С праздником любви и плодородия
В дни Летнего Солнцестояния языческие объединения, как обычно, отмечали славный праздник Купалы.
Празднования начались с 21-22 Кресня (июня) и продолжались до воскресенья 24 июня.
Содружество Славия провело основной обряд с 23 на 24 июня.
Группа организаторов выехала к Родову капищу 22 июня, подготовила и расчистила место. Мужчины занялись технической подготовкой, прежде всего заготовкой бревен для костра и благоустройства праздничного места. А женщины продолжили спевку, разучивание народных и популярных языческих песен, подготовку праздничных нарядов.
Загадочные папоротники бурно разрослись и ожидают чудес Купальской ночи
Один из участников Славии, Олег Коловрат, успел накануне поучаствовать в обряде Велесова Круга под Малоярославцем и участвовал там в постановке нового капища.
23 июня прибыла основная группа, за ней подтянулись опоздавшие. Не знающих дороги встречали пешком и на машинах, кормили, поили и привечали. В целом в празднике приняло участие, как и предполагалось, около 30 человек, среди которых лишь трое были в "Славии" впервые (пригласили друзья). Кроме Москвы и Подмосковья, приехал гость из Нижнего Новгорода. Создались все условия для уютного домашнего праздника, в котором приняли участие и супружеские пары, и родители с детьми. Продолжилась совместная подготовка к близящемуся праздненству.
Приятные хлопоты по подготовке к празднику
Еще до приезда гостей Коловрат изготовил 8-лучевое Коло, целиком из природных материалов — используя ветки, солому, смолу-живицу и натуральную ткань. Под руководством Красногора продолжилась заготовка дров, оборудование мест для сидения, изготовление плота, на котором Огню-Сварожичу, семени Небесного Огня, предстояло слиться с Матерью — Сырой Землею.
Подготовка к спуску на воду плота, на котором отправится в путешествие по Земным водам Небесный Огонь
Последние минуты перед началом праздничного действия
Купальский обряд включил в себя три основных части.
Вечером, еще при свете Солнца, был исполнен заигрыш: "Парни, девки на Купалу!". Немудрёные слова были, по предложению Пятницы, превращены в представление-экспромт, в которое вовлекли разных участников праздника: им пришлось по очереди выходить в центр круга и исполнять импровизированные пожелания тем, кто выйдет и тем, кто не выйдет на Купалу.
За этим пошли хороводные наборные и вьюнишные песни, за ними плясовые и игровые… Отличились более всего в их подготовке и исполнении Пятница, Чудь и Верея.
Добрых молодцев попросили показать свою удаль, в личном единоборстве и стенке. Потом "скомарьки" показали удалую пляску и мужское обаяние, и редкая девушка решилась отказать в постое смелому и любезному молодцу. Повеселили присутствующих ручейки, а пуще того веселые салки с пояском… За этим последовали и другие игры и забавы, а еще более того их было припасено у организаторов…
За единоборством последовала борьба "стенка на стенку"
Но за потехой быстро наступил вечер, и Солнце скрылось за водной гладью… Подошло время главного обряда. После непродолжительного перерыва всех снова созвали в центр праздничной поляны, к сложенной краде для купальского Огня.
И снова исполнила праздничный зачин Пятница. "Отчего ж не отперт золотой засов?" — спрашивает народная песня. "Не почтили мы еще Богов на нашем Родовом месте", вспомнила Верея. И гостей пригласили пройти на капище через живые ворота, созданные Любомиром и Вереей, которые отметили 5-летие своей свадьбы, сыгранной на первой Купале Круга Языческой Традиции в 2002г.
После краткой требы, наконец, пришло время возжечь пламя священного костра. Подожженный с четырёх сторон, он сразу ярко запылал, уходя в небеса.
Вослед заговору огня прославили соединение Небесного Огня с Огнём Земным. Затем были произнесены три Круга славлений — Богам, Земле Родной и Предкам. На третьем круге были принесены дары Предкам, и те, кто призывал их в весенних обрядах на гостевание, проводил их в Ирий, отправив в Купальский огонь веточки с русальной недели.
