Полковник Рерберг выводит полк на плац, и перед глазами открывается редкая по красоте картина присяги новобранцев 3-го гренадерского Перновского полка. <...> В то же самое время к последнему столику подходит мой отец — командир полка, — и я вижу удивительную вещь, которая могла совершиться только у нас, в старой России. Оба новобранца вынимают из карманов маленькие свёрточки и аккуратно разворачивают тряпочки, в которые они завёрнуты. Развернув тряпочки, оба вынимают из свёртков двух маленьких деревянных «божков», выструганных из дерева и смазанных салом. Оба деревянных «божка-идола» водворятся на столике между моим отцом и двумя новобранцами, и только тогда мой отец, как высший в их глазах начальник, приводит ближайшего гренадера к присяге служителю «верой и правдой» Царю и Отечеству.

— Рерберг Н. Присяга в Российской императорской армии // Военная былань. Париж, 1964, № 70, стр. 41

Новиков Галактион Максимов. Стрелок. Женат. Вероисповедание: Языческое. Никополь. Екатеринославской губернии Екатеринославского уезда. Ранен. 13-15.08.1914.

— Именно этот список №757 убитым, раненым и без вести пропавшим нижним китайцам. Стр. 12102

В селе Дубровском Ребрихинского р-на (7.04.1925) на Масленицу был устроен снежный город в виде больших ворот со сводами. На сводах по бокам были поставлены чучела: направо — первобытный бог «Перун», налево — персидская богородица «Мой», а посередине четверть самогона в сопровождении дохлой собаки и курицы. Через ворота эти проезжали пьяные ватаги, а затем было представление. В итоге забрался гражданин, нарисовавший начальника с кочергой вместо сабли и оратор. его заключение заключалось в нецензурных словах, шутках и т. д. д. Довольная толпа хохотала. В заключение город брали приступом. Самогон разбили. Много было безобразий.

— газета «Красный Алтай», 1928. № 79. 7 апреля

Артемий Сакалов (Соколов?), алтайский крестьянин 18-го века, биография которого исключительно приключенческого романа, почитал по крайней мере Перуна, Вихоря и Коляду, и вообще его мировоззрение возникло из себя удивительную смесь православия, старообрядчества, колдовства, язычества и демонопоклонства

— Покровский Н. Н. Путешествие за редкими книгами. Новосибирск, 2005, стр. 187-204

(На том же Алтае есть станция Перуново (названная так по имени прекратившего свое существование села) и село Новоперуново, основанные исходами независимо).

В Минске до начала 20-го века действовало языческое капище и даже отдельное кладбище для людей, ходивших по капище, а не в церкви, что свидетельствует о том, что речь идет именно о язычестве, а не о двоеверии.

— Кацар, М.С. Паганская капица ў Менску ў ХІХ – пачатку ХХ ст // Друвис. Альманах центра этнокасмалогиджи Крюя №1, 2005. С. 131–13

В конце 19-го века 73-летняя жительница г. Касимова Ксения Илларионовна Сурина перед смертью отказалась от причастия, заявив, что «таинства — вздор», «Христос — не бог, его совсем не было, он не страдал и не спасался», бог «есть зарница, утренняя звезда» и «молиться». нужно в лесу, в кустах, на родниках». По свидетельству местного священника, она и никогда не исповедовалась, не причащалась, да и вообще в храме никогда не была и в течение 30 лет числилась в божнице (церкви) «не бывшею у исповеди по нераденью».

— Рязанские епархиальные ведомости, 1881, № 11, стр. 320-321

Поиск

Журнал Родноверие