Не знаю, как Вам, уважаемые читатели, а мне доводилось слышать в повседневной жизни такое ругательство как злыдень.


Иллюстрация Ларисы Рябининой

Начальник лютует – злыдень.

Проверяющий какой-нибудь докапывается – злыдень.

Взял кто-то и озорства ради, к примеру, соли в кастрюлю с варящимся компотом насыпал прямо из пачки – конечно же, злыдень.

Но, думаю, все Вы прекрасно знаете, что злыдень – это персонаж мифологический, представитель низшей славянской мифологии (иначе говоря – нечистой силы).

Лично я впервые прочитал о злыднях в детстве, в замечательной советской книжке «Гора самоцветов» – был такой сборник сказок народов СССР (в пересказе М. Булатова).

Цитирую:

Про злыдней

Украинская сказка

Жил в каком-то селе мужик, такой бедный, что часто, бывало, и поесть нечего и маленьким его детям и ему с женой. Работать он не ленился, трудился с раннего утра до позднего вечера, а всё что-то не ладилось. Бьётся он как рыба об лёд, никак из нужды вылезти не может.

«Что за причина? Почему я никак из нужды не вылезу?» – думает бедняк.

А причина этому была такая: поселились у него в хате под печкой злыдни и во всём ему мешали.

За что мужик ни возьмётся – все злыдни портят, всякие пакости придумывают, всякий вред ему наносят: то пшеницу сгноят, то волов уморят, то в огород чужих свиней впустят.

Как-то раз под праздник раздобыл бедняк кусок сала да краюшку хлеба и стал кормить своих ребят.

А был он музыкант – любил на скрипке играть. И так хорошо играл, что заслушаться было можно!

Вот после ужина взял он скрипку и стал играть.

Как услышали дети музыку, вскочили все – руки в боки и давай танцевать!

Танцуют дети, а отец смотрит на них, радуется. Глядь – вместе с ними танцуют какие-то человечки: уродливые, маленькие, ручки длинные, шейки тоненькие, мордочки гадкие, злобные. И так их много, что и не сочтёшь.

Догадался бедняк, что это злыдни. Отложил он скрипку в сторону, а злыдни всей гурьбой бросились под печку. Толкались, толкались – спрятались.

Вот бедняк и догадался сразу, как от них избавиться. Как забрались злыдни под печь, он и спрашивает их:

– Может, вам под печью тесно, неудобно сидеть?

А злыдни ему в ответ:

– Нет, не плохо! Хорошо нам! Удобно! Мы всюду можем поместиться!

Достал бедняк свой рожок, понюхал табаку да и говорит:

– А в этот рожок поместитесь?

– Поместимся! – отзываются злыдни.

– А ну посмотрим, как вы поместитесь! – сказал мужик, да и опустил открытый рожок пониже.

– Ну, где вы все?

А голоса уж из рожка слышатся:

– Вот мы все в твоём рожке!

– А под печкой остался кто?

– Никого нет! Все в рожке! Все!

А мужику только того и надо. Закрыл он покрепче свой рожок, потом пошёл к заброшенной мельнице и засунул рожок под тяжёлый жернов:

– Оставайтесь тут навсегда, не нужны вы мне!

Да и вернулся домой.

И с того дня сразу стало бедняку хорошо: что ни задумает всё ему удаётся, во всём ему удача. Появился у него достаток, перестали его дети голодать. Завёл он волов, свиней. Смотрят на него люди, сами дивятся.

А в том же селе жил другой мужик, богатый – богаче его во всём селе никого не было. И был он такой завистливый, что второго такого и не сыщешь! Очень ему было досадно, если кто другой не нуждался, на поклон к нему не шёл. Проведал он, что бедняк от нужды избавился, ровней ему стал, и так озлобился, что и не расскажешь!

Долго богатей отгадывал да раздумывал, как это разжился мужик-горемыка, но не мог отгадать, не мог додуматься.

Вот пошёл он как-то к бедняку и стал с разными шутками да прибаутками выведывать у него, отчего тот стал в таком достатке жить.

– Да вот работаю рук не покладая, оттого и живу хорошо!

– Ну, а прежде разве меньше работал?

Не меньше, да злыдни мешали: в избе у меня поселились, все дела портили, во всё лезли. Хорошо, догадался я избавиться от них!

