Восточнославянские фольклорные обращения к предкам (/ дедам / родителям) часто называют их святыми / честны́ми / праведными и другими подобными эпитетами, например:
Святые радзицили! Хадзице к нам хлеба и соли кушац.
[Терещенко А. В. Быт русского народа. Часть V.]
Святые родзицели, ходзице къ намъ, ѣсьце, што Богъ даў!
[Шейн П. В. Материалы для изучения быта и языка русского населения северо-западного края, т. 1, ч. 2.]
[Ч]естные и праведные родители, ходите къ намъ ѣсть. <...> [Ч]естные и праведные родители, ходите къ намъ горѣлку пить.
[Шейн П. В. Материалы для изучения быта и языка русского населения северо-западного края, т. 1, ч. 2.]
Деды святые, вы ели и пили, идите же теперь к себе.
[Левкиевская Е. Е. Мифы русского народа.]
Святые дзяды́, зовемъ васъ,
Святые дзяды́, идзице до насъ!
Ёсць тутъ ўсё, што Богъ даў,
Што я ли васъ охвяроваў,
Чимъ только хата богата.
Святые дзяды, просимъ васъ,
Ходзице, ляцице до насъ!<...>
Святые дзяды! Вы сюды приляцѣли,
Пили и ѣли,
Ляцице жъ цяперь до сябе!
Скажице, чаго еще вамъ треба?
А лѣпiй, ляцице до неба!
Акышъ, акышъ![Шейн П. В. Материалы для изучения быта и языка русского населения северо-западного края, т. 1, ч. 2.]
Святыи дзяды! придзитя сюды — ета ли васъ!
[Шейн П. В. Материалы для изучения быта и языка русского населения северо-западного края, т. 1, ч. 2.]
Честные наши родители! вот для вашей душки блинок.
[Сахаров И. П. Сказания русского народа / Составитель и отв. ред. О. А. Платонов.]
Вѣчный покой, царство небесное (имя умершаго), честные и праведные родители ходите съ нами обѣдать.
[Шейн П. В. Материалы для изучения быта и языка русского населения северо-западного края, т. 1, ч. 2.]
С одной стороны, из приведённых текстов можно сделать вывод, что святость, праведность и честнота — это характеристики любых предков вообще, которые считаются таковыми по умолчанию. Однако, в принципе, ничто не исключает возможность другого толкования: предки делятся на разные категории в зависимости от того, как они прожили жизнь и как умерли, и человеку есть смысл призывать и почитать только тех предков, которые относятся к категории «святых», остальные же (навьи?) после смерти превращаются в зловредных духов, призывание которых может не только не помочь человеку, но и даже навредить ему. Сравнительный материал, кажется, подтверждает вторую гипотезу: так, к примеру, у индоариев умершие предки делятся на две категории, на питаров и пишачей. Первые, питары, являются благими предками, почитание которых играет важную роль начиная с «Ригведы», они помогают своим потомкам, и их можно и даже нужно почитать; вторые же, пишачи, называются проклятыми душами питаров, и являются злобными душами, противостоящими питарам, они вредят человеку, забирают у него достаток и благополучие, обычно ими становятся те предки, которые совершили какое-либо преступление против своего рода.