1. Духовные искания
Можно много говорить о том, почему сегодня возник интерес к нашему языческому наследию. Здесь будет рассказано о становлении и духовнном поиске языческой общины "Коляда Вятичей". Поскольку я один из лидеров этой общины, и жизнь общины в некоторой степени определяется моей духовной жизнью, то правильно немного сказать о своем духовном пути еще до создания общины.
В 1984 году, когда мне было 26 лет, я почувствовал беспричинную тягу к языческому знанию. До этого просто любил лес и дикий туризм. В 1985 г. закончил первую картину "Княгиня Ольга на Витебском холме". Княгиня на коне въехала на капище, где стоят идолы, и вступила с ними в молчаливый диалог.
К 1993 году мной были изучены книги Рыбакова, Афанасьева, Срезневского, закончен цикл языческих картин и практически написана книга "Слово почитателям древней культуры". В различных местах русской земли установил три идола богу Святовиу. С такими наработками я попал на праздник Купалы в вятские леса к Доброславу, где наконец, впервые увидел других язычников, и с удивлением обнаружил, что язычество может быть использовано как политическая идеология.
Очень важно, что я попал к Доброславу уже со сложившимся взглядом на нашу древнюю религию. Все мы прибыли к нему из различных городов и общин на праздник Купалы. На этом празднике Доброслав смывал со всех христианское крещение и нарекал языческими именами. Мы рубили иконы, жгли библию, проклинали христиан, взывали к победе русского оружия и языческой силе нашего народа. Правильно ли это или не правильно — пусть решает читатель.
Светлый праздник воды и жизни оказался психологической подготовкой к военным действиям, которые действительно произошли в Москве осенью того же года.
Позднее этот и другие праздники Доброслава получили широкую огласку в прессе, и в значительной степени сложили о язычниках одностороннее представление как об экстремистах и разрушителях, стремящихся к языческой революции, конечный результат которой не ясен.
Именно созерцание этого революционного разрушительного начала побудило меня встать на иную позицию. Фактически вся моя дальнейшая языческая деятельность, как и деятельность общины "Коляда Вятичей", были направлена к одной цели. Восстановить языческое мировоззрение, в котором человек мог бы полноценно жить без государственной и церковной идеологии, и без потребности во внешнем враге.
Сегодня язычество "Коляды Вятичей" исходит из того, что современная цивилизация стоит перед проблемами, которые не могут ею быть решены без возвращения к языческим началам. Каждый народ должен вспомнить свою языческую веру. Нужно это не для споров, агрессии и захвата власти. Нужно это для размеренной и праведной жизни на своей земле, у себя дома.
Итак, первая важнейшая истина, на которой сходятся все члены общины "Коляда Вятичей", состоит в том, что язычество должно быть созидательно, а не бездеятельно или разрушительно.
2. Этапы становления общины
Мои будущие единоверцы встретились мне в "Эколого-культурном центре Царицыно". Центр был создан середине восьмидесятых годов А.Г. Олейником. Его задача состояла в помощи реставраторам царицынского архитектурного ансамбля, уходе за царицынским паром и поддержке русской духовности. Центр занимал и занимает т.н. "дом Чехова" — деревянный дом №15 на ул. "Воздушная", которая органически входит в парковый ансамбль.
Дом этот получил название "изба". В избе было уютно. Топилась печь, пился чай, изготовлялись деревянные ковши и идолы, обсуждался "Русский языческий манифест" и множество проблем языческого движения.
Весной 1995 г. в избе было изготовлены изваяния бога Велеса и богини Лады в полтора человеческих роста, плюс метр длинны ствола чтобы зарыть в землю. Велес имел солидные рога и держал ковш. Ладу за ноги обнимал ребенок, в поднятой к груди руке она держала кольцо.
