Святилище Локстене в Липсалае, муниципалитет Клинтайн, на маленьком острове в реке Даугава рядом с пекарней "Лиепкални". Фото: Угис Настевикс
Говорят, что если вы хотите вести себя прилично в обществе, не стоит заводить разговоры о деньгах, политике или религии. Такие разговоры могут привести к разногласиям, и самое страшное, что никто не может доказать объективную истину. Но бывают моменты, когда об этих очень важных вещах нужно говорить.
В первый период независимости Латвии Эрнестс Брастиньш своим произведением "Надежда богобоязненных" (1923) заставил традиционные конфессиональные группы присоединиться к богобоязненным. Со временем латыши продолжали жить в соответствии со своими особыми древними традициями. Они интерпретируются по-разному, что приближает их к учению веры.
Вайра Вике-Фрейберга описывает их так:
...латышское благочестие, как оно раскрывается в песнях и других народных традициях, в своей глубинной сути является религией природы (...) все творение дано Богом, и поэтому в нем нет ничего достойного осуждения или презрения". (1968) Еще ближе к сегодняшнему дню преамбула Конституции Латвийской Республики, принятая в 2014 году, которая гласит: "Латвийская идентичность в европейском культурном пространстве с древних времен формировалась латышскими и ливскими традициями, латышским образом жизни, латышским языком, а также общечеловеческими и христианскими ценностями"
В 1926 году была основана Латвийская церковь Бога как выражение латышского образа жизни. В 1940 году советские власти закрыли эту организацию. В настоящее время она восстановлена и продолжает действовать как Латвийское общество Бога (ЛОБ) и зарегистрирована в соответствии с Законом о религиозных организациях Латвии. Движущие и делающие ЛДС объединены и способны выражать себя в словах, звуках и образах. 6 мая 2017 года на острове в Даугаве было открыто Локстенское святилище, названное в честь близлежащего затопленного кургана. Остров принадлежит стороннику движения Дагнису Чакурсу и арендуется ЛДС. Святилище предназначено для проведения национальных религиозных праздников, памятных дат, юбилеев и национальных праздников.
В то же время министр культуры разрабатывает закон о защите финансирования священного наследия. Ниже приведены выдержки из законопроекта: Церкви являются неотъемлемой частью культурного ландшафта сельской и городской Латвии. В церквях проходят церемонии бракосочетания и другие важные события в жизни людей. (...) Во многих местах церкви служат и культурными центрами — в них проводятся концерты, выставки и т. д. (...) Церкви и приходы стали законными владельцами мест отправления культа. (...) В список охраняемых государством памятников культуры входят 357 церквей различных конфессий.
Старых церквей для богослужений нет. Но святилище в Локстене, основанное СПД, — это здание, которое служит тем же целям, что и церкви. Все благие намерения государства ограничены имеющимися средствами. Законопроект не затрагивает создание новых учреждений. Это означает, что деньги на новые виды деятельности не выделяются. Всем конфессиям, связанным с христианской верой, потребовалось гораздо больше времени, чтобы войти в культурный ландшафт Латвии. Эти конфессии начинают с препятствий. Всего зарегистрировано 36 различных религиозных организаций, включая места отправления культа. Число членов церквей (2011 год) впечатляет. Например: лютеране — 708 773, католики — 500 000, православные — 370 000, старообрядцы — 2373, богоборцы — 663, мусульмане — 319. ЛДС также хотели бы пригласить на переговоры представителей СПД, археологов и местных историков.
У всего есть несколько сторон. Магистр пед. Угис Настевичс (факультет педагогики, психологии и искусства Латвийского университета) провел исследование на тему "Религиозная идентичность и добродетели: актуальность в образовании в Латвии". Растущий мультикультурализм и плюрализм религий в 21 веке в латвийском обществе определили цель исследования — описать религиозную идентичность и добродетели в латвийском обществе. (...) Были определены преобладающие в настоящее время религии — христианство и латышское божество (тесно связанное с латышским посланием жизни и благочестия), а половина респондентов "не имеет" религиозной принадлежности.
В исследование вошли 340 респондентов, родившихся в период с 1931 по 2001 год. Образование — от начальной школы до аспирантуры. Есть вопросы и ответы, сложный процесс объяснения сдвигов в общественном мышлении. В качестве наиболее важных добродетелей названы честность, трудолюбие/добросовестность, доброта, уважение и любовь. Что касается образования, то автор говорит: До сих пор под термином "доктрина веры" в основном понималось только преподавание христианской веры как факультативного предмета, параллельного "этике". (...) Учитывая долю приверженцев латышской религии в Латвии и важность латышского образа жизни в контексте Конституции, содержание образования должно также уделять должное внимание аспектам этой религии.
Хорошей точкой остановки для воспевания латышской религии может стать Локстенское святилище. Государство должно поддерживать его, как и старые церкви. Андрейс Брокс, председатель правления ЛДС, готовит обращение в Министерство культуры с просьбой о финансовой поддержке и предоставлении места в системе национального образования.
Принятие решений о государственных деньгах и законодательстве относится к другой категории, нежели вечеринки. Мы должны говорить об этом.
Открытие Локстенского святилища Фото: Угис Настевикс