Комое́дица (белор. Камаедзіца) — праздник, связанный со встречей весны, зафиксированный в Белоруссии в кон. 19 века.

Единственным источником, свидетельствующим об этом празднике, является статья священника Симеона Нечаева за 1874 год, частично перепечатанная этнографом П. В. Шейном.

Сам Нечаев наблюдал Комоедицу в селе Бегомль Борисовского уезда Минской губернии. Праздник отмечался 24 марта накануне Благовещенья.

"Праздник этот всегда бывает накануне Благовещения Пресвятыя Богородицы и посвящен в честь медведя. В этот день приготовляются особые кушанья, именно: на первое блюдо приготовляется сушоный репник в знак того, что медведь питается по преимуществу растительною пищею, травами; на второе блюдо подается кисель, потому что медведь любит овес; третье блюдо состоит из гороховых комов, от чего и самый день получил название комоедицы. После обеда все — стар и мал -ложатся, не спят,а поминутно, самым медленным способом перекатываются с бока на бок,как можно стараясь приноровиться к поворачиванию медведя.

Церемония эта продолжается около двух часов, и все это делается для того, чтобы медведь легко встал с своей зимней берлоги. После обеда крестьяне уже не занимаются своими дневными работами – празднуют. Известно, что по убеждению крестьян, медведь на Благовещение пробуждается от спячки, выходит из своей берлоги. Вот и встречают его с благожеланиями. (...)

А так как медведь есть и плотоядное животное и потому причинял много вреда, истребляя домашних животных, то, чтобы умилостивить его,люди этой местности и вздумали чествовать медведя. Доказательством справедливости такого предположения служит доселе сохранившийся день, в который совершалось чествование медведя. Это праздник «комоедицы». (Из ст. священ. Симеона Нечаева: нечто из религиозных обрядов и суеверии в Бегомольском приходе, Борисовского уезда, Минск. епарх. Ведом. 1874 г., №7, ч. неофициальная, стр.229-30)»

Считалось в народе, что на следующий день

«медведь встаёт».

В Белоруссии говорили:

«На Овечницу медведь ложится в берлогу и начинает сосать лапу, на Сретенье переворачивается и сосёт другую лапу, а на Благовещенье — выходит из берлоги»

Историк и археолог Б. А. Рыбаков возводил сей праздник к древнему индоевропейскому культу священного медведя, который зародился ещё в каменном веке и был связан также с охотничьим культом.

Но Б. А. Рыбаков ошибочно предположил, что «Ком» – одно из названий медведя в праславянском языке. От якобы этого слова произошло греческое слово "комедия" и соответственно белорусское "комоедица". Ошибка пошла от изначально неверно переведенного им с греческого слова "komos" как медведь, а не как в действительности "весёлое шествие". На самом деле на греческом медведь "arctos". Поэтому предложенная им гипотеза, что "ком" — это прадревнеиндоевропейское (и соответственно древнеславянское) название медведя — НЕВЕРНА.

Хотя в Белоруссии 19 века действительно "комедией" называли скоморошьи представления именно с медведем. И когда-то греческие "комедии"-шествия действительно были посвящены животворящим силам природы и проводились на зимний солнцеворот или на весеннее равноденствие. Так же медведь являлся священным зверем богини Артемиды. На праздниках в честь этой богини, жрицы исполняли священные танцы, одевших в медвежьи шкуры. Месяцем Артемиды считался март- время когда медведь выходит из спячки.

Так что белорусская Комоедица действительно могла быть неким архаичным рудиментом древнего индоевропейского медвежьего культа и посвящался пробуждению медведя от зимней спячки и началу весны.

Хотя и распространившаяся трактовка слова "ком" — медведь всё же ошибочна. Как и распространившаяся трактовка старой поговорки "первый блин кОмам", то есть медведям — тоже ошибочна. ))) Все же первый блин и правда часто выходит не очень ))) пока сковорода ещё недостаточно горяча, первый блин получается «скомканным», неудачным.

К тому же в старинных паремиологических собраниях она звучала иначе, чем сейчас:

"Первый блин и тот комом" (1736); "Первый блин да комом" (1741)

Первый блин же в традиции отдавали обычно духам Предков. Первый блин клали на слуховое окошко для родительских душ, его оставляли на божнице, или несли на погост и просто клали на могилу. Таким образом, первый блин предназначался усопшим, был своего рода данью предкам, обеспечивающей связь с загробным миром. Именно поэтому к его приготовлению нужно было относиться с особым старанием, с молитвой, обращением к предкам. И если первый блин, выходил комом, то это было дурным предзнаменованием.

