицаниях и для обострения интуиции.
Известная всем вечнозелёная Ель издревле считалась символом долголетия, бессмертия и вечной молодости. Она круглый год не спит, даже не вздремнёт, оберегая людей, да и других дел у неё полным-полно. Ветви Ели использовались и для защиты домашнего скота, и для процеживания молока, чтобы продлить срок годности. С незапамятных времён шишки, кора, древесина, почки, игольчатые листья, ветви, живица елового дерева широко применяются в медицине и косметологии. Востребована древесина Ели в целлюлозно-бумажной и кожевенной промышленности, в строительстве, кроме того, это самый удивительный материал для изготовления музыкальных инструментов.
Сакральность Ели, по всей вероятности, заключена не только в вечнозелёных ветвях, но ещё и в её пирамидальной, конусообразной форме. Суживающаяся кверху крона – словно горящее пламя свечи, стала символом земного и небесного огня. Дереву Ели поклонялись с глубокой древности, не рубили без причины, а приносили дары, на неё молились. Без еловых ветвей не обходился ни одни праздник и сейчас можно увидеть некоторые старинные традиции. В свадебных обрядах тоже присутствовала ель. Если девица засиживалась в девках, на угол её дома прибивали ёлку — это означало брачный призыв. Масленицу изготовляли из еловых веток. Иконы в основном писали на еловых досках. При закладке нового дома для нижнего венца выбирали ель, которой означала символику «души предков».
Ель считается посредницей между миром мертвых и живых. К погребальным обрядам Ель имеет отношение, но только как сакральное дерево, поддерживающее связь с потусторонним миром, духами умерших предков. До сих пор жив обычай устилать еловыми ветками путь умершего. Делалось это для облегчения страдания души, покидающей землю. Нельзя называть Ель «деревом мёртвых» или «деревом смерти», ведь живёт она в мире живых, которых хранит и оберегает.
Существуют поверья, что дерево – путь, ведущий в мифическую страну Вырей. Именно по нему осенью змеи туда и направляются. С этим связны легенды, сказания, пословицы и поговорки о красивом вечнозелёном еловом дереве. К примеру, русская сказка «Королева ужей» о девушке с именем Ель, чьё имя стало принадлежать этому дереву. Некоторым девушкам даётся имя Ёлка. Похоже, имя Елена также принадлежит Ели, как и русское мужское имя Елисей. Поскольку имеется множество разных толкований имени Елена, то считать это имя греческим не стоит. Якобы связано имя с лучами солнца, светом, сиянием, огнём, даже луной. К тому же «греки» называют себя эллинами, а это словно отголосок далёкого прошлого – «эль» созвучно слову «ель». Самое интересное, что слова эль-ель-йоль-йуль знакомы не только европейцам. Не надо забывать о русском слове – елей, секрет создания которого оберегается. У православных марийцев (волжских финнов) христианское Рождество празднуется одновременно с нашим, и обрядовый праздник называется Шорык йол («солнечный луч»). Даже реку Волгу они называют Юл (Йыл). У проживающих по соседству татар «шорыкйол» — «луч востока». Словом, чем дальше на Восток, тем больше удивления… А там когда-то было огромнейшее государство Тартария, о котором поговорим в одной из евразийских хроник.
В наше время как-то странно грамотность многих близится к нулю, судя по многочисленным интернетным заимствованным публикациям чужих приглянувшихся мыслей. Но главное – это всё повторяется и русскими. Стыдно за русских, которые пишут вот такое: «У русских существует легенда о проклятии ели и сосны за то, что не вняли просьбе Христа не шуметь и не мешать ему, когда он молился в Гефсиманском саду (Меленковский у. Владимирской губ.) (Максимов 1989: 174)». Ясное дело, что распространители этой информации о ели питают ненависть ко всему, что связано с традициями русов. Стоило бы подумать, нужно ли повторять явно сфабрикованные легенды с проклятиями. Расширять свой кругозор такие писательствующие авторы даже не собираются, не проверяют достоверность заимствованных «фактов». А ведь чего проще — проверить, что росло в том саду в упоминаемые времена. Ели там не росли, а низкорослые сосны произрастали только в горах. Нет, ну можно предположить, что привезли с далёкого севера елочку с сосёночкой и высадили там. Только с какой стати русским проклинать чьи-то ели и сосны, проживая на другом конце света? Да, о ели, еловых ветках, связанных с христианскими рождественскими праздниками, помнят даже там, где раньше ели не росли, где вместо еловых используются ветки вечнозелёных хвойных деревьев и кустарников, в том числе и омела. Родина ели – северные регионы Земли и, конечно же, Россия.
