В современном неоязычестве заметно разделение общин на московские и провинциальные. "Москвичи" большее внимание уделяют идеологическим разработкам, пропагандистской деятельности, а "провинциалы" — этнографическим разработкам. Московские общины представляют собой совершенно определенный круг общения, достаточно замкнутый, но в то же время являющийся центром притяжения для многих провинциальных язычников.

Наиболее заметными московскими общинами являются:

— "Коляда Вятичей" — продукт слияния двух общин — "Вятичи" Николай Сперанский (Велимир) и "Коляда", Алексей Потапов (Мезгирь).

— В объединение общин ВЕЛЕСОВ КРУГ входят: РОДОЛЮБИЕ, Илья Черкасов (Велеслав); ВЕЛЕСОВА ОБЩИНА — Александр Жилко (Велемир), Алексей Наговицын (Велемудр).

— Московская Славянская Языческая община — Млад (Сергей Игнатов).

— Аналитическая группа "Северный ветер" (Москва) — фактический (философско-литературный) глашатай идей неоязычества, руководители — Станислав Ермаков и Антон Платов.

— Клуб "Лествица" — Евгений Латышев (Летка, Крут).

— Военно-исторический клуб Дружина "Аркона", Будимир.

— Общественно-политическое языческое движение "Солнцеворот", глава — Чернышев Станислав, Петербург (по непроверенным сведениям, предоставленным Вадимом Казаковым, имеет ряд отделений в городах РФ).

Кругами, в которых формировались первые небольшие общины, были, прежде всего, исследователи русского фольклора и ремесла, этнографы, художники и историки: Г.П.Якутовский, А.Белов, К.Васильев, Н.Сперанский, А.Рядинский, В.Бутров. Именно они и составили костяк идеологов современного славянского неоязычества.

При этом корни языческого возрождения кроются еще в дореволюционном прошлом России — творчестве А. Блока, К. Рериха, И.Стравинского, исследованиях народных ремесел, художеств, фольклора.

На первом этапе возникновения славянского неоязычества — с середины 70-х годов по середину 80-х — язычество определялось наличием интереса к дохристианскому прошлому России и дохристианской мировоззрению. Резкое ослабление давления советской идеологии, слабость тогдашнего православия привели к тому, что небольшая группа исследователей фольклора и людей, интересующихся прошлым России, обратилась к воззрениям дохристианской Руси. Первые группы-общины состояли из интеллектуалов, возглавляемых учителями-лидерами (Н.Сперанский, Г.П.Якутовский, А.Рядинский, частично В.Бутров, А.Добровольский и др.), т.е. людьми, которые, по мнению своих последователей, достигли высот в познании языческой мировоззренческой, философской и магической Традиции. Этот этап характерен прежде всего углубленными поисками в области магии и Традиционного Мировоззрения, опирающимися в основном на этнографический материал. Эти группы были весьма немногочисленны, но именно в них приходили люди, которым было суждено стать лидерами второго этапа.

Главными фигурами этого этапа были:

Николай Сперанский (Велимир), физик по образованию, один из первых стал разрабатывать славянские мистические практики , тяготея к шаманизму, призывающий возвращаться к "естественной" жизни, отказываясь от современных технологий и городской цивилизации;

Анатолий Васильевич Рядинский (Берендей), будучи в свое время партийным функционером, он стал на излете советской власти директором турбазы в Подмосковье, которую переделал в своеобразный уголок языческой Руси, со своей архитектурой, порядками и установлениями, где создал свою общину; Берендея, в отличие от многих, интересует внутреннее совершенствование человека, развитие заложенных Природой способностей; эта община стала единственной, постоянно живущей согласно языческому мировоззрению, поэтому его общину составляют люди, которые ради поиска себя готовы отказаться от привычной жизни и уехать на природу;

Основным разработчиком обрядов стал Григорий Павлович Якутовский (Всеслав Святозар), профессиональный психолог, стал одним из главных идеологов современной неоязыческой обрядности, его ученики составили костяк лидирующей в этом направлении общины "Коляда вятичей". Он начал издаваться одним из первых, первые работы Якутовского публиковались еще самиздатовским способом;

Несколько особняком стоит фигура Алексея Добровольского (Доброслав), бывшего диссидента, который придерживается откровенно профашистской позиции и является одной из самых уважаемых фигур в наиболее радикальном крыле неоязыческого движения (процентное соотношение фашиствующих радикалов в современном языческом движении составляет не более 10% , которые, как правило, "варятся в собственном соку"). Доброслав основал свое движение Вятской области, сам переселился в село Весенево Шабалинского. Свою идеологию он называет "русский национал-социализм", основными положениями которого являются: принятие язычества в качестве природного славянского мировоззрения, признание христианства (или как его называет сам Доброслав, "жидохристианства") за чуждую, насильственно внедренную религию. В июле 1999 года Доброслав был избран Верховным волхвом "Союза Славянских Общин" Вадима Казакова. Политическим идеалом его является приход к власти русских национал-социалистов, воспитанных на работе Доброслава "Природные корни Русского Национального Социализма". Нынешняя власть он называет властью сионистов и жидомасонов, врагов русского народа. Пользуется поддержкой радикалов от неязычества, сам же активно поддерживает местное отделение КПРФ.

... Второй этап начался во 2-й половине 80-х годов 20-го века. Закончился, ориентировочно, в середине 90-х годов, хронологически совпав с Перестройкой. Безусловно, его предпосылками стали большая открытость общества, возможность свободно выражать свою позицию. Одной из многих причин стало увлечение значительной части интеллигенции восточными религиями, йоговскими практиками, которые во многих случаях пробудили интерес к аналогичным системам в России.

Также особое место в неоязыческом мировоззрении ряда общин занимают и заимствования из индуизма. Однако, стоит отметить, что число неоязыческих общин, в качестве идеологической основы выбравших индуизм и так было невелико, а на момент составления данной справки свелось практически к нулю. Заимствования из индуизма объясняются, прежде всего, тем, что в Индии арийская традиция сохранилась наиболее полно и, в отличие от других индоевропейских культур (кельтская, славянская, германская, средиземноморская и иранская культуры), не подверглась подавлению, как считают язычники, агрессивными монотеистическими религиями — христианством и исламом. В своих реконструкциях некоторые язычники опираются на индуизм именно как на наиболее полно сохранившийся образец арийской традиции, этим же объясняются и определенные заимствования из индуизма . Одновременно, многие неоязычники проводят и параллели со скандинавской и кельтской традициями.

Главными чертами второго периода стали, прежде всего, резко возросшее участие неоязычников в общественной жизни, открытое заявление своей позиции, начало оформления как мировоззренческой концепции, и плюс к перечисленному, появление относительно большого числа язычествующих неофашистов , склонных к крайним формам политического действия и интересующихся так называемой "Европейской консервативной революцией" (фашистские режимы в разных странах Европы времен начала-середины 20-го века). Также стоит постоянный, но волнообразный, рост численности движения в целом, резкая активизация издательской деятельности, появление первых объединений, а также и попытки создания огромных общин (около 1 тысячи человек), тем не менее, не приведшие к успеху.

Неоязыческое движение во многом радикализировалось, но при этом фактически оформилось и современное разделение по группам. В первую группу можно отнести общины и клубы, занимающиеся исторической реконструкцией, этнографическими разработками, боевыми искусствами , разработкой обрядовой части культа . Во вторую группу можно отнести общины, которые занимаются мистическими поисками, литературно-философской издательской деятельностью, и фактическим определением идеологии движения в целом. Также оформились и два основных на данный момент культа — Перуна (воинский) и Велеса (мистико-философский).

