В 1990 году в Москве возникла языческая община, названная "Купала" — в честь одного из ключевых славянских календарных праздников. Община сложилась не из случайных людей — у многих уже был опыт непосредственного знакомства со славянской Традицией. Основателем и главным жрецом Общины стал Всеслав Светозар — мистик, писатель и поэт. Ряд лет Община справляла языческие праздники и обряды под его началом. С 1991 по 1994 год праздники Летнего Солнцеворота происходили на древних курганах Истры (курганная группа в районе "Петрово Дальнее").
В 1995 году в Общине “Купала” произошел раскол, вызванный внутренними противоречиям", после чего ушедшая часть людей создала Общину "Коляда", как бы "уравновесив" тем самым Коло годичного календарного цикла.
C этого времени начинается новый периода развитии “Коляды”. Основываются в Подмосковье языческие капища (район курганов на станции "Луговая"), проводятся календарные обряды и окказиональные праздники. Одним из лидеров общины в этот период выступает волхв Велемудр, прозванный Черным волхвом, впоследствии он возглавил “Круг Бера”.
С 1997 года возникают и укрепляются связи с другими общинами. В конце 1997 года произошло сближение, а затем и слияние общин "Коляда" и "Вятичи", в результате чего и возникла языческая община "Коляда Вятичей".
* * *
Общество "Вятичи" (или Центр "Вятичи") образовали люди, входившие в организацию "Эколого-Культурный центр Царицыно", 14 июня 1995 года. В этот день на курганах вятичей в Царицынском парке были установлены статуи бога Велеса и богини Лады, и было объявлено о продолжении и наследовании обществом языческих традиций нашего народа. Инициатором и старейшиной общества стал Велимир (Николай Сперанский).
Идеи общества были выражены в "Русском Языческом Манифесте", изданном в 1997 году. Там общество объявило о первостепенной значимости язычества для современной русской национальной культуры. Было провозглашено, что современные национальные ценности для нашего народа должны стать первоочередными; объявлено, что высшими ценностями являются Родная Земля, Природа и народ, его историческое и духовное наследие, его настоящее и будущее. Экономические и политические интересы при этом являются вторичными и подчиненными высшим — духовным ценностям. И по сей день осуществляется развитие, ведется пропаганда этих положений. В "Манифесте" так же указаны направления деятельности общества в области возрождения и раскрытия славянского языческого наследия.
В планы общества входит научная, художественная, религиозная и экспедиционная работа по изучению сознания народа удаленных районов России. Осенью 1996 года, жрец "Московской славянской языческой общины" Млад предложил обществу вступить в их общину. Велимир дал предварительное согласие, но члены общества (порядка десяти человек) не согласились с этим. Позднее, вследствие только одного предварительного согласия старейшины, на съезде Язычников под Калугой (в Перунов день 20 июля 1997 года, Московская Славянская Языческая Община пыталась объединиться с калужской общиной Вадима Казакова), общество "Вятичи" Младом и Казаковым уже не рассматривалось как самостоятельная языческая организация.
В связи с этим, договор с Московской Общиной был разорван, и был издан внутренний документ "О статусе общества Вятичи". В нем говорилось: "Мы — общество, занимающееся творческим поиском в области древней культуры и исконной веры Руси. Мы можем молиться родным богам как в рамках других общин, так и сами по себе. Среди нас допустимо появление представителей различных языческих общин. Наши обряды не есть для нас канон, что-то твердо установленное или, как убеждают нас иные — восстановленное, надуманное. Для нас обряд — это форма выражения нашего понимания богов, Родной Земли и Природы; форма, которая может изменяться, по мере нашего совершенствования. Мы не входим ни в какие общественные структуры, лишающие нас права личного мнения и права на самостоятельный выбор формы выражения своих переживаний..."
* * *
Итак, осенью 1997 года произошла историческая встреча “Вятичей” с общиной "Коляда". Выяснив схожесть интересов и убедившись во взаимном уважении, язычники объединились в одну общину "Коляда Вятичей", которая сохраняет все религиозные идеи и культуру, как общества "Вятичи", так и общины "Коляда".
В этом объединении не было ни поглощения одних другими, ни потери индивидуальности членов каждой из организаций. Осуществилось лишь взаимное дополнение. Совместно было проведено несколько праздников в ходе которых подтвердилось, что принципы, заложенные в основу нового объединения, оказались жизнеспособными.
В настоящее время общиной “Коляда Вятичи” регулярно отмечаются календарные обряды, как самостоятельно, так и в содружестве с общиной “Родолюбие” издается специальная литература, пишутся книги, ведутся обширные этнографические изыскания...