– Как догадался-то? Как же ты избавился-то?

– Да вот заманил их в рожок, закрыл крепко-накрепко и засунул этот рожок со злыднями под жернов на заброшенной мельнице.

– Вот оно что! – говорит богатый. – Ну, прощай, мне домой пора!

Попрощался и ушёл. Да не домой пошёл, а прямо на ту заброшенную мельницу. Пришёл, нашёл жернов, под который бедняк свой рожок засунул, приподнял его и достал рожок. Открыл крышку и говорит:

– А ну, злыдни, выходите на волю! Идите к своему хозяину! Он по вас соскучился.

Думал богач, что злыдни так и бросятся назад к бедняку.

А злыдни пищат:

– Ну нет! Не пойдём мы к нему! Боимся. Он опять какую-нибудь хитрость придумает. Того и гляди, совсем нас погубит, со свету сживет!.. Ты нас избавил, ты нас на волю выпустил – к тебе в хату мы и пойдём: ты добрый!

– Э! – закричал богач. – На что вы мне нужны! Не хочу!.. Не возьму вас к себе в хату! Прочь от меня убирайтесь!

Куда там! Все злыдни разом кинулись к богатею-завистнику, обхватили его крепко со всех сторон, уцепились – и не оторвёшь! Скидывал он злыдней, скидывал, да не мог скинуть, не мог освободиться – так и пошёл со злыднями домой.

Вошёл в хату – злыдни соскочили с него и разбежались, спрятались кто куда. Да так спрятались, что и не найдёшь!

И стали злыдни с того дня жить у богатого. И пропало всё его богатство: волы да коровы стали дохнуть, коней украли, пропали овцы и свиньи, хлеб перестал родиться. А потом сгорела у него и хата и двор сгорел. И стал завистливый богач нищим.


Иллюстрация Николая Кочергина

Немало лет спустя, будучи уже совсем уже взрослым, я нашёл на просторах глобальной сети ещё один занятный сборник сказок, среди которых имелась одна всё про тех же злыдней (со схожим сюжетом), –

«Ни далеко, ни низко, ни высоко, ни низко. Сказки славян»

(пересказали для детей Н. Гессе и 3. Задунайская).

Цитирую:

Злыдни ненасытные

Украинская сказка

Жил человек, и было у него два сына. Хозяйство вёл исправно, богатеем не слыл и бедняком себя не считал. Дожил до старости, а когда умирал, разделил всё добро меж сыновьями поровну.

Построили братья по хате, стали врозь жить. Только по-разному у них житьё пошло. У старшего, что ни год, богатство прибавляется, у младшего – убавляется. Засеет каждый своё поле. У старшего пшеница – как щетинка на щётке, колосу наклониться некуда. У младшего всходы – что волоски у старика на лысине. То у него на овец мор нападёт, то хорь кур передушит. Совсем обеднел. Иной раз сам с женой голодный сидит и детей накормить нечем. А детей у него – целая куча, мал-мала меньше.

Хорошо ещё, что он нравом лёгкий уродился, унывать не любил. Была у него утеха – скрипочка-песельница да смычок-плясун. Заиграет на ней, сразу на сердце повеселеет. И жена про нужду забудет, и дети есть не просят.

А у старшего брата всего в доме полно, одного не хватает – детей нет как нет.

Раз повстречались братья. Богатый говорит:

– Хорошо тебе жить. Вон сколько помощников растишь. Мне бы хоть сына, хоть дочку.

– Не горюй, – бедный утешает. – Будут ещё и у тебя дети.

– Кабы по твоему слову сделалось, – вздохнул богатый, – ты бы у меня первым да самым дорогим гостем был.

И что вы думаете?! Ровно через год народился у богача сынок. Бедняк говорит жене:

– Постирай мне рубаху. А то позовёт меня брат на крестины, так пойду пускай не в новом, да в чистом.

Сколько ни ждёт, не шлёт за ним брат. На восьмой день богач крестины назначил.

– Надо к брату идти, – сказал бедняк своей жинке.

– Так ведь он тебя не звал!

– Как не звал? Звал. Год назад, когда я ему дитя напророчил. Я не набивался, его за язык не тянул. Сам он меня приглашал.

И пошёл.

Хоть и не очень-то ему старший брат обрадовался, а всё же как гостя принял, усадил за стол. Сидят, беседуют.