На этом этапе появились и оформились славянские боевые искусства — "ратоборства", как некий идентификационный признак движения. Фактическим лидером этого этапа (помимо других — Златояр, Лют, Медведь) стал Александр Белов (Селидор), филолог по образованию. Именно Селидор разработал комплекс славяно-горицкой борьбы, наиболее заметного лица современного неоязыческого движения, основанным, в отличие восточных единоборств, на другом ритме боевых движений, ином мировоззренческом комплексе. Интерес к славянским боевым искусствам возник у Белова после занятий модным в конце 70-х годов Карате, когда его заинтересовал вопрос о существовании аналогичной системы в России. С помощью этнографа Б.В.Горбунова, специалиста по обрядовой народной борьбе, снабжавшего Белова информацией о сохранившихся обычаях, во многом опираясь на которые он и выработал систему славяно-горицкой борьбы. Первые публикации о воссоздаваемой системе появились еще в 85-86 годах (в журнале "Клуб"), появление которых стало в то время сенсацией. Тогда же Беловым был организован "Национальный клуб древнерусских ратоборств", который до середины 90-х годов являлся главным, и фактически единственным центром славяно-горицкой борьбы. Само название — " славяно-горицкая борьба " было придумано Беловым от слова "горица" — "курган", где на тризне, в память по усопшим, проводились ритуальные поединки. Характер этих поединков, по мнению Белова, был не соревновательный, а состязательный, т.е. смысл поединка состоял не в победе, а в демонстрации силы и удали. По мнению главы одного из клубов славяно-горицкой борьбы Е. Латышева, главная особенность ее, прежде всего, в состязательном, а не соревновательном характере. На основе этнографических экспедиций Белова и отзывов на публикации был выработан главный принцип борьбы — активное передвижение, одновременно с активным использованием коленных и локтевых суставов. При этом техника боя построена на импровизации, — в славяно-горицкой борьбе нет понятия "стойки", многие борцы называют ее просто "русской дракой", без многочисленных предварительных условий, соревновательных стандартов. Можно выделить следующие основные разновидности стилей славяно-горицкой борьбы — "Влесова боротьба" (Велесова борьба), своеобразный аналог греко-римской борьбы; стеношная борьба (стенка-на-стенку); охотницкий бой — активное передвижение вокруг противника, атака наскоком; подсайдашный бой — с холодным оружием.

По опросам к 1996 года так или иначе, славяно-горицкой борьбой занималось — по разным опросам — около 10-и или около 40-а тысяч человек, но далеко не все из них являлись язычниками, значительная часть воспринимала борьбу только как один из видов боевых искусств. В 1998-1997 году Белов пошел на раскол движения, основав свою "Всемирную лигу славяно-горицкой борьбы", одновременно с этим резко сузив круг ее участников, по его собственному признанию, до 200 человек (однако, по другим сведениям их количество не превышает 50-ти человек). Все остальное движение раскололось на множество клубов. Главным культом подобных клубов стал культ Перуна — бога воинов. Именно круги, близкие к Белову формировали первые языческие славянские общины в провинции. Распространение школы ратоборства по России являлось фактическим распространением и язычества. На этом этапе многие, заинтересованные новым видом боевых искусств, постепенно переходили в язычество. Если раньше группы-общины были в основном в крупных городах, таких как Москва, Ленинград(Петербург) и обуславливалось большим количеством исследователей народной культуры, то на этом этапе язычество фактически распространилось по стране, и стало фактом общественно-религиозной жизни. В связи с мгновенным ростом популярности нового вида единоборств, его достаточно четкой религиозной окраске, резко вырос авторитет самого Белова, и на данном этапе он стал олицетворять движение в целом, хотя он был главой лишь своей общины, хоть и (по тем временам) крупнейшей в стране.

Был и побочный эффект возрождения славянских ратоборств: формирование воинских культов привело к тому, что многие неофашисты и шовинисты примкнули к языческому движению. По всей видимости, их привлекал культ силы, мужественности, характерный для язычества, возможность религиозного обоснования расизма, новое осмысление лозунга "Россия для русских". Характерное для язычества почтение к героям, культ силы и мужества явились идеальными условиями для появления язычествующих неофашистов. Они также привнесли и нечто новое — если для уже существующих форм язычества не характерно стремление к жесткой организации, то общины, разделяющие неофашистские убеждения, такую организацию, как правило, имеют: у них есть лидер, авторитет которого в общине если не абсолютен, то достаточно высок. Одной из таковых фигур является Доброслав (см. выше). Стоит также отметить, что в язычестве их привлекает не само содержание идеологии, не философия и вероучение, а возможность обоснования ненависти к инородцам и христианам путем провозглашения себя "арийцами" и "носителями истины" (подчас в последней инстанции), что по большому счету, собственно, и составляет суть их идеологии. Чаще всего они занимаются какой-либо борьбой (славяно-горицкой в частности) и поэтому приоритетным культом у них является культ Перуна. Однако, занимающиеся ратоборствами языческие группы, имеющие именно фашистскую окраску, крайне малочисленны. При этом следует отметить, что неоязычники, которые увлечены национальным экстремизмом, это как правило молодежь — и это само по себе говорит о многом. Плюс к тому, фашиствующие неоязычники держатся особняком, не особо контактируя с язычниками-интеллектуалами; при том, что вторые также не изъявляют особого желания контактировать с первыми. Часть (распавшейся ныне) националистической организации "Руское Национальное Единство", несмотря на формальную принадлежность ее лидера А.Баркашова к Русской Православной Церкви (правда, позже на одном из массовых собраний Баркашов прямо заявил, что по вероисповеданию он язычник) придерживается неоязыческой ориентации и достаточно агрессивно относится к христианству. Судя по всему, многие члены РНЕ свое язычество напоказ не выставляли из-за жесткой авторитарности данной организации.

Одновременно с этим движением возникали и небольшие общины из историков, исследователей фольклора, как в провинции, так и в Москве. Эти общины занимались в основном разработкой обрядовой и вероучительной традиций. Однако, их отличала от общин 1-й волны (откуда часть из них вышла) более глубокая проработка, привлечение новых источников, стремление к более активной социальной роли, чему благоприятствовала обстановка в стране — свобода выражения своего мнения, публикации книг, периодических изданий. Стоит отметить, что стремление к государственной регистрации языческим общинам вообще не свойственно. В Москве, например, регистрацию имело порядка 5 общин, но далеко не все из них проходили повторную перерегистрацию (достоверно известно только про Московскую Славянскую Языческую общину). В провинции лишь очень немногие общины регистрируются как "религиозные организации", что зависит от конкретной ситуации в регионе. Вообще, для язычников характерно недоверие к власти и отсутствие какого-либо стремления регистрироваться. Общины, выросшие из славяно-горицкой борьбы регистрируются (как правило) как спортивные и, реже, общественные организации.

Возникновение интереса к прошлому России в перестройку породило феномен военно-исторических клубов, т.е. организаций, занимающихся реконструкцией воинских обычаев и формы различных эпох. Как правило, такие клубы занимаются скрупулезной реконструкцией костюмов строго определенного исторического периода и четкой идеологии не придерживаются. Однако, клубы, реконструирующие воинский костюм и обряды эпохи крещения Руси, выходили зачастую из славяно-горицкой борьбы или сами приходили к необходимости обоснования воззрений того периода. Правда, для них язычество является, как правило необходимым элементом воинского костюма IX — XI веков. Многие из военно-исторических клубов восстанавливали т.н. "скандинавскую традицию" — т.е. воинский костюм викингов. При этом, что вполне закономерно, они придерживались скандинавского пантеона и ритуалов. Военно-исторические клубы проводят совместные сборы, на которых устраиваются т.н. "Ролевые игры" — реконструкция саг, мифов и т.д. Часто в этих играх принимают участие и общины, выросшие из славяно-горицкой борьбы, в которых также восстанавливаются костюмы и воинские приемы, хоть и не столь целенаправленно.

Одним из факторов, способствующих привлечению людей к движению, стало появление русской "фэнтези" — направления популярной фантастики, своего рода сказкам, но построенным на языческом мировоззрении, воспринятым современным человеком (Ю.Никитин, Д.Янковский, М.Успенский, М.Семенова). В большинстве своем, книги в этом стиле построены на описании подвигов героев в реалиях дохристианской Руси. Главное в них — это провозглашение языческих идеалов, как максимально отвечающих образу "истинного мужчины". Христианство зачастую преподается как подлая религия, цель которой — порабощать народы. Дохристианский период провозглашается своего рода "золотым веком" Руси. По своей сути, эти книги отражают определенное массовое сочувствие к язычеству, так как выходят большими тиражами и на самом деле привлекают к язычеству все новых и новых сочувствующих. Однако для книг "фэнтези" характерна крайне слабая проработка мифологии, подчас граничащая с определенной безграмотностью авторов книг в этом вопросе.

