Идея воссоздания первоначальной дохристианской религии эстонцев впервые появилась в стране у возрожденцев середины XIX века (поклонение богу неба и грома Тааре, так называемому «таараласед» или « таараусулированный»). Несколько лет назад эстонские новые язычники объединились в организацию Maavalla koda, состоящую из четырех муниципалитетов: Северной Эстонии, Южной Эстонии, острова Сааремаа и города Тарту. Мы разделяем современное эстонское неоязычество на два основных идеологических течения. Как мы уже отмечали, культ бога Таара играет первостепенную роль для старшего течения. Еще в 1930 году существовало религиозное общество Хиис («Святобор»), поклонявшееся Тааре. Хиис создал уникальный календарь с начальной датой 1918, годом провозглашения независимости Эстонии. Культ Таара временно умолк в период советской власти.

Сегодня второе течение, известное как Маауск, или «Вера нашей Земли», гораздо более популярно в стране. Термин Маауск впервые появился в Эстонии около тридцати пяти лет назад. Его последователи поклоняются не божествам, а существам низшего порядка, поразительно похожим на славянских водяных и лесных людей. Сегодня Maavalla koda каждый год издает свой церемониальный календарь, где названия месяцев и дней написаны своеобразной смесью скандинавских рун и древнеэстонских графических символов (петроглифов). Эстонские неоязычники собираются на свои обряды в святоборах, у жертвенных камней, священных деревьев и колодцев. Согласно переписи 2000 года, 1058 человек исповедовали «эстонскую традиционную религию».

Выдержки из диссертации: Мачуда Дж. Идеология родства в мнениях и практике ее ведущих представителей

Примечание: согласно исследованию Эстонского университета Тарту от 2014 года, более 60 процентов респондентов согласны с тем, что «эстонское неоязычество» связано с истинно эстонской религией (в отличие от зарубежного христианства), но только четыре процента респондентов напрямую отождествлять себя с неоязычеством. Каждая статистика в той или иной мере искажает действительность, поэтому результаты этого исследования следует воспринимать с долей скептицизма, хотя определенную информативность они, безусловно, имеют. Эстония может быть «новым языческим явлением» в современной Европе, но это не «языческая нация»… Кто не верит… пусть бегут туда. И даже если вы не увидите священных рощ, полных язычников, эстонская природа и исторические памятники восполнят это.

Поиск

Журнал Родноверие