У него была мечта: увидеть, как рисует художник. Ему казалось, что таинство рождения образа, пейзажа можно постигнуть простым наблюдением за работой живописца. Но где найти, как отыскать художника? Или хотя бы человека, умеющего рисовать. В школе из–за хронического отсутствия учителя уроки рисования не проводились. У деревни же, как известно, свое понятие ценностей. Всегда крестьяне выделяли хозяйскую жилку. Умение растить хлеб и воспитывать детей. Да еще пахать, сеять и косить. А все, что не входило в этот круг, считалось чудачеством, блажью...

Жизнь дизайнера и архитектора Василия Евхимовича полностью изменилась после того, как он взял в руки колесную лиру.

Отголоски языческих культов дожили до 19 века и в фольклоре, и в домовой резьбе. Домовая резьба и наличники в частности — это не только своеобразие художественных традиций определенного региона, в них отпечатались древние, ещё языческие представления.

Прямо у дороги между Деканами и Рижаной за деревьями ежевики и акаций спряталась небольшая долина. На поляне, окруженной лесом, растут старые яблони с полыми стволами, покрытыми мхом, которые создают ощущение принадлежности к далекому времени, которое принадлежит сказкам.

Читателей не следует обманывать тем, что это сказка. Святилище, являющееся плодом кропотливой работы Славы Батисты, вполне реально, а точнее, из камня. И древнеславянские боги тоже реальны, независимо от того, смотрим ли мы на них как на творцов нашего народа или как на творение наших предков. Как бы то ни было, святыня стоит и рассказывает историю нашего прошлого и прошлого Славы Батисты.

Гумна — производственные постройки, предназначенные для сушки и обмолота зерновых (ржи, ячменя, пшеницы, овса) и семенных (конопли, льна, гороха). На Новгородчине они почти полностью исчезли, хотя когда-то были в каждой деревне да и не по одному, а по несколько штук. Богатые или среднего достатка хозяйства имели собственные гумна, хозяйства победнее имели гумно на два-три двора.

Литовские музеи населены сотнями деревянных святых — и некуда деться от их вопрошающих, удивленных, пронизывающих взглядов. Эти сгорбленные фигурки словно молятся о ком-то или кого-то оплакивают, страдают и каются.

Кажется: дерево вобрало весь народ, принявший облик пророков, блаженных, мучеников и ждущий лишь одного — знака, который позволил бы воскреснуть, т.е. заговорить… Подобным образом воздействуют эпические громады: “Илиада”, “Божественная комедия”, “Фауст”, наши “Времена года”. Быть может, в дереве воплотился отсутствующий литовский эпос, именно им и выражено наше эпическое мышление?

Лапти на Руси, равно как и в других странах Восточной Европы, — самая древняя обувь. Их носили с незапамятных времен вплоть до середины XX века главным образом крестьяне. Иногда не гнушались ходить в лаптях и состоятельные люди.

Поиск

Журнал Родноверие