Также для второго периода характерно и возникновение первых объединений — попытка Белова создать Ассоциацию славяно-горицкой борьбы, привлечение Московской Славянской Языческой Общиной в качестве членов многих провинциальных общин и, наконец, появление Союза Славянских Общин (ССО, глава — Вадим Казаков, 1995 год). Однако все эти объединения оказались нежизнеспособны и фактически распались на отдельные общины, да и в сам Союз Славянских Общин ныне входит 10 общин (подробный список приводится далее). ССО поддерживает контакты со многими языческими общинами по всей стране, но реальная ситуация такова, что, как правило, данные контакты ни к чему не обязывают, держась "на честном слове" участников и заключаясь в качестве своеобразного "договора о намерениях". Характерно, что никаких крупных совместных проектов и действий они не ведут и никаких юридических договоров между собой не заключают.

Третий этап начался в середине 90-х годов 20 века. Для него характерно образование множества небольших общинок, слабо организованных, представляющих собой объединение группы людей вокруг какого-либо лидера. В язычество стала приходить интеллигенция. Центр тяжести развития движения переместился от "спортсменов" и "реконструкторов" к общинам, ориентированным более на собственно религиозный поиск и разработку нового мировоззрения. Стоит отметить, что, в отличие от первого этапа, уровень проработки вероучительных вопросов резко снизился, зато большее значение стало придаваться мистике, "поиску себя". В отличие от первых двух, общины этого этапа отказались от упора на скрупулезную реставрацию культов, обрядов, одежды и перешли к выработке нового мировоззрения, основанного на собственных представлениях о славянском язычестве. На этом этапе появилось множество эклектичных языческих идеологий, стремящихся объединить в себе множество различных языческих традиций — славянскую с индуистской, кельтской, скандинавской и т.д. Однако, к концу 90-х годов большинство общин отказалось от подобных сплавов и стало ориентироваться на славянскую традицию. Большое количество общин, отсутствие традиции обусловило появление множества людей, претендующих на лидерство за рамками возглавляемых ими общин. Многие из них претендуют на роль идеологов языческого движения. В отличие от первого этапа, когда сначала собиралась общины, а из нее выходили мистически одаренные люди, на этом этапе человек сначала провозглашал себя волхвом, а потом уже собирал общину.

Одной из особенностей развития неоязычества является его тесная связь т.н. с толкиенизмом — движением возникшим на базе творений Дж.Р.Толкиена, повествующего о воображаемом мире Средиземья. В 90-х годах это движение было популярно среди молодежи и подростков, искавших там спасения от серости будней. Был выработан особый язык — "эльфийский" или "квэнди", частично разработанный до того Толкиеном. По сути, толкиенизм близок к направлению "реконструкторов", только в качестве идеологии были избраны идеи, заимствованные у Толкиена. Многие толкиенисты, повзрослев, плавно переходят в язычество, как наиболее подходящее их мировоззрению; причем предпочитают, как правило, скандинавскую традицию. Некоторые язычники, занимающиеся военно-исторической реконструкцией, иногда проводят вместе с некоторыми из толкиенистов совместные фестивали и турниры.

Одной из основных отправных точек возникновения неоязычества стал поиск обоснования национальной идеи. Корни возрождения язычества кроятся в ослаблении советской идеологии в 70-е годы и тогдашней слабости позиций Православной Церкви. Отсюда и повышенный интерес к истокам национального самосознания и национального типа религиозности. Другой посылкой возникновения славянского неоязычества стало неприятие подавления личности современным технократическим обществом , а подчас и отрицание современной цивилизации вкупе со стремлением к "естественному" образу жизни и в согласии с законами природы , во многом отрицающим современный уклад жизни и виртуализированный тип общения. Православие в частности и христианство в целом отвергалось, как чуждое свободным личностям вероучение , которое подавляет человека . Другой причиной неприятия христианства стало фактическое включение РПЦ в систему государственного устройства России, и ее претензии на роль официальной церкви. Эти факторы фактически и подтолкнули людей, составляющих неоязыческое движение, на поиск альтернативной идеологии , приоритетно основанной на национальных ценностях.

Современное язычество представляет собой комплексное мировоззрение , основа которого — путь личного самосовершенствования с использованием самостоятельного мышления. По мнению интеллектуалов, язычество — это Поэзия; особый искусствоведческо-поэтический взляд на Мир; это то, что соответствует слову "изящно". Язычник ощущает себя частью Мира , который и есть Бог, свободной творческой личностью. Необходимо подчеркнуть именно "городской" характер неоязычества — оно возникло и развивается именно в городах, современные язычники являются носителями именно городского менталитета, хотя чаще всего провозглашают необходимость физического единения с Природой, чему, впрочем, следуют немногие.

Неоязычники, в большинстве своем, утверждают, что не просто и не только восстанавливают язычество образца дохристианской Руси, а возрождают "исконно-арийскую Традицию", которая, по их мнению, является свойственной славянам. Часть утверждает даже, что именно они и являются носителями исконной Традиции, что еще сохранились некие исконные язычники, сознательно сохранявшие веру предков, которые и являются скрытыми учителями. Как правило, такой позиции придерживаются члены общин, выросших из спортивных секций и военно-исторических клубов; впрочем, разговор о наличии "тайных учителей" из народа является характерной частью мировоззрения многих язычников. Существуют легенды о тайных родах, сохранявших неприкосновенное дохристианское мировоззрение, тайных поселениях в непроходимых дебрях, о людях, которые планируют и определяют направление развития современного неоязыческого движения. С другой стороны, другая часть неоязычников, в основном из общин, состоящих из интеллектуалов, считает, что цельного мировоззрения не сохранилось, но осталось достаточно много "осколков" — в фольклоре, ремеслах, народных традициях и в православной, особенно старообрядческой, традиции — по которым можно составить представление о мировоозрении предков и возродить его в улучшенном новом, отвечающим современности, виде. По мнению этой части неоязычников, задача сейчас не восстанавливать старое, а бережно собрать сохранившееся и выделить "ядро" Традиции, возродив ее заново, полностью отвечающей современному менталитету. При этом они утверждают, что современный этап язычества — качественно новый этап в развитии Традиции , более осмысленный, вытекающий в том числе и из опыта христианской цивилизации. Большинство неоязычников утверждает, что язычество — не просто религия , а комплексное мировоззрение, более того, они уверены, что эра религий, как структурированных, иерархичных вероучений, прошла, и будущее — за индивидуальным поиском самих людей. Впрочем, ряд язычников уверены, что язычество — это именно религия. Например, своей задачей основатель ССО Вадим Казаков видит восстановление славянского язычества как религии в общегосударственном масштабе , а поэтому стремится зарегистрировать централизованную организацию.

Основа всех направлений язычества — пантеизм. Мир — Божественен, в нем сливаются и Боги и миры. Бог, давший начало Миру, и им же являющийся , в славянской традиции зовется Род, в индуистской — Рудра(Шива) , в скандинавской — Один. Он — безличное начало, душа мира. Он и мир — едины, Род скорее безличен, по крайней мере, часть общин считает Его личностью столь сложной, что рассудочное Ее познание невозможно. Пантеизм и политеизм совмещаются в современном язычестве. Считается, что монотеизм — лишь упрощение Традиции, а исконно-арийское мышление значительно сложнее, чем привнесенное христианское. Монотеизм является упрощением религиозной Традиции, но не Традиции вообще. В Традиции, помимо религиозной, есть еще и эзотерическая компонента, в которой понятие о богах вообще заменяется на понятие о Силах. Вообще, если смотреть вглубь, то можно, наверное, говорить, что монотеизм авраамических религий является упрощением "монотеизма" традиционного, лишенного религиозной компоненты и представляющего собой магическое использование единой Силы, пронизывающей мир. Другие Боги славян — суть эманации Рода, Его лики и проявления в виде стихий, энергий. Эти стихии большинством язычников признаются личностными явлениями, со своим сознанием и волей.

