Об образе змеи – непростая животина! – в славянской мифологии я рассказывал (ссылки прилагаю).


Иллюстрация взята с просторов Сети, автор, к сожалению, мне неизвестен

Образ змеи в славянской мифологии Заметки Моргора 8 июля

Змеиный укус и одержимость гадами в русской народной медицине Заметки Моргора 9 июля

Змеиная иерархия в славянской мифологии Заметки Моргора 11 июля

Змея домовая, дворовая, деньгоносца Заметки Моргора 15 июля

Настала пора потолковать о змее.

Змей – мифологический персонаж, имеющий разные образы.

Так, у восточных и западных славян – это опасный демон, чёрт, у южных – атмосферный демон, который может защищать посевы от града и прочей непогоды и даже служить покровителем сельских угодий.

И у восточных, и у западных, и у южных – потусторонний любовник. Но если у восточных и западных славян змей по амурной линии является к женщинам в обличии восставшего покойника и отношения с ним, мягко выражаясь, чреваты (а не мягко – губительны, смертельны, ни к чему хорошему не приводят), то в представлении южных славян от мифического змея земная женщина может родить юнака (мо́лодца) и борца с градовыми тучами.

Обо всём об этом разговор последует отдельный, текущая же заметка посвящается началу. То есть, отвечает на вопрос: откуда вообще берётся змей мифический, как и благодаря чему появляется на свет.

Итак...

В народных представлениях змей происходит из таких животных, которые изжили естественный для них срок жизни (ещё одно условие: в течение этого срока никто не должен их видеть), как змея (девяти- или сорокалетняя), карп, ящерица. Также змей может народиться из яйца, которое курица снесла и высидела, а человек не заметил.

Змея-помощника выводили из яйца, снесённого петухом определённого окраса (чёрного) или возраста (пяти- или семилетнего). Для этого такое яйцо носили за пазухой (вот как говорили об этом на Вологодчине: «Взял еичо-то и положил под пазуху и высидел большачонка», то есть змея).

А вот рассказ забайкальских крестьян:

Выношенный ею [женщиной] змей, выросши, сожительствует с ней. По ночам он летает, отбрасывая от себя огненные искры, и приносит в дом хозяйки золото. Но не надо оставлять змея в живых надолго, иначе он высосет из хозяйки всю её кровь, поэтому, когда змей натаскает достаточно богатства своей хозяйке, она должна бросить его сонного в раскалённую печь и сжечь.

Болгары верили, что змеем становится ребёнок, родившийся после смерти отца.

Македонцы – что змей рождается от связи между мифологическими существами (от связи змея и самовилы, от связи змея и земной женщины, от связи земной женщины и... солнца), а также в результате половых отношений мужа и жены в ритуально запрещённые периоды времени.

Земная женщина вынашивает змея ненормально долго, её беременность длится одиннадцать, пятнадцать, двадцать месяцев или три года.

Рожается змей-ребёнок с крыльями под мышками, обладает с самого момента рождения необычайной физической силой, ходить начинает на второй или на третий день. До того, как ребёнку-змею исполнится сорок дней, его не следует никому показывать – иначе умрёт.

Узнав о рождении змея, ночью собирались девять или двенадцать девушек либо старух, молча пряли пряжу и за один день шили змеёнышу рубашку, чтобы закрыть его крылья, – после облачения в сие одеяние ребёнок-змей получал огромную силу.

Источники

  • Власова М. Н. Энциклопедия русских суеверий
  • Змей / Левкиевская Е. Е. // Славянская мифология : энциклопедический словарь
Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Поиск

Журнал Родноверие