Змей – персонаж славянской мифологии и народной демонологии, в образе которого соединились как древнейшие языческие черты, так и христианские представления о дьяволе (злом духе).


«Змей» – работа художника Виктора Анатольевича Королькова

Лингвист, семиотик и культурный антрополог Вячеслав Всеволодович Иванов отмечал, что змей (змея) – встречающийся почти во всех мифологиях символ, «связываемый с плодородием, землёй, женской производящей силой, водой, дождём, с одной стороны, и домашним очагом, огнём (особенно небесным), а также мужским оплодотворяющим началом – с другой».

Владимир Яковлевич Пропп в образе змея видел воплощение представлений о пращуре, предке, который, принимая после смерти змеиный, птичий или «смешанный» (птица-змея) облик, становится владыкой иного царства, посещает, похищает и испытывает живых людей.

В сказках змей (по мнению ряда исследователей) – один из возможных образов бабы-яги, лешего, вихря и самого бога Велеса-Волоса. Так, змееподобны как сама баба-яга, так и её дочери, а в некоторых сказках упоминается некий персонаж – «сам с ноготь, голова с локоть, усы по земле тащатся, крылья на версту лежат», человек-змей.

Фольклорный образ змея с течением времени вобрал в себя черты «книжных» змеев, прежде всего – библейского. Под влиянием Ветхого завета (где змей выступает как антагонист бога) он приобрёл черты дьявола – поэтому именно со змеем сражаются такие воины-святые как Георгий, Козьма и Демьян, Феодор Тирон (к примеру, Козьма и Демьян, победив змея, пропахали на нём вал от Киева до Чёрного моря – так появилась река Днепр и система городищ Змиевы валы).

Историк-архивист Фёдор Алексеевич Рязановский писал:

Элементарным образом, под которым изображался враг рода человеческого, был змий, который вскоре развился в огромного дракона с разноцветной фантастической окраской, с некоторыми фантастическими атрибутами: женским лицом, рожками и пр. В таком виде Дьявол изображался в сцене грехопадения, крещения Господня и до сих пор остаётся на картинах Страшного Суда, причём на разноцветных полотнах, изукрашающих его тело, пишутся грехи, истязуемые на мытарствах.

Нередко змеем (змием) представляется (или именуется), ни много ни мало, Антихрист, о чём свидетельствует, среди прочего, сочинение 1886 года «Глас святой истины об Антихристе»:

…бесстыднейший и ужаснейший змий, который приведёт в смятение всю поднебесную и в сердца человеческие вложит боязнь, малодушие и страшное неверие, произведёт чудеса, знамения и страхования, яко же прельстити аще возможно и избранные, и получит он власть обольщать мир. Жестоким к человеческому роду окажется этот скверный змий. В то время, когда придёт змий, не будет покоя на земле, будет великая скорбь, смятение, смерть и глады во всех концах и такова скорбь не бысть от начала создания.

В апокрифах и житиях святых змеями оборачиваются бесы, черти, сам Дьявол, в народных поверьях – те же бес и черти плюс покойники (иногда – колдуны и чародеи).

Источники

  • Власова М. Н. Энциклопедия русских суеверий
  • Иванов В. В. Змей // Мифы народов мира: В 2 т. 1-е изд.
  • Капица Ф. С. Славянские традиционные верования, праздники и ритуалы
  • Пропп В. Я. Исторические корни волшебной сказки
  • Рязановский Ф. А. Демонология в древнерусской литературе
  • Успенский Б. А. Филологические разыскания в области славянских древностей: (Реликты язычества в восточнославянском культе Николая Мирликийского)
Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Поиск

Журнал Родноверие