Тут заявился сосед-богатей. Старший младшему говорит:

– Подвинься, брат. Этого гостя на почётное место, в красный угол, посадить надо.

Подвинулся младший. А на пороге уже второй богатей. Опять подвинуться пришлось. Пошли друг за другом званые гости. А бедняку всё – подвинься да подвинься. Так что за столом ему и места не хватило. Примостился он на колоде, что у самых дверей стояла.

Гости чарку выпьют, закусывают. Стол от угощенья ломится: поросёнок жареный, гуси-куры варёные, холодец так жиром и лоснится… Да бедному брату с колоды ни до чарки, ни до еды не дотянуться.

Вышел он в сени, хлебнул воды из кадочки, вернулся, пошарил по карманам – думал, может, корочка завалялась. А выгреб горстку семечек. Вот-то хорошо! Верно, дети насыпали. Сидит, семечки лузгает, будто после доброго глотка горелки закусывает. Один богач увидел и руку протянул.

– Никак семечки грызёшь? Отсыпь и мне маленько!

Тут и другие ладонь подставляют:

– И мне! И мне!

Мигом похватали, ни одного семечка у бедняка не осталось.

Погостевал он так у богатого брата. Не солоно хлебавши домой отправился.

Идёт, покачивается, ногу за ногу заплетает, будто и вправду выпил. И песни во всё горло распевает. Пускай люди думают, что богатый брат его хорошо попотчевал.

Вернулся домой, жена спрашивает:

– Как погостевал? Как тебя братец встречал-провожал?

– Лучше и не надо! – отвечает. – И наугощался, и напелся, и наплясался вволю. А вы тут, бедняжки, веселья не видели. Дайте хоть я вас повеселю.

Снял со стены свою скрипочку-песельницу, повёл по струнам смычком-плясуном. Да так заиграл, что, вот право слово, окажись вы в той хате, и вы бы в пляс пустились.

Жена бедняка руки в бока упёрла и пошла выступать, ровно пава. А дети и притопывают, и прихлопывают, и приплясывают, и присвистывают. Так вся хата ходуном и ходит. Битые стёкла в оконницах позванивают, побелка со стен сыплется.

Играет бедняк и удивляется:

– Боже ж мой, сколько у меня детей! Хотя постой, постой!. Химка да Хомка. Ненилка да Гаврилко, Параська да Стаська, да Иванко, да Степанко. Вот и всего. А тут… Ну-ка посчитаю: это моё… это моё… А это? Фу ты, так перед глазами и мелькают! Побей меня гром, это не моё. Вот опять мой, а вон те два опять не мои. Откуда же они взялись на мою голову?!

Протянул руку, схватил одного. Да так и отшатнулся – худое оно, малесенькое да зубастое.

– Вы кто такие?

А оно и отвечает писклявым голосом:

– Злыдни мы твои.

«Вот оно что! – думает бедняк. – Так это злыдни ненасытные всё моё хозяйство сглодали. Скоро, гляди, и до хозяев доберутся прожоры зубастые!»

– Где же вы живёте? – спрашивает.

– Как где? В подпечке.

– И хорошо вам живётся?

– Какое хорошо!.. В тесноте да в обиде. Смотри, сколько нас развелось.

А хотите, я вам просторное жильё сделаю?

– Хотим, хотим! – запищали злыдни из всех углов.

Прикатил бедняк большую бочку, что под стрехой стояла для дождевой воды, и говорит:

– Вот вам дом.

Как увидели злыдни бочку, так и полезли туда. Да каждый спешит, толкается, чтобы место занять получше. Грызню меж собой подняли.

Бедняк подождал, пока последний злыдень в бочку забрался, поставил её стоймя, вколотил днище да обруч покрепче набил. Потом отвёз бочку подальше и сбросил в овраг.

С того дня всё в хозяйстве на лад пошло. Одна тощая коровёнка была, а двух хороших тёлочек принесла. Овцы тоже двойнями да тройнями плодятся. Птицы домашней развелось – не сосчитать. И урожай – на загляденье, что в поле, что в огороде.

А богатый брат видит всё и покой потерял.

«Зачем такое бедняку?! Он ведь к бедности своей привык, жил, веселился. А теперь до того дошло, что со мной в хозяйстве сравнялся. Каково это мне? От людей стыдно!»

