hwavhsy53ho
Капитель XII века из Борисоглебского собора в Чернигове

Как я писал ранее (см. здесь), знаменитый академик Борис Александрович Рыбаков склонялся к концепции, предложенной Камиллой Васильевной Тревер. Согласно данной концепции, загадочный Симаргл – это заимствование из иранской мифологии, чудесная полуптица-полупёс (правда, Борис Александрович говорил не о заимствовании, а об «одинаковости» образа).

Академик попытался реконструировать (или изобрести?) образ Симаргла как некого божества, взяв за основу персидского Симурга, одна из функций которого заключалась в охране Мирового Древа с семенами всех растений, какие только есть (также он рассыпает эти семена своими крыльями).

Отсюда Борис Александрович вывел две функции для «своего» Симаргла. Во-первых, к «ведомству» крылатого пса были отнесены растения (семена, ростки, корни), а сам он «назначен» охранителем побегов и всяческой зелени. Во-вторых, так как Симург имеет отношение к Мировому Древу, связующему мир богов и мир людей, Симаргл «сделался» связующим звеном между богами на небе и людьми на земле, посланником и стражем заведённого порядка вещей.

Всё это, конечно, построено по методу аналогии.

Важность божества в глазах простого населения во многом зависит от его функций, потому Симаргл, «заведующий» произрастанием семян (не говоря уже о роли «связного» с небесами), должен был иметь в глазах древнего человека, кормящегося «от земли», колоссальное значение, и имя такого бога не могло бесследно кануть в Лету. Мы, например, знаем имена Перуна, Велеса, Мокоши; они, эти имена, с определённой регулярностью появляются на страницах обличительной христианской литературы – и авторы (как и мы с Вами) понимают, о ком идёт речь.

Но вот понятия о том, кто такой Симаргл, у составителей текстов старины попросту нет, его имя коверкают: то он Сим и Рьгл (в «Слове некоего христолюбца и ревнителя по правой вере»), то Раклей (в «Сказании о Мамаевом побоище»).

Растениеводство и сейчас играет играет огромную роль в нашей жизни, а уж во времена былые, когда в случае недорода полей так просто у соседей зерна не закупишь, да и с транспортировкой всё сложнее, чем в современном обществе с его машинерией... Как мог быть подвержен забвению сакральный покровитель столь значимой дела?

Логично было бы предположить, что растениеводство входило в «ведомство» иного мифологического персонажа (и я даже скажу какого – Велеса-Волоса, взять хотя бы обряд завивания «велесовой бородки»), но Борис Александрович продолжает гнуть свою линию.

На закономерный вопрос о практически полном забвении имени божества, имеющего этакое влияние на человеческую жизнь (ибо голод, как мы знаем, не тётка!) академик даёт ответ, не лишённый остроумности и оригинальности: а его заменили ещё до принятия христианства, это имя.

По этому поводу Рыбаков писал:

Позднее архаичного Симаргла стали называть Переплутом. Он был связан с корнями растений. Культ Симаргла-Переплута тесно связан с русалиями, празднествами в честь вил-русалок. Русалки, или вилы, изображавшиеся в виде сирен, красивых крылатых птиц-дев, являлись божествами орошения полей дождями или влажными утренними туманами.

av4gvzcvzu8
Иллюстрация Валентина Барскова

Сам Переплут упоминается в «Слове святаго Григорья изобретено в толъцех о том, како первое погани суще языци кланялися идолом и требы им клали, то и ныне творят» (дата написания: XI–XIV вв.).

Сообщается в данном источнике лишь то обстоятельство, что в честь Переплута пили, «вертячеся в розех»

Оборот отнюдь не ясен, может подразумеваться:

как «пили из рогов», так и «пили, вращаясь в хороводе»

Фольклорист и автор пособий по философии, выпускник Казанской духовной академии Михаил Евгеньевич Соколов (родился в 1860 году, дата смерти неизвестна) утверждал: «Переплут то же, что Ярило»

Русский и советский филолог-славист Григорий Андреевич Ильинский (родился в 1876 году, умер в 1937-м) считал, что Переплут – это не имя, а всего лишь эпитет Святовита. Русский и немецкий лингвист Макс Фасмер (родился в 1886 году, умер в 1962-м) выводил этимологию имени Переплут от пере- и праслав. *plovǫ, *pluti «плыть», получая тем самым божество мореходства. Итальянский лингвист и индоевропеист Витторе Пизани (родился в 1899 году, умер в 1990-м) полагал Переплута восточно-славянским аналогом Вакха-Диониса.

Вот такой набор мнений, свидетельствующий то ли о «местечковости» культа Переплута, то ли о том, что это и впрямь не само имя, а заместитель имени божества.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Поиск

Журнал Родноверие