Про просьбе елташей написал небольшой экскурс в историю мерянского движения 2000-ых, начала 2010-ых годов.
История всякого дискурса обычно начинается с книги, симфонии или картины. Не является исключением и мерянский этнофутуризм, в основание которого легла книга советского лингвиста Ореста Борисовича Ткаченко «Мерянский язык», выпущенная в 1985 году. Это была докторская диссертация, защищенная им в Ленинграде в далекое андроповское время под благосклонным покровительством ЦК КПСС и КГБ СССР, что по своей внутренней силе, дорогой читатель, будет похлеще ПВЛ. Уже при своём появлении эта работа стала классической, более того, составляя основу наших знаний о мерянском языке, она долго еще будет и стимулом к продолжению исследований в этой области.
В самом начале 2000-ых годов выпускник московского Гуманитарного университета москвич Александр Трифонов тусовался на знаменитом тогда в рунете традиционалистском форуме «Лодья» где он стал известен как Вепдюй. Там он «ломал копья» с ветеранами современного родноверческого движения обсуждая вопросы русского этногенеза — можно ли считать волжских и северных финнов, в далеком 862 году пригласивших вместе с балто-славянами скандинава Рюрика, предками русских, или нет? На «Лодье» Александра неоднократно банили, но он все равно прорывался, меняя айпи, и нес свет финно-угорской идеи в массы.
Интерес к финно-уграм проявился у Александра еще в университете, в конце 1990-ых годов. Корни этого интереса уходят в детство, которое он проводил в глухой мещерской деревне в Егорьевском районе Московской области, где сызмальства впитал в себя финно-угорский вайб. По другой линии предки Трифонова происходят с Костромского Заволжья, из Галич-Мерьской земли. Интерес к Костромской земле привел Александра к увлечению мерянами.
Весь современный неомерянский активизм родился в Исторической библиотеке в Москве, с нее-то все и началось по-настоящему.
Об этом писал сам Александр в одном из своих материалов на «Yтро.ру»:
«Еще учась в Гуманитарном университете, я откопал в каталоге Исторической библиотеки необычную книжку — «Мерянский язык». В небольшом томике, изданном смехотворным тиражом в 500 экземпляров, рассказывалось об исчезнувшем языке финно-угорского народа меря, что жил некогда в самом центре России, на территории Московской, Владимирской, Ярославской и Костромской областей. Автор, лингвист Орест Борисович Ткаченко, утверждал удивительные вещи относительного мерянского языка. Например, что его можно было услышать в глухих районах Костромской губернии еще в XVIII веке! Меря оставила огромное языковое наследие в диалектах, да и в самом что ни на есть литературном русском языке до сих пор существуют мерянские языковые формулы, а некоторые слова прямо заимствованы из таинственного языка.»
Позднее он сообщил автору этих строк:
«Когда я взял ее в руки, мне пришлось линейкой осторожно разрезать склеившиеся листы. Я оказался первым читателем с момента её выхода из типографии в 1985 году»
Увлечение мерянами у Александра удачно «наложилось» на основной род его занятий — журналистику. Ровно 20 лет назад, в октябре 2003 года Трифонов, обозреватель федерального издания «Yтро.ру», пишет для своей редакции заметку «Москва из конопли, или Тетя околела» про меря и их язык. Это была не просто одна из первых публикаций про нас, это была первая публикация, в которой меря рассказывали сами о себе.
С 2003 по 2009 год у Трифонова выходит серия публикаций в разных федеральных СМИ, посвященных мерянской тематике, им создается концепт мерянского и мещерского флагов, один из которых, мещерский, презентуется 22 июня 2008 года в рамках анархо-краеведческого похода организованного Захаром Мухиным. На протяжении 2000-ых годов, помимо профессиональной журналистики, Трифонов активно занимается блогерством, ведет в ЖЖ первую мерянскую страницу, и участвует в развитии независимых финно-угорских медиа, в частности знаменитого коми-портала «Коми-народ» (вместе с коми-журналистом Юрием Поповым). Кроме журналистики Трифонов активно занимается краеведением и сакральным туризмом, он частый гость в Республике Марий-Эл.
Летом 2010 года Трифонов знакомится с художником Андреем Малышевым, самостоятельно пришедшим в мерянство в конце 2000-ых годов и создавшим первый мерянский портал Мерямаа.ру.