Вот он и отправился к брату, будто невзначай, будто мимо шёл.

– Обрадовал ты меня, братец родимый! Расскажи, как тебе такое счастье привалило?

Младший брат ему спроста и выложил всё как есть.

– Так и так, – говорит, – злыдни у меня завелись было, а я их в бочку заколотил.

– И где же та бочка?

– Да в овраг сбросил.

– Ну и ладно. Живи себе, поживай, – говорит старший, а сам усмехается.

Прямо от брата пошёл богач к оврагу. Смотрит, и вправду лежит бочка. А в ней что-то шуршит, что-то стучит, что-то пищит – видно, злыдни хотят на волю выбраться.

Богач взял да и вышиб дно у бочки. Выскочили злыдни, худющие да голодные. Он им и говорит:

– Бегите скорее к брату!

– Э, нет! – злыдни отвечают. – У него нам плохо жилось. В голоде да в холоде сидели.

– Да теперь у него столько всего, что будь вас в десять раз больше, и то на всех хватит.

– Всё равно не пойдём. Он хитрый, нас в бочку заманил. Лучше мы у тебя жить станем. У тебя печка большая и подпечек просторный.

Испугался богач, бросился бежать. Да разве от злыдней убежишь?! Поцеплялись, как репяхи, за свитку, в чоботы набились, на плечи уселись, за пазуху забрались.


Иллюстрация Е. Власова

Вот ещё одна сказка – записано в Неклюдовой слободе Корочанского уезда Курской губернии от грамотного парубка малоросса Мирошниченка в 1892 году, опубликовано в четвёртом номере «Этнографического обозрения» за 1892 год:

Было два брата – один был бедный, другой богатый. Богатый женил сына, а бедного и не звал, а он сам пошёл; богатый посадил его возле припечка; богачей он заливает водкою, пивом, а он (бедный) так прочее что есть; подпил, домой пошёл, а идти лугами, место низкое, трясина. Идёт с женой и поют; слышит три голоса и говорит жене: «что это такое? нас двое, а три голоса слышно». Он спросил: «кто ты такой?» и он (голос) отвечал: «мы твои Злыдни, того ты и бедный». Он тотчас увидал их, давай их колом бить; убил, отволок в трясину, то место загрузил и потом там заткнул кол. Вот через несколько времени стал он заживаться, поравнялся с тем уже богатым; тот богач спрашивает: «отчего ты так разбогател?» Чего да чего – он и рассказал. Тот позавидовал; пошёл на то место, где они (Злыдни) были погружены, вынул кол, и они повылазили – их было три; он от них идёт – они за ним идут; он говорит: «идите к тому брату, у которого были», а они – «нет, мы теперь к нему не пойдём: он сильно бьётся, мы пойдём к тебе». И пошёл. И с тех пор, он стал таким бедным, каким был его брат.


Иллюстрация Владимира Аржевитина

Попали злыдни и на телеэкран – им посвящено два отечественных мультфильма: «Сказка об Иване, пане и злыднях» (1977 год) и «Злыдни» из цикла «Гора самоцветов» (2005 год)

[видео]

[видео]

Специалист по традиционной славянской культуре Елена Евгеньевна Левкиевская в книге «Славянская мифология: энциклопедический словарь» описывает злыдней следующим образом:

Злыдни – у восточных славян персонажи, олицетворяющие несчастливую судьбу, бедность, беду. Их часто представляют себе в виде множества мелких демонов (обычно 12), которые невидимо обитают в доме; они могут оборачиваться маленькими человечками или нищими стариками. Нападая на человека, злыдни вскакивают ему на плечи и «ездят» на нём, в результате всё его хозяйство приходит в упадок, сам он впадает в нищету и болезни.Белорусская Злыдня представляется невидимой женщиной без языка, глаз и ушей, которая прежде была змеёй, или худым животным с облезшей шерстью. Украинская Недоля может иметь вид нагого человека, дряхлого старика, растрёпанной девушки с лицом старухи, старой чёрной, горбатой женщины в рваном платье, калеки, дохлой собаки, голой кошки, зайца, совы, мыши, птицы с большими крыльями, яйца и др. Недоля входит в дом не спросясь хозяина, садится на печь, грызёт сухие корочки и кутается в тряпьё, потому что ей всегда холодно. Если у человека несчастливая судьба, т. е. Недоля, ему ни в чём нет удачи, он не вылезает из нищеты, хотя и много работает. У него болеют дети, не плодится и дохнет скот, на его поле всегда бывает плохой урожай.Избавиться от злыдней очень трудно, но возможно: их можно переловить и куда-нибудь запереть. В быличках бедняк хитростью заставляет злыдней залезть в мешок, который он бросает в болото или в яму и заваливает камнем. Злыдней можно связать и оставить на дороге, и тогда они перейдут к тому, кто их освободит.Сербский аналог несчастливой судьбы – Несреча (букв. – «несчастье» и «не-встреча») имеет вид седой старухи с мутными глазами. Сербы считают, что изменить свою судьбу невозможно: если человек несчастлив, ему ничем нельзя помочь. В сербской быличке рассказывается, как богач, желая помочь своему бедному соседу, положил для него на мосту кошелёк с деньгами, но тот перешёл через мост зажмурившись и не заметил денег.