Порядок Триглава (трех высших Богов) определяется в зависимости от ориентированности общины — будь то реконструкторы воинских традиций, чтящих Перуна, или интеллектуалы, почитающие, как правило, Велеса. Триглав — это не сочетание трех высших богов, а проявление на уровне теологии триадного принципа традиционного мышления . Триглавы существуют двух типов: циклические и синтетические. К циклическим относится простейший и самый известный индоевропейский Триглав, включающий трех богов: бог магии и смерти, бог-громовержец, бог плодородия (нет "порядка следования"). Разумеется, в каждом направлении язычества "условно верховным" почитается свой бог, но в составе этого Триглава все они (классический триглав — Сварог-Перун-Велес ("Дид-Дуб-Сноп")) равны, ибо ни один из них не существует без двух других. Такие Триглавы и называются "циклическими" потому, что они замкнуты, как замкнута, например, очевидная триада Рождение-Жизнь-Смерть... Другое дело, что существуют неравнозначные Триглавы — т.е. Триглавы синтетические — Род-Белобог-Чернобог. В таких Триглавах два дуальных бога ("тезис" и "антитезис") рассматриваются как ипостаси недуального, а тот, в свою очередь, — как их синтез. Так Белобог (условный Страж Порядка) и Чернобог (условный Страж Хаоса) — ипостаси Рода, но и сам Род, как, Универсум в целом, существует лишь как результат единства и борьбы Белобога и Чернобога . Такие Триглавы действительно неравнозначны, но — опять-таки, никакого отношения к предпочтениям конкретного язычника это не имеет. Разные общины или отдельные язычники отдают предпочтение разным богам. Но никоим образом принятие того или иного бога "условно верховным" нельзя связывать с его местом в том или ином Триглаве; грамотному почитателю Чернобога никогда не придет в голову утверждать, что Чернобог несимметричен Белобогу.

Следует выделить следующих основных Богов, которые и составляют циклические Триглавы:

Сварог

Считается Богом Неба, отцом всего сущего, в том числе и славян. Бог огненной стихии, связан с небесным огнем и небесной сферой. Имя бога проиходит от ведического "svargas" — небо; так же в этом слове представлен и корень "var" — горение, жар. Он установил законы, которые могли бы соблюдать люди. "Дид божий" Сварог, по древнему преданию, предается покою, предоставляя управление своим богам-детям и внукам — Сварожичам...

Перун

В большей степени Бог-воин, чем воплощение оплодотворяющих землю весенних гроз. Культ Перуна, Бога грозы, войны и оружия возник сравнительно поздно в связи с развитием дружинного, военного элемента общества. Это Бог воинов и дружинников. Тот, кто ищет покровительства у Перуна — как правило и в определенной степени "зациклен" на идее противоборства, у него сознание борца, воина, готового ответить ударом на удар, силой на силу; или иными словами, достаточно прямолинейное сознание.

Велес

Бог плодородия, связанный с нижним миром. Имя Велеса восходит к древнейшему корню "вел" со значением "мертвый". Но поскольку с миром мертвых связывались представления о магической силе, обладатель которой подчиняет себе людей, то этот же корень означает могущество и встречается в словах "власть", "велеть", "владеть", "великий". Нисхождение в иной мир приносит герою всеведение, особую мудрость, нередко связанную с поэтическими особенностями, поэтому Велес — также Бог мудрости и поэзии (вещий певец Боян в "Слове о полку Игореве" назван внуком "внуком Велеса"). Велес — сын небесной Коровы и ПервоБога Рода, один из самых древних индоевропейских Богов, сначала как покровитель охотников и скотоводства, а затем и Богатства и Знаний. Велес есть Воля, связующая самые противоречивые тенденции. Он Бог волшебства, мудрости и искусства, покровитель ремесел и повелитель мертвых, покровитель Нижнего мира, пастух душ умерших на Велесовых лугах. Хозяин иного мира — божество прародитель — в древнейшей мифологии имеет облик животного, и образ Велеса восходит к образу Медведя как могущественного божества: Бог долго сохраняет черты зверя, представляется мохнатым. Соединение этих представлений о Боге дает ключ к пониманию слова "волхв" — это языческий жрец, облаченный в звериную шкуру мехом наружу, он общается с иным миром, наделен великой мудростью и поэтическим даром, он — могущественный маг, возможно, пророк (как известно, с вопросами о будущем люди нередко обращались к умершим). Велес является одним из древнейших Богов.

Дажьбог

Бог солнечного света (не самого светила), тепла, времени созревания урожая, также — плодородия вообще (его имя переводится как "Бог жары"). Имя его означает — "дающий Бог", "податель всех благ", "Солнце-царь, сын Сварогов". Многие неоязычники почитают Дажьбога как своего защитника, называя себя его внуками.

Макошь

К древнейшему земледельческому культу Матери-земли восходит общеславянское почитание Макоши — Богини земли, судьбы, урожая, великой матери всего живого. Макошь-Земля — олицетворяет собой женское начало природы. Макошь была также Богиней женских работ, чудесной пряхой и богиней судьбы, прядущей нити жизни.

Безусловно, этим пантеон не ограничивается . Существует целая иерархия Богов (например: Чернобог, Велес, Ярило), а также Боги местного значения, духи места (лешие, домовые). В основе этого представления лежит обожествление Мира и представление о том, что весь Мир пронизан проявлениями Рода, многие из которых, являясь олицетворением определенных стихий, являются в том числе и личностями. Такими же личностями являются и духи мест, хотя они, по мнению неоязычников, и менее структурно сложные. Современным язычникам антропоморфизация Богов в фольклоре представляется относительной и целиком символичной — если Род вообще божество достаточно условное в силу своей безличности, то остальные Боги, хоть и признаются личностями, но значительно более сложными чем человек.

Мир, по мнению неоязычников, живет по Вселенским законам — т.н. "законам Сварога", имеющим характер, в отличие от христианства, не заповедей, а некого неопределенного этического императива — "живи сам и не мешай жить другим", "живи в согласии с Миром" и т.п. Закон имел две стороны: это вся совокупность естественных (физических, химических, и т.п.) законов + этика. По сути, Закон "гласит" (например), что сколько раз не подкинешь камень в воздух в условиях земли, он будет неизбежно падать на землю (физический закон земного притяжения), или что водосодержащие испарения с земной поверхности будут скапливаться в атмосфере и падать дождем или снегом на землю (комплекс химических законов) и тому подобное. Речь идет о силах, которые вокруг людей и которые их пронизывают. Поиски не обнаружили во Вселенском Законе идей добра, милосердия и т.п. Язычество не признает понятий добра и зла , однако в язычестве существуют понятие Кривды как некоего противоречия Правде (Законам Мира), ощущаемого интуитивно. Одним из основных императивов современного неоязычества служит "Закон Целесообразности", т.е. следования тому пути, который наиболее "структурно" удобен и наименее вреден. В понятии Выбора и есть ключ к этике. Оказалось, что единственная свобода, о которой может идти речь, это свобода выбора следовать или не следовать Вселенским Законам. В отличие от христианства и многих других религиозных систем, где все заранее предрешено и от того, кому человек поклоняется, зависит будет ли Бог милостив к нему или нет, арии-индоевропейцы, по мнению неоязычников, не нуждались в раболепствовании перед Богами , но лишь в умении делать правильный выбор. По их мнению, побеждает не "хороший" или "добрый", а побеждает мудрый (т.е. знающий законы и силы природы) и сильный (т.е. умеющий использовать свою и окружающие силы природы). Неоязычники считают, что можно либо славить Богов и делать их друзьями (т.е. знать уважать естественные законы и использовать их для своего блага), либо сделать альтернативный выбор — игнорировать Богов или молиться лжеБогам и погибнуть (т.е. не знать и не соблюдать законы природы и сгинуть от них же). Несколько основных императивов: "Из силы и слабости — выбирай силу", "Из знания и невежества — выбирай знание". Понятие Закона фактически определяет и мироздание — Бог-Род не столько творил мир, сколько упорядочивал Хаос, дав ему Закон, который и есть, по сути, смысл существования. Род — "Единый" вполне тождественен Закону.

