Работа Ивана Билибина
Образ у Кощея в русских народных сказках не один, а целых три.
Более всего он нам известен, конечно, как сверхъестественный царь-колдун, похищающий красных девиц верхом на волшебном коне или же обходясь без оного.
Работа Виктора Васнецова
В сказках «Зорька, Вечорка и Полуночка», «Медведко, Горыня, Дубыня и Усыня» Кощей уже не венценосный сластолюбец, а старик сам с ноготь, борода с локоть. Он владеет бичом в семь сажен, правит подземным царством, а живёт в избушке на курьих ножках (да, оказывается этот атрибут принадлежит не исключительно Бабе Яге).
Работа Сергея Малютина
Ну и ещё один образ Кощея – это образ мужа и примерного семьянина, пусть и злодейского. Жена его – змеиха-ведьма, а дети – чуды-юды. В этой своей ипостаси Кощеюшка валяется на железной кровати и не может сам поднять себе веки (это делают двенадцать сильномогучих богатырей). Сразу возникает ассоциация с Вием.
В одном из вариантов сказки «Иван Соснович» Кощей предстаёт сначала в виде старичка с ноготь, а потом уже грозным венценосным женщинокрадом.
К слову, Кощей является легендарным злодеем не только русских народных сказок.
Наш антигерой фигурирует в польской сказке «Пять овечек» и в чешской «Меднобородый». И там и там Кощей имеет не привычный нам эпитет Бессмертный, а другой – Меднобородый. Вполне логично, что с таким прозвищем польско-чешский Кощей носит медную бороду (намёк на его хтоническую природу). Он вылезает из водной сферы и открыто именуется владыкой подземного царства.
Кощей обладает внушительным магическим потенциалом. Он способен превратить человека в орех (сказка «Елена Прекрасная»), лягушку (сказка «Царевна-лягушка»), змею (сказка «Царевна-Змея») и обратить целое царство в камень (сказка «Иван Соснович»). В ряде сказок из собрания А. Н. Афанасьева Кощей оборачивается вороном.
Главная особенность рассматриваемого персонажа – это, разумеется, его бессмертие (вернее, трудноубиваемость).
Бесспорно, все мы знаем о смерти Кощея на кончике иглы.
Цитата из сказки «Царевна-лягушка»:
…нелегко с Кощеем сладить: смерть его на конце иглы, та игла в яйце, то яйцо в утке, та утка в зайце, тот заяц в сундуке, а сундук стоит на высоком дубу, и то дерево Кощей как свой глаз бережёт.
Но вот, например, в сказке о Марье Моревне Кощея убивает специально выращенный конь (священное животное у славян, между прочим):
Иван откормил жеребёнка на зелёных лугах, и вырос из него славный конь. Поехал он на коне за Марьей и снова её от Кощея увёз. Кощей попробовал было за ними угнаться, но теперь у Ивана конь был даже ещё лучше Кощеева коня. Долго ли, коротко ли, нагнал Кощей беглецов и хотел разрубить Ивана саблей, но Иванов конь ударил Кощея и размозжил ему голову. Иван развёл огонь и сжёг Кощея на костре, а пепел его пустил по ветру.
Наименее всего известен широкой аудитории сюжет, где Кощея Бессмертного и вовсе убивают... осиновым колом.
А ещё Кощей, хоть и явно относится к хтонической стихии, зависит от воды. В той же сказке о Марье Моревне он, выпив три ведра, с лёгкостью разрывает цепи, в которых провисел десять (вариант: триста) лет. Впрочем, так и земля и без полива суха и безжизненна.
Работа Виктора Королькова
Мне вот, к слову, в детстве было интересно, как вообще Кощея этак пленили? В ту пору мне думалось, что у Марьи имеется какое-то заклинание обезвоживания на манер волшебного фена, благодаря которому злодея засушили и определили на вечное пожизненное. И тогда я не понимал двух моментов: почему Марья не воспользуется трюком повторно (заигрывает со старым, что ли?) и почему Кощей упорно лезет к этой барышне, если она его однажды уже упекла в персональную одиночку?