Иллюстрация Елены Кульчицкой

Есть материал о злыднях и в «Энциклопедии русских суеверий» кандидата филологических наук Марины Никитичны Власовой:

Злыдня злой, недоброжелательный, скупой человек; печаль, горе, несчастье; сплетня, пакость; злая судьба; существо, олицетворяющее злую судьбу, беспросветную нужду, бедность.«Времена переходчивы, а злыдни общие» <Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка>; «Злыдня просится на три дня, а увяжется на весь век» (Смоленская губерния, область); «Каждый день какие-нибудь злыдни и злыдни и ни конца им ни края» (Краснодарский край); «Много дел, много злыдён» (Томская губерния, область); «А худобина тоже як ворвётся, даст памяти: злыдни просились у кого-то на три дня, ну их за целый год не выведешь, не вывел их тэй человек за всю свою жисть» (Смоленская губерния, область); «При злыднях, да ещё с перцем» (в бедности, да ещё с прихотями) (Курская губерния, область); «Собачьи злыдни» (о бедности) (Воронежская губерния, область); «Деньги идут к богатому, а злыдни к убогому»; «Злыдни скачут, неволя учит, а чужие хлебы спать не дают»; «Всех злыдней злее злая жена» <Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка>.Судьбу (беды, бедность, смерть) крестьяне часто представляли в образе материального существа, преследующего человека, вмешивающегося в его дела, настойчиво изменяющего его жизнь к худшему.Одно из таких существ злыдня имеет не вполне определённый облик (говорит, но невидима). Она может оборачиваться человечком, маленьким ребёнком, нищим стариком. В святочной игре злыдня олицетворяет бедность, нищету, зимний мрак (Смоленская губерния, область).В доме злыдня чаще всего селится за печью, но любит и внезапно вскакивать на спину, плечи человека, «ездить» на нем. Злыдней может быть несколько (до двенадцати). Однако, проявив некоторую смекалку, их можно переловить, заперев, заключив в какую-нибудь ёмкость.«Документальные упоминания о злыднях восходят к XV в. В старинных „Словах о ленивых“ (по спискам XV в.) находится такое место: „Тогда же тому человеку приближаются злыдни… да обовьются ему около головы, да прострутся ему по хребту, да сядут у него на порозе с веником, сегодня положил полдензи в калиту, а на завтрея хватится злыдни вынесли“» <Сумцов Н. Ф. Злыдни в бочке. К сказанию о заключенном бесе>.Злыдня персонаж более характерный для поверий южных, юго-западных районов России; чаще всего о злыднях повествуется в сказках.В Саратовской губернии злыдня чёрт.


Иллюстрация Павла Зыха

Мельком упоминает злыдней в своей книге «Славянские традиционные верования, праздники и ритуалы» фольклорист Фёдор Сергеевич Капица (причём в статье, посвящённой Белобогу):

В Белоруссии рассказывают, что иногда Недолю сопровождают мелкие демоны Злыдни. Они выглядели как небольшие зверьки, обитающие за печью или сидящие на плечах. Иногда злыдень походил на облезлую кошку. Злыдней можно было посадить в мешок и утопить, закопать или оставить на перекрёстке дорог. Во всех приведённых поверьях проявляется влияние европейской демонологии, где ведьму сопровождали домашние духи.


Иллюстрация Валерия Славука

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Поиск

Журнал Родноверие