Для формирования вероучения РПК (основано в 2007 г.) сделана выборка наиболее удачного, на наш взгляд, осмысления родноверия. мы воспользовались наработками, изложенными в исторических и этнографических источниках, в Велесовой книге, а также современными основоположниками родноверия, как Владимир Шаян, Лев Силенко и др.

Для нас важно разделить научное видение мира и митологическое, где человек ставит себя в центре Вселенной и наблюдает за его оборотом и действием относительно себя. Подсознательное восприятие мира усматривает в нем митологические образы и формирует сюжеты миротворчества. На основе этого мировоззрения складываются обряды.

Мы понимаем Бога как естественную сущность, окружающую нас вокруг. И мы являемся частью Бога и должны в своих действиях подражать ему. Бог един и многопроявлен, и каждое из его проявлений имеет свое личное имя.

Более ранним и основным символом мы считаем мировое яйцо. Этот символ присущ многим народам и на основе его выстраиваем мировоззренческую систему. Все яйцо называем Родом Всевышним. Люди на Земле представляют род земной, он является отражением Всевышнего. Род делится на мужчину и женщину и их детей. Из верхней части Мирового Яйца образуется Твердь небесная – отец-Сварог, из нижней образуется Твердь земная – мать-Рожаница, из желтка порождается их сын – Солнце-Даждьбог, из белка – вода-Мокошь. Это сочетание в виде желтого и синего цветов отражено на государственном флаге Украины.

Отец-Сварог оплодотворяет Мать-Землю, которая выпускает Воду и порождает Солнце. Солнце проходит по небу, как по жизненному пути, и умирает, заходя в Лон Матери-Земли, а утром снова воскресает. Так предстает вера в непобедимую и вечную жизнь.

Люди наблюдали за Солнцем и отождествляли с ним себя как внуки Даждьбога. Русины считают, что после смерти душа отправляется к отцу-небу, а тело возвращается к Матери-Земле. Во время похорон проводится обряд брака Сварога и Рожаницы: душа и тело должны соединиться вместе, и человек возродится в следующем поколении. Поэтому русины свято заботятся о продолжении своего рода, чтобы душам предков было куда возрождаться. И мы свою Землю, нам Богом данную, бережем от врагов и ухаживаем за ней, чтобы снова сюда прийти хозяевами. Такое верование позволяет сформировать рациональное отношение к окружающей среде и побуждает человека заботиться за развитие своего рода.

Другим мировоззренческим символом является Триглав, который является гербом Украины. Триглав обозначает род-мужчину, женщину и ребенка, в таком образе видим большой Герб Украины. Справа стоит Дажьбог, олицетворяющий Солнце, слева-Мокошь-Вода, а посередине Перун – Бог при. Это борение происходит между Белобогом и Чернобогом, поддерживающим Вселенную и создающим вечный круг жизнеобновления. А также своеобразная борьба-любовь между мужчиной и женщиной, порождающая новую жизнь – ребенка. Согласно этому расположению мужчина символизирует Яву, женщина-Наву, ребенок – правую.

Мировоззрение должно помочь выжить нашему Роду в этом сложном мире взаимодействия с природой и обществом. Воспринимая его через митологические образы, мы понимаем, что окружающая среда жива, и мы являемся ее частью. Поэтому должны помогать Богам творить мир, и тем самым мы обустраиваем свою личную жизнь. Обряды объединяют наш род и помогают взаимодействовать. Мы приучаем людей жить, как большая семья, где они являются братьями и сестрами, создающими свое государство – общий дом.

Список использованных источников и литературы

1. Велесова Книга / Сост., перек., изюминка. С. Д. Пашник. — Запорожье: РПК, 2019. – 192 с.
2. Пашник С. Д. Русская православная вера в вопросах и ответах. — Запорожье: РПК, 2019. – 72 С.
3. Силенко л. Мага Вера. — Канада, США: изд. Рунвиры, 1979. – 1427 с.
4. Шаян В. П. вера предков наших. — Гамильтон, Канада: объединение Украинской родной веры, 1987. – Т. 1. — 893 С.

Световит Пашник Верховный волхв Русского Православного круга (Запорожье)

Тезисы из доклада на круглом столе «современное язычество (неоязычество) в городской культуре: украинский и Европейский контексты». Киевский национальный университет им. Тараса Шевченко, исторический факультет, Кафедра новейшей истории Украины. 18 октября 2019 г.

Поиск

Журнал Родноверие