Постепенно ёлочные ритуалы обретали новые действа с использованием зажжённых восковых свечей на ветвях Ели, на праздничных венках из еловых веток. Традиции празднования Нового года формировались до нашей эры. Религия кельтов-друидов и Древнего Рима, тесно связана с дохристианским Рождеством. С расселением кельтов по европейской территории, в том числе и в Риме, и на «оловянных» островах», как называли Британию в те далёкие времена, распространялись и праздничные традиции с омелой и остролистом. Известно, что европейская территория была заселена славянским населением ещё до нашей эры, а кельты, пеласги, бритты, скандинавы также относились к славянскому люду и говорили на близкородственных языках русов. Считается, что до этого 8 веков кельты мирно жили на территории Римской империи и пользовались уважением окружающих. Видимо, страх перед кельтскими жрецами-друидами был настолько велик, что друзей-галлов с их магией просто уничтожали не один год. Крушение мира кельтов началось с Юлия Цезаря, который фактически устроил первый геноцид славянского населения Европы. Но ещё в I веке нашей эры странствующие друиды встречались.
Скандинавы, также были причастны к культу поклонения деревьям, в том числе и Ели. Изначально для поклонения Ели ходили в ельники, которым приносили и овсяные лепешки, и зажжённые факелы… Возможно это считалось подношениям духам предков, которых издревле почитали славяне. Позднее Ель обрела функции Йольского дерева (Дерево Желаний) и под Ель складывали подношения и подарки для эльфов и фей, которые любили отдыхать на ветвях дерева. Об этих волшебных существах наибольшее число сказаний сохранили ирландцы.
Любым земным событиям присущ поиск начальной точки отсчёта. Такая точка имеется и у одного из самых популярных и любимых зимних праздников. Пожалуй, началом можно назвать рождение идеи, которая постепенно обрастала традициями, совершенствовалась, изменялась, но всегда напоминала о себе своим присутствием.
Обычай по-особому отмечать приход Нового года якобы впервые появился в Месопотамии и был связан с земледельческими работами, начинавшимися в конце марта. По мнению учёных, первый известный новый год был встречен в III тыс. до н. э. Двенадцатидневное празднование сопровождалось торжественным шествиями и развлечениями. Приходящий Новый год встречали весной или осенью, связывалась дата с полнолуниями или началом сельхозработ, поэтому в некоторых странах новогодье отмечается в разные сезонные даты. Согласно древним верованиям народов, появлялись особые ритуалы при подготовки к новому календарному исчислению в отличие от астрономического. Постепенно менялись даты и некоторые ритуалы, а новогодние традиции, дошедшие до дня сегодняшнего, всем известны. Теперь точка отсчёта начала года для многих стран — 1 января. Зато астрономические даты, связанные с солнцестоянием и равноденствием, остались неизменными и по-прежнему считаются важными для жителей Земли. Но действительно ли с Месопотамии начался календарный и астрономический отсчёт?
