Ночь светлая. Небо расчерчено серебристыми облаками. Человек в красной косоворотке трубит в рог. На голове у него волчья шкура. За ним стоят радостные люди в ярких славянских одеждах с пушистыми венками на головах. В руках у них факелы. Громко, хором, что есть силы они повторяют: «Всебог есть! Перун есть! Купала есть! Слава Всебогу! Перуну! Купале! Сварожечу!» Затем они начинают петь красивыми глубокими голосами. Идут к капищу. Рефрен «Слава Купале!» отражается от леса и эхом возвращается к четырехликому Перуну в центре капища.



Община называется этнокультурный центр «Колосвет». Находится в труднодоступной деревне в Можайской области. Последние несколько километров до неё можно пройти только пешком через поле и лес. Десяток домов, коровы, пасека, огород, два трактора. Язычники живут здесь уже 32 года.

«Мы начинали с того, что изучали светлую сторону древних магий. И определили, что самая светлая сторона – славянская», – говорит Олег Еремеев – один из старших в общине. Центр деревни — огромное капище с деревянным Перуном. Капище очерчивают специально вкопанные на некотором удалении друг от друга камни. С четырёх сторон врыты деревянные волки с оскаленными пастями. За ним окруженное берёзками – святилище Мокоши – богини. Богиня наряжена в красный сарафан. Ещё одно культовое сооружение — расставленные спиралью деревянные столбики с хрустальными шариками на них и железными змейками. Это называется Сварожья Кола. Место силы. Круги «отражают движение солнца, шарики аккумулируют энергию звезд и солнца». Это по словам Олега «отражает прецедент живого взаимодействия человека и вселенной».

В деревне отмечается 4 основных праздника. Весеннее и Осеннее равноденствие, Зимнее и Летнее Солнцестояние. Славянское язычество – дело очень тёмное и запутанное. Мало какие документы сохранились, и в рядах учёных историков нет полного согласия. Это даёт необозримый простор для фантазии неоязычникам. Все свои обряды и религиозную базу община почерпнула из самых разных источников. Члены общины даже ездили в некоторые этнографические поездки. Стержнем компиляции стало «разумное адекватное восприятие, адекватный взгляд», по словам Олега. То есть если представить, как это могло бы происходить у древних славян, получится вот так. «Существует множество берестяных грамот, которым 4-6 тысяч лет!» – сообщает местный житель. «На самом деле официальная история – это социальный заказ, – считает Олег, – для нынешнего народонаселения. Это современная мифология. Потому что все, что мы читаем в институтах – это научно-популярная литература».

Ещё одна важная фигура в общине – Кот-Баюн. Егоров Владимир. Поэт и композитор – автор большинства песен, которые члены общины исполняют во время обрядов. Их они называют рунами.

Процессия с факелами приближается к Перуну. В ней не меньше ста человек. Около Перуна горит большой костёр и 4 маленьких вокруг. Перуну приносят требу — жертву — – хлеб, молоко, творог, зерно. Все продолжают петь. Бесконечным громовым раскатом повторяется «Всем за всё, Всё есть всё!» В конце-концов хор переходит на медитативное «Слава Купале, Слава!». Каждый мужчина и присутствующие мальчики подходят и ударяют большим молотом по наковальне врытой в землю перед Перуном. При этом громко выкрикивают «Слава Купале!». Юноша спрашивает у тёмного неба и серебряных облаков: «Дозволь, Сварожич Семаргл, клыком твоим быть». И, приговаривая «всем за все каждому своё», размахнувшись кидает огромное копьё в землю.


В день, который сейчас называется днём Ивана Купалы, практически во всей Европе отмечали день летнего солнцестояния. В России он был совмещён с днём Иоанна Крестителя и передвинут на две недели вперёд — на 7 июля. На Украине и в Белоруссии Крестителя называли Купалой, так как он крестил, купал людей в воде. В XVII веке летописец, описывая языческий обряд, по ошибке принял Купалу за языческого святого. Так в славянском пантеоне неожиданно появляется новый святой – Купала. Этой версии придерживаются учёные.

Родноверы ведут очень бурную общественную жизнь. На праздники к ним приезжают автобусы туристов — 100-300 человек. («ФСБ с большим удовольствием в течение нескольких лет приезжали на наши праздники целыми автобусами. Культурный центр Лубянки нам памятный календарь подарил даже».) В деревне построен трёхэтажный Дом Ремёсел. Желающие будут обучаться ткацкому мастерству, гончарному и в перспективе кузнечному делу. Здесь можно провести выходные. В Крыму они организуют международные слёты хранителей родной культуры. Обрядовый хор, созданный здесь, выступает по городам и весям. Поразительным образом им даже удалось спеть в Севастополе на флагмане черноморского флота ракетном крейсере «Москва». Не только спеть, но и исполнить обряд Световида. «Мы отковали меч на корабле и отковали сам корабль как плавучую наковальню державы, – рассказывает Олег Еремеев, – Стучали молотом по палубе и молотом по мечу. На всю бухту орали «слава Световиду». На кораблях все стояли — смотрели — что происходит. Мы подарили в музей корабля — молот — «ведай, воюй, владей совестью, силой, славой». Кот-Баюн в книге отзывов нарисовал руну. После этого родноверы выступили и совершили обряд во славу предков на 35-ой батарее в Севастополе. Специально для обряда было приведена рота морпехов. «Мы действовали, как должны были действовать волхвы, благословляя на большие войны и походы. Мы провели простой обряд — призыв Перуна и славление предков».