Отсюда вытекают основные принципы неоязыческого мировоззрения. Первое, что отличает языческий мистицизм от христианского — это его практическая целесообразность. Мистическое постижение для неоязычника является трехсоставной задачей: познание себя, познание мира и Богопознание. Любое действие предпринимаемое неоязычником, по идее, продвигает его сразу в трех указанных выше направлениях, ибо они по сути едины. Этот мистицизм пантеистичен, т.е. отождествляет Бога и его творение. По идее, неоязычники способны видеть божественные проявления во всем. Это видение есть следствие их ведения. Второе отличие неоязыческого мистицизма от христианского обусловлено его целенаправленностью. Неоязыческий мистицизм — это постижение силы и знания, тогда как христианский, по их мнению — это самоуничижение и самоуничтожение . Постижение Сил есть постижение тонких энергий, кои неоязычниками почитаются как первичные проявления божественного или божественные персонификации. Духовная практика — это алгоритм обретения силы. Христианский аскетизм — это подавление плоти. Третье отличие языческого мистицизма проистекает из второго. Оно выражается в том, что язычник ищет, находит и следует естественному закону. Естественный Закон имморален, т.е. внеморален и не имеет никакого отношения к человеческой морали и морализаторству. Этика язычника — это (условно) "этика электрика", которая гласит "не суй палец в розетку не потому что это неэтично, а потому, что убьет". Т.е. у язычников есть "техника безопасности". Также, языческое представление о законе причины и следствия (законе кармы) — это основной постулат веры. Ибо все остальное не есть вера в современном смысле этого слова. Всякое действие влечет за собой как последующее новое действие, так и противодействие окружающего мира. Отсюда проистекает языческая идеология недеяния.

Некоторые неоязычники придерживаются концепции параллельных миров. Кроме трех составляющих мира — Прави (мира Богов), Яви (мира людей), Нави (мира подземного, здесь речь идет не только о загробном мире, а о некоей альтернативной вселенной, существующей по другим законам), существуют и параллельные миры, пересекающие мир людей . В качестве образа устройства видимого мира выступает Мировое древо — символ Мироздания, ветвей в Древе, как и миров, по одной из версий — 9. Доступ в них возможен для людей достигших той или иной степени просветления. Признаются такие понятия как законы кармы, т.е. причинно-следственных связей, а многие признают и реинкарнацию, хотя последнее не является общим для славянского язычества. По всей видимости, учение о перевоплощении душ является наследием влияния индуизма на формирование славянского неоязычества; впрочем, многие неоязычники утверждают, что это — неотъемлемая часть исконно-арийского мировоззрения: часть считает, что человек может реинкарнироваться только в человека, часть придерживается ортодоксальной индуистской концепции. Единственно, в чем они сходятся, так это в том, что личность при реинкарнации теряется (здесь следует заметить, что, принимая данную концепцию — как считают неприемлющие ее язычники — смысл в реинкарнации исчезает вовсе: если личность в новом вопрощении не помнит "себя прошлого", то это уже новая личность, и нет никакого основания это объединять их в одну).

Возможен и другой путь — человек после смерти может быть причтен к Богам, если на протяжении всей своей жизни он прославил свой род. Смерти как таковой, по мнению большинства неоязычников, не существует. Есть состояние посмертия, в котором человек, не лишаясь своего сознания ждет своего перевоплощения в Нави. Здесь проводятся параллели с античным Аидом. После смерти человек может остаться в Яви в качестве охранителя своего рода — чура, или домового, уйти на Велесовы луга в Нави, ожидая своей участи или быть сопричтенным Богам и героям в Ирии (Прави), творя судьбу других миров. Особое место в неоязыческой идеологии занимает культ предков . Постулируется неразрывная связь между Предками и ныне живущими, считается, что духи предков покровительствуют своему роду. Большинство неоязычников выражает такое мнение: "наши Предки шли разными путями. Какой бы веры они ни были, роднит их одно: именно они веками поддерживали Великую Нить Жизни. Нет необходимости до конца и безоговорочно разделять их взгляды и одобрять поступки, но Предки наши священны как жизнь давшие. Лучший способ почитания Предков — вечная память о них, участие в продолжении жизни рода, укрепление своего народа. Не запятнать имя отцов, оставить о себе добрую память у потомков и после смерти самому войти в тысячелетний пантеон прародителей — это ли не смысл жизни?". Однако, здесь же следует заметить, что далеко не все язычники считают священными всех Предков в совокупности без учета и разбора их душевных качеств и поступков, которые те успели совершить за свою жизнь.

Антропология неоязычества заключается в том, что арии — "Дажьбожьи внуки", не сотворенные, а подобия Богов, которые не являются господами, а друзьями и родственниками. Сыны легендарного прародителя славян Ария(Орея), являются хозяевами этой земли (также признается примат прав других народов на их исконную территорию проживания); каждый человек волен выбирать себе Бога или Богов для поклонения в зависимости от условий жизни, возраста и т.д. Впрочем, термин "поклонение" в применении к язычеству не совсем точен. Считается, что мир Яви принадлежит людям, и именно они определяют его судьбу. Боги — это стихии, силы, родители, но не хозяева или рабовладельцы, поэтому поклонение богам и раболепствование перед ними неоязычниками не признается, а признается лишь почитание и прославление (примерно также, как и по отношению к родителям, которым не поклоняются, а почитают и иногда славят за оказанную помощь).

Одним из главных постулатов, который разделяет большинство современных язычников, является признание национальной и религиозной обособленности славян. Христианство называется иудейской религией, чуждой славянскому духу, так как оно призвано, по мнению неоязычников, воспитывать из людей послушных рабов. Тем не менне, Однозначного отношения к христианству у язычников нет. Часть, притом не очень значительная количественно, но наиболее социально активная, к христианству относится достаточно агрессивно, другая часть считает христианство упрощением и извращением Традиции, синкретическим культом, заимствовавшим множество черт от язычества. Более того, они считают, что язычество фактически поглотило христианство и нынешнее православие — фактически завуалированное язычество. Многие признают морально-этическую роль христианства и его восстребованность Историей, признавая вполне закономерным приход христианства на смену язычества тысячу лет назад. Вместе с тем, христианская аскетика считается за вредную для человеческой жизни, за противоестественную. Тем не менее, многие язычники считают, что аскетика как таковая не есть монополия христианства; различные аскезы были в культурах многих времен и народов задолго до появления монорелигий на мировой арене. Многие язычники признают, что аскеза — это не самоцель, а средство для входа в определенное состояние сознания. С этой стороны, практически нельзя найти ни одного язычника, который бы в той или иной степени в тои или ином отношении не признавал какое-либо асктическое самоограничение в чем-либо (так устроена Вселенная — нельзя получить что-либо, не пожертвовав для этого чем-либо; все не дается просто так, а напротив, идет обмен). Однозначно христианство осуждается за тесную связь с государством, лингвистическую экспансию в языки народов, подавление инакомыслящих и такое общее для большинства христианских конфессий явление, как нетерпимость к иному мнению. Христа часть считает за вымысел, часть признает его пророком из ессейских кругов, некоторые считают его полубогом — сыном еврейского племенного Бога и смертной женщины. Вместе с тем стоит отметить, что в полемике с христианством большинство язычников проявляет элементарное незнание основ христианского вероучения, суждения о христианстве базируются в основном на популярных нравоучительных книгах, издаваемых РПЦ. Язычники утверждают, основываясь на фактах и приводя фотографии, что некоторые активные приходские священники подвергают поруганию языческие капища, сжигая деревянные статуи богов и нарушая сакральное пространство капищ.

Национальная идея является одним из краеугольных камней современного неоязычества. Часть неоязычников считает, что славяне-арии являются одной из древнейших рас в Европе, их Родиной признается Север, некоторые признают арийской прародиной Южный Урал и Зауралье, некоторые признают другие территории . Скифы также считаются праславянской цивилизацией. Так называемый "Арийский вопрос" занимает значительное место в идеологии неоязычества, особенно среди язычествующих неофашистов. Испытывая патологическую ненависть к инородцам и авраамическим религиям, язычествующие неофашисты противопоставляют ценностный комплекс "здоровой арийской цивилизации", по их мнению, проистекающий все из того же Вселенского Закона. Часть неоязычников — как правило, это мистически настроенные шовинисты и ксенофобы — приписывает ариям практически все значимые свершения в мировой цивилизации, так, например, они считают, что инки были ариями, египетские фараоны были ариями, равно как и Моисей был арийцем, а неграмотные евреи лишь извратили его вероучение; и тому подобное (по мнению остальных язычников, не имеющее к исторической науке ни малейшего отношения).

