ihjerh5sjne
Автора иллюстрации не знаю. Нашёл четыре года назад на просторах Сети

Я рассмотрел две, на мой взгляд, самые популярные теории относительно того, кто же такой загадочный Симаргл (они же – опять-таки по моему мнению – наиболее состоятельны; см. здесь и здесь). Сегодня я предлагаю ознакомиться ещё кое с какими предположениями.

В мифологическом словаре советского (затем российского) филолога и историка культуры Елеазара Моисеевича Мелетинского я как-то раз прочитал следующее:

Имя С. [Симаргла] восходит, по-видимому, к древнему Sedmor (o) -golvb, «Семиглав» (ср. характерную для славянских богов поликефалию, в частности семиглавого Руевита). Согласно другой, более спорной гипотезе (К. В. Тревер и др.), имя и образ С. – иранское заимствование, восходит к мифической птице Сэнмурв. Д. Ворт связывает С. с птицей Див. Функции С. неясны; вероятно, они связаны с сакральным числом семь и воплощением семичленного древнерусского пантеона.

Семиглавое божество (или всего лишь идола) «Седмаруглава» увидел в Симаргле (и отождествил с Руевитом) французский филолог и писатель Луи Леже, родившийся в 1843 году и почивший в 1923. Леже (если вдруг у кого возникнет не самый разумный вопрос: а какое, мол, отношение француз имеет к славянской мифологии и культуре?) был основоположником славистики (науки, изучающей языки, литературу, фольклор, историю, материальную и духовную культуру славянских народов) во Франции, а также почётным членом болгарского Литературного общества (ныне Болгарская академия наук), членом Академий наук Санкт-Петербурга, Белграда и Бухареста.

Некоторое время сию гипотезу Леже поддерживали куда более известные широкому кругу читателей Владимир Николаевич Топоров и Вячеслав Всеволодович Иванов – советские (позже российские) лингвисты.

Российский археолог и историк Иван Егорович Забелин (родился в 1820 году, умер в 1908 – или в 1909-м, если по нынешнему стилю) полагал, что Сим и Регл (напомню: в «Слове некоего христолюбца и ревнителя по правой вере» написано: «веруют… и в Сима и в Рьгла (Ерьгла)», а уже в более поздних источниках употребляется одно имя – Си (ѣ) марьгл или Семургл) – ассирийские слова, обозначающие поклонение огню. Сим и Регл, по Забелину, – это боги, заимствованные русичами у обитателей Киммерийского Боспора и Южного Черноморья, они, дескать, известны по древнегреческой надписи Понтийской царицы Комосарии (II или III век до н. э.), открытой в древней Тмутаракани, на Таманском полуострове. Ничего ни о самих этих якобы божествах, ни о надписи (кроме самого упоминания) лично я не нашёл и ранее не слышал.

А вот филолог-славист и краевед Николай Дмитриевич Квашнин-Самарин, родившийся в 1841 году и умерший не ранее 1918, «опознал» в Симаргле некую богиню молний («си» он истолковал как «сивая, светлая», а «маргла» как «моргающая»).

Но оригинальнее всех оказался польский историк культуры и языковед Александр Брюкнер (родился в 1856 году, умер в 1939): он тоже разделил слово «Симаргл» на две части, первую связал с понятием семьи, а вторую – с глаголом «рыгать». Получилось божество отрыжки...

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Поиск

Журнал Родноверие