Начинается их плодотворное четырехлетнее сотрудничество, в процессе которого они создают концепцию «мерянского этнофутуризма». В рамках нового арт-движения Трифонов и Малышев проводят 4 выставки: выставку на презентации фильма Д. Осокина и А. Федорченко «Овсянки» (октябрь 2010 года, Москва), выставку «Merjamaa – Мерянский Космос» на этнофутуристическом арт-фестивале «КАМВА» (сентябрь 2012 года, Пермь), выставку в рамках VI Всемирного конгресса финно-угорских народов на котором был озвучен «Мерянский манифест» (сентябрь 2012 года, Шифиок, Венгрия) и выставку «Мифология малой Родины» (апрель 2013 года, Москва).
Помимо вставок Трифонов и Малышев проводят три мерянских перформанса: «Мерянские Духи Возвращаются» на дьяковском городище рядом с Саввино-Сторожевским монастырем (октябрь 2012 года, Звенигород), «Мерянский Йол» в Коломенском и «Камлание с айпадом» на мосту «Багратион» в Москве в декабре 2012 года. В мае 2013 года Трифонов и Малышев озвучивают свою концепцию мерянского этнофутуризма в программе Маргариты Лянге «Народы России» в эфире «Радио Россия».
На протяжении всего сотрудничества Трифонов и Малышев активно путешествуют по Исторической Мерянской земле (ИМЗ): проходит более десятка совместных пеших походов и авто-трипов в ходе которых ими локализуются и описываются мерянские сакральные комплексы (камни, источники, деревья).
В результате совместной деятельности в 2010-2013 годах формируется неформальное неомерянское движение. Его активистами становятся: ивановский историк и краевед, реконструктор мерянского языка — Васка Шёмтолгай (индивидуальная активность которого началась в аж в середине 1990-ых годов!), питерский художник-этнофутурист, автор мерянского арт-эпоса «Анка-Линд» — Валентин Константинов, московский историк-академист и блоггер, создатель ЖЖ блога «Весь, Меря, Мурома» — Аким Трефилов, мещерский краевед и историк, главный редактор альманаха «Мещёра-край» — Сергей Михайлов, московский футурист Илья Ильм, ростовский арбуй, держатель Сарской керемети — Сергу Мерянг, будущий активист возрождения муромского языка Михаил Каневский, и многие другие.
В период 2010-2013 годов складываются основные концепции неомерянского движения: мерянский этноэкологизм, мерянский этнофутуризм, концепция реэтнизации, мерянский лингвоконструктивизм, мерянский великорусизм. В 2011 году стартует проект реконструкции мерянского языка, первым итогом которого становится «Мерянский словарь», увидевший свет в 2013 году. В 2010-2013 годах закладываются основы мерянской виртуальной экосистемы.
Во второй половине 2013 года Александр Трифонов принимает решение об уходе из неомерянского движения. На него повлияли как глубоко личные причины, так и завершение журналистской карьеры, и начало преподавательской деятельности в одном из столичных вузов.
В октябре 2013 года, ровно через 10 лет после первой мерянской публикации, Трифонов на портале Finugor публикует свое политическое завещание.
В нем он, в частности, говорит о том, что его послание о Мере изначально было адресовано русским, и только русским:
«Только принадлежность к мерянам дает большинству русскиx ощутить себя коренным народом, а не завоевателем, позволяет взять ответственность за свою землю. А это означает, что, прежде всего надо выстроить новую идеологию. Там должны быть и политическая, и экономическая, и социальная программы: отказ от разработки природныx ресурсов, переxод к постиндустриальному укладу, новые экотеxнологии, основанные на традиционном (народном) знании, развитие местного самоуправления и горизонтальных социальных связей, субурбанизация. История с новыми мерянами — история не про официальные финно-угорские народы. Неомеряне — это русские, которые хотят получить некоторое новое качество, заявляя о финском происхождении»
Как видится мне из 2024 года, верхневолжские русские, вернее самая чуткая их часть, услышали послание Трифонова. Это показывает наше поступательное развитие, постепенное блокирование с региональными культурными элитами русскиx территорий где некогда обитали меряне, рост количества людей интересующихся своими мерянскими предками или прямо отождествляющих себя с меря (109 мерян во Всероссийской переписи 2020 года). В новые меряне активно идут пытливые люди младше 25 лет, молодежь становится агентом развития мерянского дискурса. Так начинается следующий этап нашей истории.