По мнению неоязычников, славянская культура значительно древней тысячи лет и христианский период ее развития был периодом регресса и упадка . Это вписывается в языческую концепцию развития мировой истории — от "золотого" века, когда человечество жило в согласии с природой, к "железному" — времени разрушения традиционных ценностей, и наоборот. Современная цивилизация, построенная в значительной мере на христианском мировосприятии, всеми признается как нарушающая существующий миропорядок и, потому нуждается, как минимум, в пересмотре и коррекции. Нынешнее время чаше всего называют "железным веком", которому на смену должен прийти "золотой век", в котором будет доминировать новая модель язычества. Мир находится ныне на краю "последней катастрофы", Сумерек Богов, после которых должна наступить реставрация Истинной традиции. Именно как предвестники этой будущей реставрации многие и рассматривают появление неоязычества. Идеал неоязыческого социального устройства, по мнению многих — жизнь традиционного общества на природе. Некоторые из неоязычников даже уехали из города в деревню — А.Добровольский (Доброслав), А.Рядинский (Берендей). Идеалом общественного устройства признается кастовая структура общества со свободными вертикальными переходами, при которой, по мнению неоязычников, каждый индивидуум находится на своем месте и занят своим делом. В качестве образца иногда берется индуистская система из 3-х каст — жрецов, воинов, и купцов вкупе с крестьянами (пастухов, собак, овец). Но славянское понимание кастового устройства ближе к незамкнутой сословности ("вертикальная свобода"), чем к индуистам. То есть, принадлежность к касте определяется не рождением, а соответствием личностных характеристик месту в обществе.

Понятие "Священного Писания" язычество не имеет, так как считается, что основа язычества — это инициация, а авторитет как таковой — вещь весьма условная. Есть книги, которые часть язычников признает соответствующими древней традиции — "Велесова книга", "Песни птицы Гамаюн". Однако их аутентичность весьма спорна, а последняя вызывает множество споров и нареканий. Таким образом, при отсутствии традиции, единственно правильным путем признается путь самосовершенствования. Если "Песни..." практически никем не признаются за исторически подлинные, то о "Велесовой Книге" споры не утихают . Под термином " Велесова книга " подразумевают (возможно даже сохранившиеся до наших дней) священные тексты волхвов (дощечки), которые были вывезены из России полковником белой армии, Али Изенбеком в 1919 году. По одной из версий , нашел он их это в имении князей Задонских неподалеку от станции Великий Бурлюк, под Харьковом. Находка представляла собой буковые дощечки приблизительно одного размера 38- 22- 1- см. На каждой дощечке было просверлено по два отверстия для крепления шнуром, одни соединялись, как книга, другие — как альбом. На дощечках были нарисованы прямые параллельные линии, строго под которыми размещались буквы, как в санскрите или хинди, письмена вдавлены в древесину острым стило и во вдавленные места втерта краска, и затем все было покрыто чем-то вроде лака. Буквы плотно прижимались друг к другу без интервала. Вывезенные в Брюссель, они были скопированы литератором Юрием Петровичем Миролюбовым. Вероятно, им же сделаны фотостатные снимки ряда дощечек. Считается, что после смерти Изенбека в 1941 году подлинники текстов вместе с сотнями картин умершего были изъяты Гестапо. После капитуляции Германии архив мог практически полностью достаться СССР и, по одной из версий, "Велесова книга" может храниться сейчас в России. С 1952 по 1959 годы копии Ю.П.Миролюбова начинают печататься на страницах изданий русской эмиграции в Америке. Бывший генерал белой армии А.Куренков, он же А.Кур, секретарь Музея русского искусства в Сан-Франциско, в журнале "Жар-птица" публикует ряд статей и собственную реставрацию текстов, основываясь на фотостатных снимках и копиях Миролюбова. Термин "Велесова книга" введен С.Я.Парамоновым (Лесным) в 1957 году, им же назван и ее алфавит — "велесовица". Своим названием Книга обязана двум фактам — во-первых упоминанию имени Влеса (Велеса) на одной из дощечек, где прямо сказано, что книга волхвов посвящена ему. В 1960 году С.Я.Парамонов переслал одну из фотографий дощечки книг в СССР, в Советский славянский комитет, где всю книгу тут же объявили подделкой. Господствующая сейчас среди значительной части язычников точка зрения гласит, что, несмотря на поддельность большей части книги, автор книги все-таки донес и некие отголоски Традиции. Из

"Велесовой книги" во многом заимствованы пантеон, исторические фрагменты и отчасти панславянские идеи. В книге говорится о двух ветвях праславян — словено-венедской и арийской (от легендарного Ария-Орея), о происхождении праславянских и скифских родов, о бесконечных войнах пращуров за свою свободу и независимость против киммерийцев, греков, римлян, готов, гуннов, авар, хазар.

Рассказ завершается упоминанием Эрика-Рюрика, а также Аскольда, который пытается крестить киевлян. Описываются обычаи и нравы древних славян, их мировоззрение и верования. Языческие волхвы — авторы книги — воспринимали христианство как новую веру, противоречащую заветам Предков и силой навязываемую людям. Особо важно, что наличие у славян-язычников дохристианской письменности не отрицает ни один современный язычник, равно как большинство лингвистов и историков.

Порядок общения с Богами каждая община определяет для себя сама. Как правило, многие общины имеют свои культовые центры — капища, расположенные в лесопарках или в лесах. Их неотъемлемым атрибутом является вырубленная из дерева скульптура Бога, почитаемого общиной , перед статуей обычно располагается ритуальный камень для треб (впрочем, иногда ставится просто резная деревянная стелла с изображением коловрата). Посреди поляны обустраивается кострище. Как правило, эта концепция разработана общинами каждая для себя, выделяя те или иные моменты. Для т.н. воинских культов, почитающих Перуна, характерен определенный минимализм в исполнении треб, сводящийся, как правило, к восславлению имени Перуна и ритуальным поединкам. Наиболее детально разработан порядок треб у общин, в которых преобладают почитатели Велеса. Составляющие культа определяет конкретная община, какой-либо общий стандарт отсутствует. Как правило, общины, состоящие из преимущественно из женщин в качестве объекта поклонения выбирают женские божества: Ладу и Макошь (реже Сварога). Общее во всех обрядах — это момент требы Богам. Как правило, это пиво, мед, хлеб. Требы совершаются на капищах, которые стараются располагать в относительно глухих местах. Необходимым элементом капища является чур — вырезанная из дерева статуя, являющийся символом того или иного Божества, которого почитает община, место для требы (требник) и костер. Общинники собираются вокруг костра, а не вокруг статуи Бога. При этом часть жертвенной пищи кладется у статуи на требник, а часть жертвуется огню костра. Для жертвы берется лишь малая часть приготовленных запасов — остальное потом выпивается и съедается на общей трапезе. Важным, хоть и не всегда обязательным, элементом обрядов являются ритуальные игры и поединки. Для присутствующих на обрядах желательно носить традиционную славянскую одежду — вышитые рубахи у мужчин, сарафаны у женщин. Участвующие в обряде встают вокруг костра — в "коло" (круг). При совершении обряда, они ходят вокруг костра "посолонь", т.е. по направлению движения солнца, если треба совершается Богам Прави (Сварог, Перун, Световид), и "противосолонь", т.е. против направления движения солнца, если треба совершается Богам Нави — (Велес, Марена). Ведущий обряда произносит подобающие славословия, а другие участники обряда произносят ответствующие возгласы. Вкруговую обычно пускается чаша или рог с жертвенным напитком. После требы происходит трапеза .

Еще одним важным элементом неоязыческой обрядности является смена имени, т.е. отказ от христианского имени (как правило, греческого, римского или иудейского происхождения) и принятие имении со славянскими корнями. Например — Доброслав, Велемир, Велеслав, Добромир и т.п. Последователи скандинавской традиции принимают, соответственно, скандинавские имена. Обращение друг к другу по этим именам принято и при обрядах, и в быту. Однако, их употребление далеко не всегда является бытовым, все зависит от типа общины — чем меньшее значение придается мистическим поискам, тем чаще обращение по "общегражданским именам". Здесь особо следует заметить, что среди язычников, принявших новое имя, есть и те, кто не отказывается от имени, данного даже при крещении в христ-церкви — они продолжают сохранять оба имени, не усматривая в этом ничего зазорного. Подобных "двоеверцев" — которые используют в своей жизни два имени, почитают и языческие, и христианские святыни — не так мало (хотя и не так много); как правило, это женщины.

