Настоящая статья служит своеобразным дополнением к заметке «Образ змеи в славянской мифологии» (ссылка приведена ниже).
Так, следующие представления подчёркивают связь змей с водой, с водной стихией: в Рязанской губернии, области верили: укусив человека, змея немедленно ползёт к воде, и укушенному, чтобы исцелиться, нужно успеть напиться прежде змеи или искупаться, в Вологодской губернии, области – при укусе змеи нужно прыгнуть в воду, опередив её, в Забайкалье – если ужалившая змея уползёт в реку, то ужаленный умрёт.
В Рязанской губернии, области смачивали и размывали место змеиного укуса водой (иногда настоянной на почках вербы), а в Калужской губернии, области прикладывали коноплю.
В Череповецком уезде Новгородской губернии прикладывали к ране, полученной при укушении змеёй, сырую землю, при этом, как сообщает Г. И. Попов в «Русской народно-бытовой медицине» (1903 год), необходимо
чтобы она была одного цвета с укусившей змеёй: если змея чёрная, то и прикладывать к ране нужно землю чёрную, если змея серая, и землю надо привязывать серую, если же змея укусит пятку, то всякое лечение бесполезно: человек всё равно умрёт.
Усмирить змей или излечиться от их укусов чаяли с помощью растений.
В. Ф. Демич в «Легендах и поверьях в русской народной медицине» (1899 год) пишет:
Повсеместно на Руси уверяют, что ясеневое дерево, кора, лист, даже зола смиряют всякую змею и даже повергают её в оцепенение. Ясеневая тросточка, платок, смоченный в отваре ясеневой коры, даже веточка дерева, действуют, будто бы, на змею на расстоянии нескольких шагов.
Так, верили, будто бы от укушения змеёю предохраняет бельё, смоченное в соке ясеня.
Источник цитаты тот же:
Если рано утром набросать на открытых для солнца местах в саду свежих веточек руты (Ruta graveolens L.), то вскоре все змеи выползут и с жадностью бросятся пожирать её, a затем околевают.
В Пермской губернии от змей предохранялись ношением растения марьин корень (Paeonia offic L.) на нательном кресте (что обращает нас к феномену так называемого двоеверия). Верили: там, где растёт марьин корень, там змеи не водятся.
Источник цитаты тот же:
От ужаления змеи пермяки лечатся змеиным скусом (Veronica latifolia L.), вероятно, в силу симпатических соображений, так как цветочная кисть вероники выходит сбоку и вырастает выше стебля, который кажется как бы скушенным. В Томской губернии есть другой вид вероники (Veronica offic. L.), называемый змеёвой травой, есть поверье, что у неё змея откусила верхушку. Цветок травы крестьяне кладут в башмаки, когда ходят за ягодами, чтобы змеи не ужалили. Зоря тоже от них предохраняет. В Воронежской губернии Veronica latifolia называется змеиной травой на том основании, что Бог создал её для уничтожения ядовитых змей, но одна из них вздумала поспорить и откусила всю веточку растения с цветком. В ту же минуту, взамен верхушки выросло целых четыре, чем теперь трава эта и отличается от прочих. Пристыженная змея ушла в трущобу, где и пресмыкается, скрываясь от всех.
Оберегаться от змей (укрощать их, усмирять) и спасаться от их укусов пытались и с помощью заговоров, сопровождая ими различные магические действия (такие как, к примеру, обмывание, обведение места укуса смоченным слюною пальцем, пощипывание, натирание осиновой корой).
Однако змеиный укус – не единственная напасть, которой ожидали от змей наши предки.
Вот быличка, записанная в Ярославской области:
У нашего одного мужика желудок болел. Он пошёл в лес и заснул. А проснулся – только хвост торчит, это змея заползла. Он и ходил всё, но боялся. Жену его кто-то научил: надо поставить парного молока, и змея вылезет. <…> Молоко-то змеи любят. Муж-то уснул, и змея-то и выползла. Змея выползла и молоко выпила и уползла. Он проснулся и почувствовал, что ничего не болит.
Да, в фольклоре существует мотив попадания змеи внутрь человека, вызывающего заболевания.
Русский учёный-медик, краевед и археолог Николай Фёдорович Высоцкий поделился в своё время таким воспоминанием:
Ко мне много раз приходила одна крестьянка, уверявшая, что она «проглотила змею во время сна на пашне», змея «ворочалась в брюхе и сосала под сердцем». При исследовании у больной оказался хронический катар желудка… Все мои уверения, что змея тут ни при чём… оказались совершенно бесполезными. <…> Наконец, однажды больная решительно объявила мне, что ей «жизнь не в жизнь, хоть руки на себя наложить», и со слезами и земными поклонами молила «взрезать брюхо и вытащить змею».
Николай Фёдорович успокоил больную, инсценировав извлечение змеи, после чего болезненные ощущения прекратились.
Несмотря на это,
не более как через неделю больная явилась снова, с прежними жалобами, и умоляла дослать из неё «змёнышей», которых оставила вынутая мной большая змея.
Таковая проблема называется одержимостью гадами.
Вот что писал психиатр Виктор Петрович Осипов:
Состояния одержимости существовали и существуют у всех народов и, будучи тождественными как болезненные состояния, отличаются между собой лишь внешним образом, в зависимости от содержания суеверий и поверий, господствующих у различных народов. Так, встречаясь у себя, в России, с кликушами, бесноватыми, одержимыми и гадами, мы не встречаемся с одержимостью лисицами, что составляет особенность одержимости восточноазиатских народов…
Однако в одной новгородской быличке змея в поле во время сенокоса исцеляет чахоточного, трижды забравшись внутрь больного и «вынеся» недуг на себе.
Здесь видна двойственность змеи в славянской мифологии: она и губительная и исцеляющая.
Александр Николаевич Афанасьев в своих знаменитых «Поэтических воззрениях славян на природу» отметил:
Крестьяне, в предостережение от лихорадок, носят на шее змеиную или ужовую шкурку или ожерелье из змеиных головок; для защиты от чар и недугов привязывают к шейному кресту голову убитой змеи, а в привесках (ладанках) между прочим зашивают и лоскуток змеиной кожи: кто носит такую привеску, того все будут любить и делать ему всякого добра.
Источник
- Власова М. Н. Энциклопедия русских суеверий