День зимнего солнцестояния, о котором сейчас знают во всём мире, нашим предкам русам был знаком с незапамятных времён. Их астральная религия окончательно сформировалась в период развитой системы письменности на основе многотысячелетних наблюдений за небесными светилами и накопленных научных знаний по математике, геометрии, астрономии… Самый древний солнечно-лунный календарь землян был найден в Сибири уже давно, но школьные учебники, как и многие учёные, об этом умалчивают. Недалеко от Ачинска археологами в 60-х годах была найдена первобытная стоянка возраста 20-28 тыс. лет, обнаруженному жезлу примерно 18 тыс. лет. Жезл обнаружили в начале 70-х, и сделан он из бивня мамонта в виде фаллического символа, с нанесёнными на спиральные узоры 1065 лунок и вдавливаний. Исследования позволили установить, что календарная система жезла имеет привязку к дням осеннего и весеннего равноденствия, летнего и зимнего солнцестояния. Но вскоре как-то неожиданно этот жезл исчез, а все, кто был причастен к этому тихо умолкли и растворились. Судьба ачинского жезла, принадлежавшего, по всей видимости, древнему волхву-колдуну, не известна. Остались только описания исследования академика РАЕН В.Е. Ларичева и его книга "Мудрость змеи". Так что именно в Сибири зарождались первые цивилизации и традиции русов, которые спустя тысячелетия попали в Месопотамию, а потом постепенно перемещались на территорию Европы.
Многие знают, что празднование Нового года имело множество дат, или что иранский царь Дарий для празднования Нового года – Навруза — построил священный город Персеполь. У жителей Древнего Вавилона Новый год начинался весной. Скандинавы праздновали новый год в октябре, но эта традиция хоть и ушла в прошлое, но не забыта, поэтому подготовка к современному Рождеству и Новому году начинается в конце октября. Кельты, жители Галлии (территория современной Франции и части Англии), встречали также новый год в конце октября — Samhain (конец лета)- так назывался праздник встречи нового года. В канун праздника кельты украшали свой дом омелой для очищения своего жилища от злых духов и было принято дарить друг другу подарки к праздникам. Традиция с омелой до сих пор осталась у англичан, обретя новые викторианские ритуалы с поцелуями под омелой. В Древней Руси новый год начинался в марте. В конце Х века на Руси было принято христианство, в связи с этим новый год переместился на первый день осени — 1 сентября. На Новый год жители Руси выпекали из теста фигурки животных.
Как-то увидела в Википедии толкование заинтересовавшего меня некоего «мифа» и обратила внимание на один момент, касающийся славянского бога Коляды. Замечу, что многие занимаются толкованием имён богов, не будучи в теме. Вот и Коляда в Википедии получил новое толкование — от латинского слова «calendae» («первый день месяца»), хотя «календарь» не римское изобретение. Скорее, русскому Коляде они обязаны календарём. Ну не любят русских богов в Европе. Наверное, поэтому всех переименовали в новосоздаваемых мифах и литературно оформили. Слово «коло» — никаким боком не латинское, а древнерусское, обозначающее центр вращения — «ось мира», которая связывает землю и небо. Кол — всем известная в быту заострённая палка, но в мифологии и религии стал особым символом и назывался Мировой Осью, вокруг которой вертится всё земное и небесное, порождая образ круга — коло.
Прежде чем верить интернетным всезнайкам, в частности, многоликой Википедии, нарушительницы законов РФ, стоит хорошо подумать. Не всегда многоязычным веб-сайтом подаётся информация, которая заслуживает полного доверия. Владелец сайта – американская некоммерческая организация «Фонд Викимедиа». Да и вообще, к любым интернетным источникам, особенно к толковым словарям, в наше время стоит относиться с осторожностью. По большому счёту даже учёный мир бывает разноликим в этом плане. Поразило в Википедии и то, что светлого бога Солнца называют существом, которым взрослые якобы не просто пугали детей, а ещё использовали его имя как бранное слово. Карачун даже не упоминается, а ведь именно он злой дух, которого боялись. Пожалуй, в советское время уже никто никого не боялся и мог допустить вольность. Хотя в отношении этого духа вряд ли кто стал бы использовать бранные слова, упоминая его имя. Вот и Коляду вряд ли кто стал бы позорить. Никогда не слышала, чтобы зимние колядки кто-то упоминал с негативом.
