У всех славянских народов зафиксированы поверья о домовой змее-покровительнице: благодаря такой змее хорошо ведётся скот, она оберегает, приносит благополучие и достаток.
В домовой змее видят воплощение души предка, бывшего хозяина дома.
Согласно народным поверьям, домовая змея присутствует в каждом доме (часто незримо), обитает под печью, под порогом, в подполе. Показывается перед смертью кого-либо из домочадцев.
Болгары верили, что домовая змея на Благовещение пересчитывает членов семьи: кого не досчитается, тот умрёт в течение года.
Домовой змее оставляли остатки ритуального ужина, молока.
Также в славянской мифологии известна змея дворовая – из данного словосочетания ясно: это обитающая во дворе змея. Но змея эта не простая, а дух-властитель локуса, «хозяин» двора, домовой в змеином обличии.
В Новгородской губернии, области считали: тот, кто убьёт у себя во дворе гадюку, тот перебьёт у себя всю животину.
Змея – один из традиционных обликов домового или дворового.
Также змея, согласно очень давних поверий, – один из обликов умершего, его души.
Чаще всего «хозяин» двора – это уж.
На Ярославщине сравнивали с ужом рачительного хозяина: «Как уж всё в дом тащит».
В Псковской губернии, области говорили:
Покровители дома и семьи имели вид ужей. Их не трогали, почитали, кормили. Гнездо ужа находилось в избе в переднем углу.
На Урале:
Ужи пользуются известностью по своей незлобивости и безвредности, за что и украсил их Господь Бог венчиком, то есть оранжевой полоской на затылке.
Также ужа представляли увенчанным венцом или короной во Владимирской, Саратовской, Тамбовской губерниях, областях.
В некоторых российских губерниях объясняли корону на голове ужа тем, что уж якобы заткнул дыру в Ноевом ковчеге, тем самым его спас, – и бог наградил его короной.В Саратовской губернии зафиксировано такое представление:
По преданию стариков, уж всегда защищает человека от змей. Если на дворе или в саду пришлось тебе лечь отдыхать, то уж тебя караулит.
Но:
Если разбить ужовые яйца, то уж отомстит тебе.
Дворовой змеёй могла быть и гадюка.
Записано в Новгородской губернии, области:
Пришла я, значит, доить корову. Утром рано… Ну, смотрю, серая, клубочком свернувшись, как раз около хребта, и лежит эта серая гадюка [на корове]. Ничего я доить не стала. И не то что побоялась, но как-то я слышала такое, что во дворе змею бить нельзя.
У дворовых змей бывают любимые коровы: они их «доят», сосут. В некоторых областях России среди крестьян считалось, что это «к счастью». В Томской губернии, области, полагая, что одну из коров облюбовал уж, её переставали доить, как бы предоставляя ужу, в чём видели залог благополучия дома и скота.
Молоко и сметана, высосанные дворовой змеёй и как бы хранимые ею в себе, символизировали благополучие дома, достаток хозяйства.
Подкармливая их, дворовым змеям оставляли молоко.
Разумеется, к змее, которую считали дворовой, относились с благоговением и опаской: существовал запрет убивать её и вообще как бы то ни было обижать.
Зафиксировано в Новгородской губернии, области:
Домового олицетворяют в гадах, появляющихся в домах: так, если в избу приползёт змея или [прискачет] лягушка, то не решаются их убивать, боясь мщения домовых – в образе змеи или лягушки может быть убит сам домовой. Это известие подтверждали примером: когда в одной избе убили гада, то пол подёрнулся сметаной, и затем последовала смерть троих членов семьи.
В южнорусском фольклорном сюжете девочка подкармливает белого ужа – и умирает после его гибели.
В Томской губернии рассказывали, как один мужик оставил в амбаре сапоги – и уж нанёс в них яйца. Мужик эти яйца унёс – и уж напустил в молоко яда. Когда сапоги с яйцами вернули на место, уж отравленное молоко разлил.
В Архангельской губернии, области верили: если змея ползёт со двора – быть беде, если ползёт во двор – быть радости.
Дворовая змея может представляться и фантастическим существом: красной змеёй (в Новгородской губернии, области), с телом петуха и головой змеи (на Псковщине).
В поверьях Олонецкой губернии известна так называемая змея-деньгоносца, объединившая в себе образы змеи – покровительницы дома и змеи – охранительницы кладов. Такая змея приносит своим хозяевам подземные сокровища.
- Власова М. Н. Энциклопедия русских суеверий
- Змея / Гура А. В. // Славянская мифология : энциклопедический словарь