2023-й год ознаменовался одним важным событием в области славянской мифологии, а именно выходом книги польского лингвиста Михала Лучинского «Мифы славян. По следам священных историй предков» [Łuczyński 2023]. Книга эта примечательна тем, что в ней предпринята первая известная мне попытка реконструировать славянскую мифологию на основе фольклора и сравнительной мифологии, с применением современных указателей фольклорно-мифологических мотивов, как законченную систему из девятнадцати хронологически упорядоченных мотивов со своей внутренней логикой. Это, несмотря на некоторые оплошности в виде своеобразного видения автором славянского пантеона и небрежных лингвистических реконструкций, несомненный шаг вперёд по сравнению с реконструкциями Иванова-Топорова-Судник-Цивьян, в которых всё многообразие славянской мифологии порочным образом сводится к инвариантам одного-единственного «основного» мифа о Боге Грозы и его Противнике, или с этнолингвистической школой Н.И. Толстого, полностью отрицающей существование «высшей» мифологии у славян.
Итак, славянская мифология по Лучинскому выглядит следующим образом (мотивы пронумерованы по указателю фольклорных сюжетов Томпсона):
«A 625 „Родители мира: Отец-Небо и Мать-Земля как родители космоса (Отец-Небо сближается с Матерью-Землёй и даёт начало миру)“
A 702.5 „Союз Земли и Неба“
A 625.2 „Вознесение неба (Изначально небо находится близко к земле — обычно через союз Отца-Неба и Матери-Земли, затем поднимается высоко, где и остаётся до настоящего времени)“
A 625.2.5 „После того как небо отдаляется, начинают расти растения и кусты“
A 714 „Солнце из предмета, брошенного на небо“
A 714.9 „Солнце, выкованное кузнецом и помещённое на небе“
A 665.2 „Столпы, поддерживающие небо“
A 665.2.1 „Четыре колонны неба“
A 781 „Рождение Венеры“
A 781.1 „Рождение Утренней Звезды [как мужского божества — прим. В.]“
A 511.2.1 „Отказ от героя после рождения“
A 511.3.1 „Усыновленный герой растёт у приёмных родителей“
A 164.1 „Брак божественных родственников (брата и сестры)“
A 316 „Испытание жениха: брошенное яблоко указывает на выбор (девушки)“
N 365.3.1 „Брат и сестра неосознанно влюбляются друг в друга“
N 365.3 „Неосознанный инцест брата и сестры“
H 11.1 „Узнавание [братом и сестрой друг друга — прим. В.] через рассказ истории жизни“
S 111 „Убийство путём отравления“
A 761.3 „Звёзды как преображённые влюблённые“
A 153.1 „Кража амброзии. Украденная пища богов“
A 154.2.+ „Кража напитка божеством в образе птицы“
H 1386.+ „Поход за украденным напитком“
D 1525 „Кража путём отвлечения внимания“
K 547.14.+ „Побег от хранителей напитка“
K 621 „Побег путём ослепления стражи“ [K 621.+ „Бегство от противников путём бросания песка в их глаза“]
B 91.7.+ „Бессмертие ускользает от противника“ [K 423.+ „Вор возвращает украденный напиток хозяину“]
A 1234 „Человечество вырастает из земли“
A 1270 „Первая человеческая пара“
A 1270.1 „Первая человеческая пара живёт в невинности“
T 415 „Инцест брата и сестры“
A 1277 „Потомство первых родителей“
A 1414 „Происхождение огня“
A 1414.4 „Начало огня — дар бога (или сверхъестественной сущности)“
A 1414.7.2 „Камень как хранилище огня“
A 1420 „Человечество приобретает продовольствие“
[G24 „Продовольствие с небес“]
[G25 „Семена, разбросанные по миру“]
A 721.1 „Кража солнца“
R 45.3 „Заключение в пещере/горе“
А 721.3 „Украденное солнце возвращается на небо“
Q 552.3.3 „Засуха как наказание“
B 91.5 „Морской змей“
B 11.3.1 „Морской змей обитает на дне моря“
**F911.7.* „Змей поглощает воду“
H 1174.2 „Миссия: победить дракона“
H 11.11 „Сражение с драконом“
K 300.1 „Украденные коровы становятся причиной войны“
A 155.1 „Стада бога солнца“
H 1151.8 „Миссия: украсть коров“
R 45 „Сокрытие в горе, пещере, на холме“
A 162.3.1 „Противник (великан, демон) крадёт гром у бога грозы“
K 331 „Кража во время сна хозяина“
A 162.3 „Бой Громовержца с противником“
K 306.2.+ „Вор прячется под водой“
A 1335 „Происхождение смерти“
A 1335.8 „Происхождения смерти из-за перенаселения мира“
A 1101.1.+ „Золотой век: нету смерти“
A 1540 „Происхождение религиозных обрядов“
A 530 „Культурный герой устанавливает право и порядки“
A 541 „Культурный герой обучает искусствам и ремёслам“
A 1335.8 „Люди становятся смертными из-за перенаселения мира“
[H1E „Первый умерший находит дорогу остальным“]
F 171.2.(1) „Широкая дорога в загробный мир“
A 104.1 „Смертный становится богом“
A 1611.* „Происхождение племён“
A 592 „Культурный герой и потомки“
A 1620 „Распространение племён“
A 1650 „Происхождение разных классов: социальных и профессиональных“
A 1630 „Странствия племён“
A 996 „Происхождение поселений“
H 1564 „Испытание на гостеприимство“
Q 45 „Вознагрождение за гостеприимство“
K 811 „Замаскированные боги наведывают смертных“
G 1.1 „Замаскировные боги вознаграждают гостеприимство и наказывают негостеприимство“
D 2106.1.5 „Умножение живости богом/богами“
[F43A „Война женщин“]
P 550 „Военные события (война)“
T 173.2 (или T178.9) „Женщины убивают мужчин“
P 550.1 „Битва“
C 312 „Табу: мужчина смотрящий на обнажённую женщину“
P 550 „Военные события (война)“
P 550.1 „Битва“
C 942.3 „Слабость, вызванная взглядом на обнажённую женщину“
K 774.1 „Вид женской груди используется для победы над врагом“
A 1000.* „Падение неба (мировой катаклизм)“
A 665.2.0.1 „Столпы удерживают небо“
A 1050 „Небо падает во время конца света“
A 1006 „Возрождение мира после катастрофы“» [Łuczyński 2023. С. 369-371].
(за помощь в переводе с польского благодарю Madeline Jupiter)
Конечно, всю славянскую мифологию ни в коем ограничить этим списком мотивов (так, одних только космогонических мотивов в славянском фольклоре известно не менее восьми): это всего лишь основа славянской мифологии, но никак не её полнота. Однако отталкиваясь от данной работы можно раз и навсегда закрыть вопрос сохранности и возможности реконструкции славянской мифологии. Дальнейшее пережёвывание этой темы полагаю бессмысленным времяпрепровождением, только отвлекающим от действительно важных дел и вопросов.
Литература
Łuczyński 2023. — Łuczyński, Michal. Mity Słowian. Śladami świętych opowieści przodków, Szczecin: Triglav, 2023.