Что ещё интересно, что согласно многим древним мифам, медведь сродни человеку, и даже является его предком, тотемом. Так что с мифологической точки зрения — все верно — первый блин можно отдать как требу-угощению медведю, который как прапредок, тотем, хозяин леса, мира Иного, мира Предков и воплощение самого Велеса, как покровителя душ умерших... здесь все логично. И видимо потому, сей реконструированный уже в современное время обряд на Весеннее Равноденствие, прочно вошел в возрождаемую славянскую традицию. Хотя именно в традиции на Руси такой обряд, как хождение в лес на Масленицу, и отнесение блинов медведю, не известен.

Верили на Руси исстари, что по медвежьему хотенью зима студеная длиться.

«Как повернется медведь на другой бок, так и зиме до весны ровно половина останется»

Весеннее пробуждение природы также «зависело» от пробуждения медведя. А если медведь долго просыпаться не захочет, то и весна придет поздняя, холодная.

Потому и устраивали видимо когда-то "медвежий праздник": песнями, музыкой, шумом, смехом будили и величали медведя – хозяина леса.

Жрецы в эти дни устраивали пляски в медвежьих шкурах, танцевальными движениями имитируя движения пробуждающегося зверя. Это магическое действо также должно было мистически повлиять на священного зверя, выманить его из берлоги.

Позднее, с переходом человека от основного занятия охоты к земледелию, медведь стал символизировать плодородие земли. На Руси медведя, по старинному обычаю, прокладывая первую борозду, запрягали в плуг рядом с волом. А в традиции народной глиняной игрушки, наследнице древней ритуальной культовой скульптуры, его часто изображали с блюдом, полным пирогов, расписывали растительными знаками плодородия.

На Масленицу рядились в медвежьи шкуры, возили живого медведя в санях по деревням, усадив его, рядом с соломенным чучелом Морены. Славяне до начала XX века рядились в эти дни в медвежьи шкуры или в вывороченные тулупы, шубы, надевали маски и исполняли особые «медвежьи» пляски и игрища с ряженым в медведя.

Прочно вошли в современную славянскую Масленицу игрища – «пробуждение медведя». Участники игрища идут «будить медведя». Загодя, один из добрых молодцев рядится в медведя, прячется в валежнике, изображая спящего медведя. Его находят и начинают, крича и топая, что есть силы, будить Ряженый «медведь» делает вид, что не слышит, спит. Тогда в него начинают бросать ветки, снежки, всячески тормошить. В конце концов «медведь» "пробуждается", ряженый вскакивает и бросается ловить участников игры.

Участники разбегаются, стараясь не попасться ряженому, который воплощал

«лесного хозяина, сторожа границы с миром Иного»

Иной вариант этого игрища. Идут девицы «медведя» будить, пытаются его «разбудить» песнями, криками, тормошат, толкают. Как только «медведь» начинает «просыпаться», девицам надо убегать. Кого поймает "медведь" — утащит в "берлогу", и не отпускает, пока та поцелуями не откупится. А то может ещё «недоспавший медведь» всех подряд девиц ловить, да поцелуев требовать. То-то смеху и веселья!

А иногда деток посылают искать и будить "медведя", и тоже весело, коли "проснувшийся" мишка за детьми погоняется в шутку, попытается половить.

Иногда "пробудившегося" медведя задабривают, чтобы он не сердился, за то, что его разбудили, угощают блинами, сладеньким, квасом да пивом. Пока не подобреет.

Интересно, что следы празднования Комоедицы были обнаружены не так давно в Белоруссии также современными этнографами. Об этом пишет Кацярына Пунінская в своей статье "Рэліктавыя з'явы. ў БЕЛАРУСКАЙ ДУХОЎНАЙ КУЛЬТУРЫ (КАМАЕДЗІЦА)"

Итак, подведем черту! Само название праздника "Комоедица" мы не можем считать обще древнеславянским, возможно оно довольно уже позднее и узкорегиональное.

"Ком" — не является древнеславянским названием медведя.

И все же сам праздник имеет связь с древним медвежьим культом и встречей весны.

И включать игрища, потехи и обряды с медведем в ход масленичного празднества — это хорошо и правильно! )

Хорошей всем встречи Весны!

Поиск

Журнал Родноверие