Жрецы играли огромную роль в древнем индоевропейском обществе. Жрецы занимались отправлением культа, в первую очередь — принесением жертв.

Обряды необходимы для поддержания гармонии и порядка как всего мироздания, так и в рамках социального коллектива, что делало функции жречества ключевыми для наших далёких предков.

В отличие, например, от современного христианского понимания священства, в котором священник выступает "пастырем" для своей паствы, учителем и религиозно-моральным авторитетом, индоевропейский жрец — это человек, уполномоченный своей общиной для совершения определённых ритуальных действий. Жрец — это именно "ритуальный специалист", мифопоэтическая и мистагогическая же функции целиком ложились на плечи индоевропейских поэтов.

Хотя роль жреца в индоевропейских традиционных обществах весьма схожа, довольно трудно восстановить наименования жреца, бытовавшее в праиндоевропейском языке в III тыс. до н.э.: большая часть названий жрецов в дочерних языках не связаны друг с другом. Вероятно, единого наименования и не было. Тем не менее два из них — италийское и индо-иранское — всё же скорее всего восходят к единому древнему слову из языка-предка: это лат. flāmen (<*flаgs-men?), мессап. βλαμινι и санскр. brahmán, др.-перс. brazman- восходящие, по всей видимости, к индоевропейскому *bhlаǵhmēn. Более того, также связаны и лат. flamōnium и санскр. bráhmaṇyam "жреческий сан" < п.и.-е. *bhlаǵhmēnyom.

Знаком жреца у всех индоевропейских народов является одежда белого цвета: Цезарь описывает белые одеяния галльских друидов, Тацит — белые одежды германских жриц, Балтские вайделоты должны были носить длинную тунику, украшенную белой тесьмой и подпоясанную белым поясом, также и римские фламины и индийские брахманы должны были облачаться в белые одеяния. Также в некоторых ветвях традиции отмечается обычай ношения жрецами длинных волос и бороды, но он далеко не так повсеместно распространён, как белые одежды.

Жрец всегда должен был соблюдать ритуальную чистоту и не допускать осквернения своей персоны. Римские фламины и индийские брахманы должны были придерживаться ряда аналогичных ритуальных запретов и табу, что позволяет говорить о праиндоевропейской древности таких порядков:

- убийство жреца и у римлян и у ведийских ариев считается огромным нечестием.

- ни flāmen diālis ни брахман не должны клясться.

- и flāmen diālis и брахман должны избегать дыма погребального огня и погребений.

- жрец не может употреблять алкоголь и иные интоксиканты.

- римский flāmen diālis не мог дотрагиваться до сырого мяса, индийский же брахман не должен дотрагиваться до мяса, которое не происходит от жертвенного животного.

- жрец не должен наносить на свою кожу масло (с исключениями: flāmen diālis может наносить масло на тело в своём доме, брахман — только на голову)

- жрец должен избегать военных действий и связанного с ними (flāmen diālis — должен избегать войск вообще, брахман должен прекратить деятельность во время войны)

- жрец не может садиться на коня (flāmen diālis вообще не может дотрагиваться до лошади)

- жрец должен избегать собак (flāmen diālis не может даже упоминать собак в речи)

- жрец никогда не может быть полностью нагим и должен иметь на себе жреческие атрибуты (даже во время полового акта, мытья и т.д.)

Запреты можно разделить на две группы: первые можно объяснить необходимостью ритуальной чистоты (избегание погребений, собак, алкоголя, масла на теле) вторые, вероятно, связаны с недопустимостью трансгрессии жреческой функции (клятвы, война, символическое седлание коня, героическая насильственная смерть — атрибуты царского сана и воинской функции, запрет на наготу связан с тем, что жрец всегда должен иметь на себе свои жреческие одежды или иные знаки сана) Нарушение этих запретов и у ариев и у римлян делало жреца ритуально нечистым, неподходящим для надлежащего проведения обрядов и могло быть основанием для лишения нарушителя жреческого сана вовсе. Вполне вероятно, что в той или иной мере схожие табу были предписаны и для кельтских друидов, славянских волхвов и балтских вайделотов.

Литература

- Дж.П. Мэллори, Д.К. Адамс "Encyclopaedia of Indo-European Culture"

- Ж. Дюмезиль "Митра-Варуна"

- Вяч.Вс. Иванов, Т.В. Гамкрелидзе "Индоевропейский язык и индоевропейцы"


Выдержки в прикреплённых изображениях — из "Encyclopaedia of Indo-European Culture" под ред. Дж.П. Мэллори и Д.К. Адамса.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Поиск

Журнал Родноверие