Современная жреческая иерархия на данный момент только формируется и не является детально разработанной, ввиду, отчасти, того, что современные волхвы несколько неопытны и не так давно начали свое служение; сами язычники формулируют ситуацию словами — "каждый сам себе волхв". Под "волхвом" в каждой общине понимаются разные вещи. Существует некое общее понятие о том, что волхв — это высшая ступень жреческого посвящения, но многие называют волхвом человека, проводящего обряды общины, т.е. фактического жреца на данный момент времени и места. Сохранилась примерная структура жреческого посвящения , но ее практически никто не придерживается. Существует разделение на волховскую и ведовскую традиции (последние уподобляются западноевропейским магам). Волхвы общаются с Богами, их задачи несколько выше, чем задачи ведуна (колдуна) — повелевать одними сущностями, заручившись поддержкой других, высших. Результат деятельности волхва не всегда определен, так это зависит от воли Бога, а результат деятельности ведуна определен его силой и силой его покровителя.

По словам старейшины Калужской Общины Вадима Казакова, организационная структура языческой общины должна обладать четкой иерархией. По словам Казакова, существует несколько этапов вхождения в славянские общины и ССО: 1. двоеверец, т.е. человек посещающий славянские праздники наравне с исповеданием других религий, 2. прихожанин, т.е. уже регулярно посещающий обряды, 3. "славянин", т.е. человек принявший славянскую веру и прошедший обряд имянаречения, получивший право носить славянскую одежду, 4. член ССО — "ответственный человек, готовый участвовать в деятельности Союза, имеющий право быть избранными в руководящие органы ССО и участвующий в ежегодном Вече", 5. член Общины — это руководство ССО (8 чел. в Калуге), из членов Общины выбирается Старейшина, в настоящее время — В.Казаков. Высшим органом ССО является Вече, там избирается глава Союза, Верховный жрец и скорбник (казначей), а также Проверочный Совет, который обеспечивает сохранность и подготовку капища, блюд и напитков для проведения обрядов. На праздники, в которых участвуют представители всех общин Союза собирается до 100 человек. Казаков на словах декларирует самую широкую идеологическую позицию, позволяющую принимать людей самых разных политических взглядов — от демократически ориентированных до Доброслава; однако непосредственно члены Калужской общины придерживаются радикальных националистических взглядов. Одна из общин, входящих в состав ССО — рязанская — поддерживает коммунистов. Казаков сетует, что московские общины претендуют на роль интеллектуальной элиты и что их слова должны быть для всех последней инстанцией; однако, как утверждает Казаков: "в реальной жизни такого не бывает". Казаков упрекает москвичей в том, что они отказываются вступать в ССО. Впрочем, условия приема в ССО Казаков привык устанавливать сам, а московские общины не устраивает, главным образом, чрезмерное стремление старейшины ССО к созданию жесткой иерархической организационной структуры (а иногда также и некоторые идеологические разногласия). Как и все язычники, Казаков считает христианство чуждым и подчеркивает, что во время христианизации Руси Византия была такой же империей как США, а Киевская Русь сосуществовала бок о бок с Византией и не принимала христианства, а затем произошел переворот, смены династий и гражданская война, инициатором чего была Византия, стремившаяся подчинить своему влиянию свободолюбивых славян. Казаков и члены Калужской общины считают себя потомками вятичей, населявших эти земли, которые из всех славянских племен дольше сопротивлялись принятию христианства.

Большинство неоязычников — граждане с высшим гуманитарным образованием. Значительная часть — художники и этнографы, занимающиеся народными промыслами. В дальнейшем их состав значительно расширился — например, одни из главных идеологов, А.Платов и Н.Сперанский — физики-теоретики. Большинство язычников — мужчины, женщин около 25-ти процентов, в основном подруги самих язычников, но есть и пришедшие к язычеству своим путем. Основная причина такого социо-демографического состава кроется, по-видимому, в том, что изначально идея о восстановлении язычества как исконной веры близка, прежде всего, гуманитариям. Но, по мере разработки и степени распространения идеологии, язычеством интересуются все более широкие круги населения. В последнее время в язычестве нет какой-либо четкой социально-демографической картины и в ближайшее время не предвидится.

Несмотря на различия в вероучении и личные противоречия лидеров, постоянные взаимные претензии и стремление практически всех заметных фигур на лидерство движения в целом, современное неоязыческое движение представляет собой достаточно цельное явление, в котором происходит постоянный обмен идеями, взаимные консультации лидеров, совместные праздники с участниками из разных городов.

Сейчас издается множество книг, в качестве наиболее популярных идеологов можно назвать А.Платова, Н.Сперанского. Книга А.Белова "Славяно-горицкая борьба. Изначалие" — культовая для увлекающихся славяно-горицкой борьбой, где кроме самой борьбы излагается историософская концепция, языческая философия в интерпретации Белова. Большую роль сыграла книга Бориса Владимировича Авдеева " Преодоление христианства ", во многом компилятивный труд, в котором автор пытается реконструировать процесс создания Библии, Талмуда, Корана и историю формирования монотеистических вероучений. В конечном результате Авдеев приходит к выводу, что христианство (равно как иудаизм и ислам) — религии, полностью тождественные квазирелигиозным моноидеологическим концепциям (коммунизму и фашизму), и ограничивающие потенциал личности; в отличие от язычества, которое, по Авдееву, представляет собой наиболее адаптированный к жизни мировоззренческий комплекс. Многими общинами издаются свои периодические издания, как правило в виде небольшого листка с ограниченным тиражом. Наиболее авторитетные языческие издания — журнал "Мифы и магия индоевропейцев" (издательство "София"; тираж 3,5 тыс. экз.), посвященный языческой мифологии , вероучению, магии и истории России, издатель — аналитическая группа "Северный ветер"; а также журнал "Наследие предков" (выходит без строгой периодичности в разных издательствах), придерживающийся националистических позиций.

Российские язычники активно контактируют с общинами из Украины, Прибалтики (в Москве живет представитель одной из Литовских общин "Ромувы" — Лаймутис Василявичус), Польши — "Радима вера", Западной Европы. Как правило, язычники из-за рубежа приглашаются на большие праздники, проводимые по несколько дней за городом. Существуют международные организации, объединяющие представителей этнических религий (т.е. неоязычества), в которых российские язычники принимают активное участие. Первые активные контакты с такого рода организациями начались с 1997, когда в Литве состоялся "Конгресс этнических религий", на котором было много представителей из славянских стран, обсуждено большое количество вопросов и прочитано несколько докладов, рассматривавших пути язычества от прошлого к настоящему . Если до этого контакты носили в основном эпизодический характер, то с 97-года можно говорить о налаженном сотрудничестве. Стоит отметить, что главным образом оно ведется с языческими общинами из славянских стран. Главным образом это объясняется, по словам А.Платова, достаточно слабой проработкой идеологических вопросов и прикладным характером западноевропейского язычества. В 2000 году во всемирный конгресс этнических религий входил ряд общин из России, в том числе и ССО. В 2001 году проведение такого съезда запланировано в Петербурге. Отдельно стоит упомянуть контакты с неславянским язычеством на территории России — Мари-Эл, Удмуртия и др., где язычество не было полностью поглощено христианством. Русские неоязычники, занимающиеся межкультурным обменом, периодически ездят туда в этнографические экспедиции, обмениваются идеями.

Важное место в поиске контактов между язычниками занимает Интернет. Существует ряд языческих сайтов, на которых хранится много языческой литературы, а также тематических форумов, где язычники, имеющие доступ в сеть, обсуждают интересующие их вопросы.

Также неоязычники организовывают археологические экспедиции, связанные с исследованиями культовых мест древних славян. Например, регулярные экспедиции группы "Северный ветер" на Куликово поле, которое А.Платов считает древним храмовым комплексом. Также такие экспедиции организуются и другими общинами. Предпринимаются и поездки по деревням с целью сбора этнографического материала — фольклора, заговоров, остатков обычаев.

Славянское неоязычество. Примерная филиация.