Празднование было столь радостным и зажигательным, что к этому времени в нём участвовали уже не три десятка язычников, но также и отдыхающие с соседних полян, которые подхватывали славы и здравицы. Эти же люди пришли посмотреть потом на уход в плавание Небесного Огня.
Путешествие Небесного огня по Земным водам символизирует оплодотворение Земли обильным урожаем
С новыми песнями и славлениями зажгли Коло, символизирующее Силу Солнца, и спустили его с высокой горы на шесте. И на воду сошел диковинный огненный корабль, с пылающим парусом и костром на борту.
Шестеро пловцов сопровождали его до середины озера, а затем отпустили в свободное плавание и вернулись к остальным.
Пришло время соединить свое дыхание с дыханием купальского Огня в прыжках через него, продолжились песни и пляски, затем начался пир горой, а кто пожелал, омылся в ночном водоеме или отправился в лес на поиск чудес Купальской ночи.
Прыжки через костер, игры, песни, пиршество продолжаются до утренней зари
Общий обряд был продолжен на рассвете. Правда, собралась на него лишь третья часть участников, но это были самые стойкие. Рассвет встречали в поле, купались в росе, собирали семь трав. Пели песни, посвященные Ярому коню — Яриле. После исполнения народной песни "Яр-Яр, вставай рано!" из-за туч и лесов выбился столб солнечного света, и вслед за тем светило взошло из тумана в радужном ореоле.
Утренний туман сначала рассеивается в середине озера. Но из зплвов продлжают выплывать сонные облака...
Позже теплые солнечные лучи позовут их к себе, в небесную высь.
Над водохранилищем даже в знойный ясный день веет свежий ветерок и пролетают легкие облачка — дети реки
"Ярило, вставай рано!" — завела песню Пятница, подхватили другие голоса, и из густых облаков, над темным лесом, поднялся сияющий столп лучей
Купание в росе и сбор семи целительных трав
Паук вышел на охоту
Утром плот, на котором ночью путешествовал священный Огонь, завершив большой круг, вернулся к нашему берегу.
Его возложили на Купальскую краду, прощаясь с праздником.
Так все наши мысли и желания, дела и поступки рано или поздно возвращаются к нам же
Когда Солнце поднялось выше, наступило время прощаться с теми участниками мистерии, кто спешил вернуться домой. На обратном пути Любомир привел группу на найденные им в окрестностях ближайших деревень курганы.
В окрестностях капищного места обнаружено две курганных группы
В эту же ночь, в числе множества других объединений, отмечала Купалу и наша Липецкая община "Лада". В праздновании приняли участие 25 человек. Репортаж с фотографиями будет размещен позже.
Ночь на кургане
Мягкий туман
к Ночи царственной прянул на ложе.
Дремлет курган.
Что за сны ему снятся, Даждьбоже?
Есть ли тут кто,
или души давно улетели?
Чистым листом
поднялись удивленно с постели?
Где-то в ночи
шорох, рваная нить разговора.
Там — вя-ти-чи
с ворожбой, или крАдутся воры?
День перемен
и безвременья сумерки следом…
Что же взамен
вечных снов вы предложите Дедам?
Корни стеной
из старинных шеломов восходят,
ранней весной
в небо светлые души уводят.
По-верх гробов
и костей, на костре обожженных -
кроны дубов,
мощных лип и развесистых кленов.
Память жива
освященной легендою в дубе,
и дерева
отдают ее, если полюбят.
Небо лучи
поутру, как ларец, приоткрыли,
рано ключи
у Зари-Заряницы добыли.
Горстка друзей
Предкам чарку и хлеба предложит.
С ними отпей,
к дому путь укажи им, Даждьбоже!
Верея, 2004 г.
Фотосъемка: Лучезар, Коловрат, Верея, Чудь, Рамень