256bef88931b5aab65cbc91d7bc657da
Чтобы сплести пояс, даже опытному мастеру нужен не один день

По поясу встречают.

Сколько в вашем гардеробе поясов: два-три или четыре? В былые времена невеста считалась готовой к замужеству, если в ее сундуке хранилось полсотни плетеных аксессуаров. Их она дарила своим подружкам, а также всей родне жениха. Пояс сопровождал человека с момента рождения до самой смерти. Можно было выйти из дома босым или без шапки, но только не без этого элемента одежды.

Целая Поволжская деревня скрылась за массивным зелёным покровом неподалёку от центра Нижнего Новгорода. Архитектурно-этнографический музей-заповедник «Щёлоковский хутор» собрал под своё крыло уникальные памятники деревянного зодчества XVII — начала ХХ вв. Настало время узнать об этом сказочном месте и пройтись по его объектам.

Люди, наконец, начали осознавать, что их жизнь буквально перенасыщена продуктами западной культуры и возвращение к своим корням — вполне логичный процесс восстановления себя как личности.

Возрастающий интерес родителей к воспитанию детей на основе народных традиций и верований, который можно заметить в последние годы, отнюдь не случаен.

Огненная, пламенная, яркая. Хохломской промысел — один из самых древних на Руси. Зародился в глухих лесных деревнях.

Нижегородская область в России, пожалуй, самая богатая на самобытные народные промыслы. Резьба по дереву, камню и кости, роспись хохломская, семеновская, городецкая и полховско-майданская, плетение из лозы и ювелирная филигрань — одного этого было бы достаточно, чтобы попасть в энциклопедии русского декоративно-прикладного искусства.

А ведь развиты здесь еще и гончарное ремесло, и ткачество, и вышивка, и кружевоплетение. Но и среди всего этого красочного рукотворного богатства не затерялась городецкая игрушка.

Узнайте, как наши предки защищались от Лиха или Трясовиц, привлекали удачу и поддерживали здоровье. Русское слово «кукла» произошло от греческого «киклос» («круг»). Таким названием обозначали некий сверток или пучок соломы, который девочки любили пеленать и качать, проявляя материнский инстинкт.

Резьба по де­реву, деревянные скульптуры — едва ли не древнейшие виды рус­ского искусства. Это было напрочь позабыто. И лишь сравнительно недавно этому виду народного творчества стали посвящаться выстав­ки и специальные издания. Материал, собранный для экспозиций и книг, показал современникам, что до наших лет сохранились не только рельефы и фигуры, связанные с сюжетами христианской легенды, но и деревянные изображения языческих божеств. Удиви­тельная по своей искусности и ярчайшей фантастике резьба и поны­не встречается в быту и архитектуре русского крестьянства (особен­но в северных областях России), а ранее она — то графически-кон­турная, то живописная — использовалась для украшения иконостасов соборов и монастырей Москвы и Ярославля, утвари царских и бояр­ских палат XV—XVII веков.

Следует отметить, что по всей России нет такой интересной, богатой и многообразной по рисунку игрушки, как хлудневская. Мастерицы блестяще решают сложнейшие задачи построения многофигурных композиций. Не дробя общую массу скульптуры, не теряя единства и выразительности.

В Вятском крае (Кировской области) России, в слободе Дымково, где издавна селились печники и гончары, возник и существует доныне самобытный глиняный промысел – дымковская игрушка.

Вятское производство игрушек является одним из самых известных и популярных русских народных промыслов. О ярких и нарядных дымковских игрушках вспоминают каждый раз, когда говорят о русском народном искусстве.

492
Фото: Сергей Виноградов

Глиняные горшки, тарелки и корчаги снова возят по стране, как встарь. Большая передвижная выставка-мастерская "Взят от земли, яко Адам", созданная в Соловецком музее-заповеднике, рассказывает о традициях гончарства русского Севера.

Гончарное ремесло едва не оказалось таким же хрупким, как и сама глиняная посуда, и несколько десятилетий назад многими было объявлено умершим и музейным. Но нашлись люди, которые в разных уголках страны возрождают старинный промысел. Причем движет ими вовсе не недовольство качеством современной заводской посуды. Корреспондент журнала "Русский мир.ru" сравнил произведения старых и новых гончаров, побеседовал с признанными мастерами и детьми, которые из множества новейших увлечений выбрали старый как мир, измазанный глиной гончарный круг.

Поиск

Журнал Родноверие