Иногда даётся ссылка на источник с шифровкой: «СРНГ, 1978, с. 221–222», оказавшаяся продолжением всё той же выше названной Википедии: «Слова;рь ру;сских наро;дных го;воров» (сокращённо СРНГ) — крупнейший дифференциальный полидиалектный словарь русского языка, включающий зафиксированную в разных источниках диалектную лексику и фразеологию XIX—XX веков.
Публикуется отдельными выпусками на протяжении более 50 лет, начиная с 1965 года. По оценке составителей и редакторов, в настоящее время работа над словарём «близится к завершению». Можно сказать, что лет двадцать назад уже стоило бы это издание отредактировать и привести в соответствие с духом времени. Источником информации оказался автор словаря С. А. Мызников — российский лингвист, доктор филологических наук, который добросовестно собирал и записывал лингвистические факты в прошлом веке и подводил некоторые итоги лексикографической работы. Вот ему и попался «коляда» в таком негативном виде. Даже не удивилась, т.к. народные верования и знания о наших мифах в советское время не поощрялось. Но в наш век-то уже появились новые факты и другое отношение к древним традициям предков. Зато русский народ теперь большой знаток греческих мифологий, заимствованных у русов и олитературенных ими на свой лад. Российское образование, переименованное в просвещение, не занимается пересмотром отношений к славянским мифам.
Впервые 1 января стали праздновать Новый год в 46 году до н.э., когда Юлий Цезарь ввел новый календарь (сейчас его называют Юлианским). Назвали праздник «Календы». Умыкнули римляне славянский праздник с календарём. И как-то странно все забыли о сказанном Д. М. Щепкиным (1817-1857 гг., русский филолог, старший сын артиста М.С. Щепкина) — о происхождении слов «коляда» и «колядки» от слова «колед» со значением «вокруг идущий», либо от слова «коледа», т.е. «круговые яства». Предполагаю, что букву Е сменили на Я ещё в 19 веке, если не раньше. Кто-то очень постарался придать «лядский вид» Богу Времени Коледе, имеющем отношение к созданию календаря до римлян. Стоит вспомнить и «коледарного царя», несшего ель в сопровождении участников колядок. Вполне возможно, что с принятием христианства на Руси именно бога Коленду переименовали в Николу Угодника как приемника языческих традиций. Имя святого почитали как бога и старались не давать его имя детям, чтобы не нарушать святость Николы Угодника. Праздник Николы Зимнего 19 декабря сопровождался святочными посиделками. В имени Никола, как и у Коледы, присутствует «коло» — круг. Традиция хороводов, которые водили вокруг ели и ёлки, тоже имеет отношение к кругу. Греки подсуетились, как всегда, и прибрали имя Никола себе, сделав Николаем, заявив, что древнее русское имя Никола образовано от их Николая. Наверное, известный всем Saint Nicholas обрёл европейскую известность благодаря грекам.
Похоже, что ещё в дохристианский период, со Дня зимнего солнцестояния, в европейских странах появился злой дух Крампус в противовес славянскому злому духу Карачуну. В европроцессе создавался новый образ — «рождественский рогатый чёрт», запущенный в народ как постоянный спутник Святого Николая в обходном обряде для порицания и наказывания непослушных детей, пугая их. Его вид чем-то напоминал сатира из древнегреческой мифологии, но с ужасающей внешностью. Несмотря на запрет инквизиции католической церкви рядиться во время празднования, особенно в чертей, Крампус уверенно дошёл до нашего времени, где у него появилось много хулиганствующих подражателей. Добрые славянские традиции постепенно уходят из Европы, обретая другое назначение. И это можно видеть в наши дни. Ни для кого не секрет, что в мире процветают двойные стандарты: двойная мораль, двойная система ценностей… Да и вообще двойственность давно прописалась в наших жизнях. Историческое прошлое наших предков тоже не избежало подобного состояния.
Продолжение в следующей части:
Славянское наследие. Забытое прошлое: переосмысление. Русь Скандинавская Ч. 3