Сегодня (что очевидно из названия статьи) поговорим о книге Екатерины Боровиковой «Вырай». Данное произведение доступно как на сайте author. today, так и в формате электронной книги. Я, например, случайно наткнулся на файл в формате fb2 в соцсети «ВКонтакте».

Сразу хочется отметить, что «Вырай» состоит из четырёх книг, причём первая написана в жанре городского фэнтези (события происходят не в каком-то ином мире или другом времени, а как бы в нашем, конкретно – в белорусской деревне), три последующих – фэнтези уже постапокалиптическое (события происходят после глобального катаклизма и затрагивают тему выживания человечества).

История начинается с того, что одна многолетняя упырица в гастрономическом смысле слова заинтересовалась школьницей-выпускницей и начала её кровопийствовать. У школьницы есть родственник-одноклассник (скольки-то-там-юродный брат) и учитель биологии, попавший в глубинку по распределению после ВУЗа – они обо всём этом узнают и встают на защиту девушки.

Однако упокоив упырицу, они пробивают барьер между нашим привычным миром и неким магическим пространством, Выраем. Во времена стародавние человеческие маги начали отделять эти два пространства, и процесс был завершён в 1945 году. Однако закрывшая Вырай ведьма осталась без магии и, соответственно, возможности продлить свою жизнь, потому разработала хитроумный план, чтобы проделать между мирами брешь.

В эту самую брешь не преминул пролезть под Новый год Зюзя (грубо говоря, белорусский Дед Мороз), случайно вызванный местными пьяницами. А уже потом, по весне, полезли русалки и чёрт Веня.

Веня расширил проход и отправился собирать души для своего хозяина – Смерти (подобных существ авторка называет Высшими или Элитой).

В близлежащих населённых пунктах резко увеличивается уровень паранормальной активности, Лукашенко вводит войска. Школьница Марина, которую сосала упырица, обнаруживает в себе магические способности и потихоньку их развивает.

В итоге Смерти дают бой при поддержке армии и чудо-оружия, разработанного российскими учёными, Высший бежит обратно в Вырай, расчёт на то, что он закроет брешь, дабы спокойно зализать раны, но... хозяина добивает чёрт Веня, которому дюже нравится людской мир.

В итоге брешь достигает критических размеров и происходит Катастрофа. Конец Света.

На этой «оптимистической» ноте заканчивается первая книга, и авторка переходит к постапокалипсису.

Во-первых, человечеству достались лишь островки прежнего мира, окружённые Выраем, магическим пространством, перемещаться через которое ещё нужно уметь, во-вторых, люди страдают от набегов различных мифологических персонажей, в-третьих, мутировала фауна, в-четвёртых, неприятности доставляют различные рейдеры.

Какие же персонажи из славянской мифологии встречаются в книге?

Из низшей мифологии – довольно много, перечислять не стану. Из богов упоминается Велес (вскользь и, как мне показалось, скорее как мелкий дух: деревенский радиоведущий сообщает, что такие-то такие-то попросили помощи у Велеса, а жертвоприношение ему зажилили, потому у них и куры дохнут), Доля с Недолей (чтобы их вызвать Марина делает коврик из двоедушника), Макошь (о ней говорят Доля с Недолей как о своей суровой начальнице, а в эпиграфе к главе, где это происходит, почему-то упоминается Лада), есть намёк на Перуна, но сам громовник так и не появляется, равно как и его имя, в качестве действующих персонажей фигурируют Мара (в большей степени) и Чернобог (совсем на чуть-чуть). И на двух последних немножко остановлюсь.

Часть профессиональных исследователей, отмечу, считает богиню Мару продуктом кабинетной мифологии.

В книжной вселенной «Вырая» Мару можно вызвать, приготовив... суп из человеческих голов – дескать, она большая любительница варёных людских мозгов и соответствующего бульончика, непременно явится к вызывающему угоститься. В подчинении у неё находятся воплощения смерти (одно из таких коллективно ушатали герои при поддержке магии, армии и чёрта в конце первой книги), сама богиня исключительно могущественная и остановить её можно только одним способом – вызвав её мужа. Чернобога.

Да-да, в «Вырае» Мару с Чернобогом с какого-то перепугу поженили. Как вообще могли где-то как-то пересечься в одной системе координат балтийский Чернобог (именно Чернобог, а не Велес, которого можно подозревать под сиим теонимом, если тот есть заменитель имени) и Мара... лучше промолчу.

И появляется Чернобог в образе этакого бородато-патлатого байкера... с очельем... которое, вообще-то, носили только представительницы женского пола, а никак не мужчины и, тем более, не мужчины-боги... Конфликт со всемогущей властительницей смерти решается просто и безыскусно, в рамках семейной разборки, где муж имеет обыкновение таскать жену за косы, а та боится его кулаков.

Ещё раз о Маре вспомнят ближе к финалу: вместе с пожирателем младенцев Баалом она будет собирать армию, чтобы снести деревню Марины. И вот это вообще не вяжется с образом высшего существа, который старательно вырисовали ранее: Мара, казалось, только что могла снести любой оплот одним чихом, а тут нате вам... войска вербует, да ещё и совместно с семитским демоном.

С Баалом, кстати, у авторки самоповтор: ему поклоняются где-то в Европе (в Германии, кажется) в церкви, принимая за христианского бога. Но такое уже было в самом начале второй книги: в религиозном посёлке выбившаяся в лидерши аферистка заключила договор с чёртом и выдаёт полученные от нечистого бонусы за божью благодать.

Возможно, нам хотят показать, какой сильной ведьмой стала Марина, собравшая ценный артефакт, но... на тот момент она от артефакта отказалась и вернуться к нему её побудило как раз известие о формировании славяно-семитской армии мифических существ.

Да и Чернобог почему-то махнул рукой на жёнушку, хотя до этого строго блюдил за её вмешательствами в мир смертных и пресекал их в довольно жёсткой форме.

Не верю, в общем. Выстроенная логика рушится на корню.

Не верю и в героев. Начиная где-то книги с третьей они становятся чересчур серыми, плоскими и предсказуемыми. Есть и сюжетные линии, которые, кажется, ни к селу ни к городу, а только чтобы увеличить объём. Например, нам рассказывают историю российского маньяка с белорусскими корнями, получившего прозвище Семьянин. История разве что знакомит нас с домовым и кикиморой и на развитие сюжета не влияет, а случившаяся Катастрофа и вовсе её словно бы нивелирует. Чертовски невнятной мне показалась и амурная линия Марины с экзорцистом Егором. Егор не нравится Марине (которая, по совету местной фельдшерицы, заделавшейся знахаркой, развлекается с огненным змеем – тот начинает являться в облике Егора, как только с ним встретилась ведьма, в результате чего от специфических услуг змея она отказывается). Марина не нравится Егору. Но ни с того ни с сего первая лезет в постель ко второму. Каких-либо чувств так и не вспыхивает (хотя извечный мотив «от любви до ненависти один шаг» даёт бескрайнее поле для занятного развития химии между героями). Марина беременеет – и этот ребёнок нужен, как оно мне воспринялось, только лишь для того, чтобы обострить, обрисовать пожёстче те метаморфозы, что происходят с Мариной под влиянием артефакта, поставить её, в конце концов, перед выбором: материнство или магическая мощь.

Всё это лично моё мнение, которым я и делюсь. Советую ли я «Вырай» к самостоятельному ознакомлению? Да, конечно, попробуйте – есть и занятные моменты.

По пятибалльной шкале я ставлю данному произведению тройку. Удовлетворительно.

Поиск

Журнал Родноверие