Мы подходим к капищу Мокоши. Женщины отделяются от мужчин. Рядом с Мокошью на огне стоит котёл. Девушки в сарафанах держат в руках берёзовые веточки, танцуют и поют с ними. «Пора чародейство творить, воду заговаривать. – добрым голосом говорит одна – Встаём вокруг огня. Пошире круг. Прославим берегинь, русалок, которые украшают нашу жизнь, украшают поля, леса цветами да травами. Слава Мокоши и поклон». Девушки душевно и нежно поют. Каждая по очереди водит над кипящей водой таинственным горшочком. Все выстраиваются хороводом вокруг Мокоши. «Сворожим воды жизни – на радость, на счастье, на здоровье, на любовь, на славу Родины». Кот-Баюн ударяет в бубен. Девушки утицами плавно движутся в хороводе не переставая петь.




Община медленно вписывается в государственные структуры. При КПРФ существует движение «Русский Лад». В нём они возглавляют Центр возрождения русского самосознания и народной культуры. Читают лекции на темы «Годичный круг солнечных праздников», «Мировоззрение древних славян». В этой организации они также сопредседатели Центра защиты семьи и детства. Вместе с Юрием Куклачёвым они создали организацию «Бабушкина школа». Одно из положений её звучит так: «С детства ребёнку нужно понять своё предназначение, развивать «рефлекс цели» и идти к ней только добрым путём». Существуют учебники. «Бабушкина школа» приняла участие в программе «Добрый мир». По словам членов общины, «в её рамках было обучено более 70 сотрудников главного управления МВД города Москвы». Кроме того, родноверы выиграли два гранта от правительства Москвы. Это была «Программа по профилактике наркозависимости посредством приобщения молодежи к нашей культуре, к нашей традиции, – говорит КотБаюн. – Проект был связан с популяризацией народного творчества как основы здоровья нации. Учёные открыли, что ритм мерцательного эпителия коррелирует с магнитным полем Земли. Это все выражается в традиции. Приобщение к традиции даёт человеку мощную защиту от деструктивных влияний». Вместе с общественной организацией Лигой Здоровья Нации, которую поддерживает Единая Россия, родноверы проводят бесчисленные акции. В том числе они участвовали и были одним из организаторов в грандиозном Марафоне Здоровья 29 июня на ВВЦ.

На поляне зажигается огромный костёр и вокруг него 12 маленьких. Родноверы водят главный хоровод ночи. Солнцеворот. Юноши и девушки образуют большой крест. И как только зажигается костёр, девушки, распустив длинные рукава, танцуют вокруг него с берёзовыми ветками. Кот-Баюн бьёт в бубен. Все берутся за руки и огромной змейкой пускаются в стремительный хоровод вокруг костра. Потом начинаются, наконец, прыжки через костёр. Нужно резво обежать все 12 и перепрыгнуть через них. Потом с криком «Ешь со мной» в костёр бросаются кусочки чёрного хлеба намазанного маслом и солью. Так угощают предков.








Главное достижение «Колосвета» – это день Русского Языка. Его организовывала Госдума, а конкретно КПРФ и «Русский Лад». Родноверы вошли в инициативную организаторскую группу при Госдуме. 6 июня 2012 года в шкурах и косоворотках с мечами и топорами они вышли к памятнику Пушкина. Исполнили свои песни, а также свежесочинённый Котом-Баюном и Олегом Еремеевым гимн «Русского лада». Под зычные крики «Роду, Родине Слава! Славься Русская земля!» они прошли от Пушкинский площади к саду Эрмитаж. За ними шли депутаты, объясняя ОМОНу, что топоры в центре Москвы — это реквизит. В этом году родноверы организовывали День Русского Языка в Театре Российской Армии.


Небо светлеет. Все цепью с факелами идут к реке. Олег в волчьей шкуре идёт впереди. Он бьёт в барабан. «Русь!» – кричит он. «Русь! – отвечает ему стройный хор. Лес дрожит. Если оглянуться назад — видно реку факельных огней, над которой вибрирует, гудит повторяется крик «Русь!» И хоровой отзыв — «Русь!» Около реки зажигается ещё один костёр. Мужчины, раздевшись по пояс, приседают, кладут руки друг другу на плечи и прыгают вокруг костра. Потом поджигают колесо и сталкивают его в реку. «Огонь вошёл в воды жизни и осветил их», – говорит человек в волчьей шкуре. Костёр высокий, жаркий. Но некоторые прыгают через него с криком: «Слава родине! Слава земле русской! Слава славянам! Слава войнам русским!»








— Зюганов нам медаль дал, извините, это есть в Интернете, – говорит Кот-Баюн. – Я и Олег, мы получили медаль Гагарина из рук Зюганова.

Небо светлеет, поют птицы. Кое-кто рвётся купаться. Роса вроде бы должна стать целебной.

— Но почему? – не выдерживаю я. – Почему Гагарина? За что? Что это вообще такое?

— Памятная медаль, за деятельность. Был день космонавтики, 60 лет.



Солнце встаёт. Ромашки качают головами и раскрываются навстречу солнцу. В поле стоят и смеются русалочьим смехом девушки-подростки. Они в джинсах и волосы их не собраны в косы. Целый класс добровольно пришёл сюда на свой выпускной смотреть праздник. Подростки все как один трезвы и свежи. Непонятно, возрождается ли их русское самосознание. Но глаза их ясны. И возможно, где-то здесь среди всей этой астральной шелухи есть здоровые зёрна… Они, по крайней мере, рассказывают детям, что гордиться своими корнями – это весело.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Поиск

Журнал Родноверие