"Реконструкторы" и спортсмены . К ним относятся практически все военно-исторические клубы, которые занимаются, главным образом, реконструкцией костюма и, в меньшей степени, старинных боевых искусств. Для них язычество играет второстепенную роль, скорее как элегантное дополнение к доспеху образца дохристианской эпохи. Эти клубы наиболее часто показываются на людях, к этому же течению принадлежат и практически все последователи скандинавской традиции. Главный Бог — Перун. К этому направлению уместно отнести неоязычников, которые возрождают традиции славяно-горицкой борьбы — т.н. "ратоборства". Ключевой фигурой направления является А.Белов (Селидор), который разработал сначала идею раторборств, затем идею воинского сословия, а затем и "теорию варварства", как естественного состояния человека. Однако, из-за личных амбиций участников движения (и во многом самого Белова), оно, цельное вначале, распалось на множество составляющих. При этом Белов остался культовой фигурой движения. Для этого направления характерно преобладание тренировок над религиозными практиками, но они уже признаются как нечто не менее важное, чем спорт. Для этого направления характерно преобладание националистических идей, а главное место принадлежит реконструкции военизированного язычества.

Москва:

"Семаргл" — Владимир Бугаевский;

Клуб "Лествица" — Евгений Латышев (Летка, Крут);

Дружина "Аркона" — военно-исторический клуб — Будимир;

"Собор" — клуб русского воинского искусства, община "Руевит";

"Варяг" — Межрегиональное общественное объединение;

"Наследие предков" — Михаил Штарев (Хевдинг);

"Правь" — Сажнев Дмитрий Анатольевич;

"Бросок Ястреба" — исторический клуб;

"Лютичи" — дружина;

Санкт-Петербург :

"Солнцеворот" — Станислав Чернышев;

"Северный путь" — Иван Зейц;

"Вольная ватага";

Тверь : "Белые волки" — Бозлов Григорий;

Рязань : "Дубрава";

Мичуринск : "Буй-Тур";

Удомля : "Белый волк";

Старая Русса : "Древняя Русь";

Казань : "Витязь";

Тольятти : "Ра";

Витебск : Харкевич Юрий Анатольевич;

Смоленск : Лисовский Леонид;

Троицк Московской области : Кузьмин Андрей;

Фольклористы . Занимаются возрождением народных промыслов, искусств. Восстанавливают фольклор, костюм и т.п. Интерес к язычеству в основном этнографический, выработка собственно религиозной концепции мало кого интересует. В.Бутров, глава центра "Бузулук", объединяет собирателей русского фольклора и реконструкторов костюма. Его команда — непременный атрибут крупных собраний, играет роль массовика-затейника. Община "Сварожичи" (Москва), возрождают традиционные промыслы, костюм, вышивку. "Белый камень", Москва — Майя Алексеева. Отдельную группу представляют собственно языческие общины. Для их членов главное — возрождение языческой идеологии, обрядности.

Аналитическая группа "Северный ветер" , Москва. Фактический (философско-литературный) глашатай идей неоязычества, выпускает альманах "мифы и легенды славян", руководители — Станислав Ермаков и Антон Платов. На данный момент "Северный Ветер" стремится стать центром объединения этого направления на основе "Волховского Вече". Несмотря на то, что главный руководитель группы А.Платов придерживается скандинавской традиции, группа занимается разработкой и пропагандой именно славянской традиции.

Объединение общин ВЕЛЕСОВ КРУГ , Москва. В объединение входят общины: РОДОЛЮБИЕ — волхв Илья Черкасов (Велеслав); ВЕЛЕСОВА ОБЩИНА — волхвы А.Жилко (Велемир) и А.Наговицын (Велемудр); КОЛЯДА ВЯТИЧЕЙ (продукт слияния двух общин — "Коляда" и "Вятичи") — соответственно — Н.Сперанский (Велимир) и А.Потапов (Мизгирь). Объединение ВЕЛЕСОВ КРУГ тесно сотрудничают с Аналитической группой "Северный ветер". Возрождают славянскую языческую мистическую традицию. В объединение входят историки и этнографы, которые занимаются реставрацией обрядов и верований и возрождением языческой идеологии. Проводят регулярные праздники, имеют свои капища в Москве и под Москвой. Являются одним из основных интеллектуальных центров современного язычества. Почитают покровителя мудрости Бога Велеса, практикуют ритуальную магию.

"Московская Славянская Языческая община" — Млад (Сергей Игнатов). Одно из самых ранних объединений, пережившая множество расколов и распадов. Единственная официально зарегистрированная языческая община Москвы. Ныне малочисленна (около 10 человек). Сами о себе они говорят, что возрождают языческие мистические практики и воинские традиции.

Особняком от неоязычников города Москвы отстоят общины провинциальные. Их отличает, прежде всего, разнообразие вариаций культов, семейный характер, большая закрытость, крайняя малочисленность и отсутствие заметных внешних проявлений деятельности. Есть отличия и в идеологии: многие провинциалы тяготеют к радикальному национализму и неофашизму. Однако, общин, открыто исповедующих четкую фашистскую идеологию практически нет, есть отдельные личности, входящие в ряд общин, но не оказывающие какое-либо серьезное влияние на современное языческое движение в целом.

"Рязанская славянская языческая община" — одно из самых самобытных образований. Это немногочисленная женская община с феминистским уклоном, почитающая Макошь(Мокошь). При этом ее отличают серьезные наработки в области собирания фольклора и возрождения вероучения. Руководительница — Марина Альбертовна Качалова (Доброслава), Рязань.

"Союз Славянских Общин" — один из основателей Вадим Казаков. Формально (по количеству входящих общин) является самым крупным объединением, в орбиту которого так или иначе вовлечены десять провинциальных языческих общин, как правило, отличающихся крайней малочисленностью. Своей задачей В.Казаков видит восстановление славянского язычества как религии в общегосударственном масштабе , а поэтому стремится зарегистрировать централизованную организацию. Однако, руководство ССО отрицает термин "язычество" и не считает себя "язычниками", предпочитая использовать в качестве синонимов "славянство" и "славяне" соответственно. Руководство ССО в лице жрецов В.Казакова и Мирослава прямо заявляет, что "в славянские общины могут входить только славяне". То есть, переводя с их терминологии: "в языческие общины могут входить только славяне по национальности" (подобную политику осуждает Битцевское Обращение , созданное Кругом Языческой Традиции в марте-мае 2002 года).

- Орловская обл., Орловский р-н, пос. Знаменка : газета "Гамаюн".

- Кемеровская обл., Новокузнецк : журнал "Перун".

- Оренбургская область, Орск : "Славянская община"

- Рязань : газета "Ариец" (поддерживают коммунистов).

- Челябинская обл., Озерск : Куракин Виталий Александрович.

- Улан-Удэ : Абрамов Вячеслав Геннадиевич.

- Обнинск : община "Триглав";

- Смоленск : Людота.

- Кемерово : Ратибор.

- По словам Вадима Казакова, небольшие ячейки ССО есть в Арзамасе, Москве, Праге, Красноярском крае, Козельске. Всего членами ССО является 10 общин, но в формальные контакты вовлечено значительно большее количество общин, в той или иной степени поддерживающих связи с Объединением.

Также существует множество отдельных языческих общин, объединенных по интересам:

Москва : духовный центр "Родник" — С.Н.Белов; "Община Чернобога" — Петров Алексей; община "Светославие" — Светояр.

Санкт-Петербург : "Союз венедов"; газета "Славянский вестник"; община "Солнцево-род" — Борис Эдуардович Поляков;

Новороссийск : газета "За Русь";

Омск : "Древнерусская Инглистическая церковь Православных староверов инглингов";

Киров : община "Вольга". Комсомольск-на-Амуре : община "Род";

Красноярск-75 : Община "Светославие" — Потылицына Наталья Васильевна;

Мурманск-50 : Олег Борисович Фиалков (Остромир);

Коломна : Александр Анатольевич Егоров (Велигор).

Нижний Новгород : Рыбин Андрей Николаевич;

Ижевск : Лев Прозоров;

Вязьма : В.Е.Акимов;


Автор выражает признательность всем, помогавшим в сборе материала и оказавшим помощь в его обработке, и высказывает убедительную просьбу ко всем, прочитавшим данный материал и имеющим свои аргументированные возражения, присылать их по нижеуказанному адресу автора, особенно если есть материалы, касающиеся деятельности отдельных общин, их контактов и т.п.

Статья написана специально для издания
"Энциклопедия современной религиозной жизни России". (2000 год)

Поиск

Журнал Родноверие