14 июня 1995 г., в присутствие гостей, в том числе и тех, с кем я познакомился у Доброслава, идолы были торжественно доставлены на гору к курганам вятичей и там установлены. Перед ними были вкопаны короткие бревна без
украшений, выполнявшие роль алтарей. В честь возвращения вятичам их богов был устроен хоровод и трапеза. Среди других приглашенных, на праздник был Г.П. Якутовский (Всеслав Светозар), который сказал, что нам, людям из "экц Царицино", надо организовать свое этнографически-фольклорное общество, в названии которого должно упоминаться языческое божество. Он обещал как-то легализовать его и добиться со стороны государства финансовой поддержки.
Мы понимали, что свое общество создавать надо, но в поддержку государства, разумеется, не верили. Тогда нас от "центра" было человек семь. Мы вышли к костру, стали вокруг и сказали только одно слово: "Вятичи".
Другие слова не прозвучали. И так в Царицино появились вятичи — продолжатели духовной жизни тех, кто покоился рядом в курганах XI — XIII веков. Этот день и был днем появления общества. Его цели и статус были определены позднее. Они не сводились к целям языческой общины, а были скорее задачами духовного развития.
Языческая религиозная община не рождается на пустом месте в результате договора. Она обязана пройти довольно долгий период созревания, поскольку никаких наработок в этой области религиозного знания на поверхности не лежит.
Сегодня можно сказать, что община естественнее всего складывается когда группа друзей регулярно справляет традиционные народные праздники, с должным вниманием на их мистической и религиозной стороне.
Цели общества или, иначе, центра "Вятичи" были изложены в приложении к "Русскому языческому манифесту", изданному нами весной 1997 года. Приводим их здесь, но сперва изложим основные идеи Манифеста.
Сам Манифест был написан в результате многодневной и плодотворной дискуссии. Его соавторами являются Максим Васильев (Добромир), Дионис Георгис (Любомир), Гена Топорков, и я.
Ключевые идеи, отраженные в Манифесте следующие.
1. Народ, который забывает свою национальную принадлежность: забывает свою историю, традицию, нормы культуры, фольклор, ремесла, нормы семейных отношений, язык и национальную религию — вырождается, поскольку утрачивает смысл бытия.
2. Все эти стороны национальной принадлежности охватывает и поддерживает национальное язычество. Оно подымает их до уровня религиозной ценности, утрата которой недопустима.
3. Язычество усматривает волю богов в жизни народа на своей земле. Поэтому народ обязан сохранять свою землю в первозданном виде. Это означает, что языческая вера требует восстановления природного ландшафта и развития экологически чистых технологий.
Этот важный для нас круг идей Манифеста мы рассмотрим чуть ниже, когда будем говорить о назначении язычества.
Приложение к Манифесту:
"Человек, сложившийся в рамках своей национальной культуры, может понять общемировые ценности только через свою культуру. Поэтому для него культурно-нравственной основой всегда будут являться не общемировые ценности, а ценности свои, национальные.
Центр, (общество) "Вятичи" строит свою деятельность, исходя из идеи, что для человека живущего на земле своих предков первоочередной ценностью являются ценности национальные.
Древнейшей системой понимания духовных ценностей славян была языческая система, которая своими корнями уходит ко временам древних ариев (третье тысячелетие до н.э.). Эта отработанная тысячелетиями система миропонимания включила в себя правила жизни и нормы социального поведения, позволившие славянским племенам создать свои самобытные культуры, объединиться в народы, создать государственность и отстоять свою независимость.
Сегодня, как и во все эпохи перемен, нам приходится отстаивать свою независимость. Речь в первую очередь идет о духовной, культурной независимости как от опасных внешних влияний, так и от собственных, внутренних процессов этнического распада. В связи с этим, созданный в Царицыно центр, (общество) "Вятичи", ведет работу в области восстановления славянской языческой культуры. Работа ведется на добровольных началах.
Ориентировочные направления работы:
1 Изучение древнейших славянских обычаев, в частности обычаев вятичей.
2 Изучение истории происхождения славян.
3 Изучение по археологическим образцам древнейших предметов, орнаментов, декоративных форм, заклинательных знаков и предметов, освоение древних ремесел.
4 Знакомство с древним оружием и боевыми искусствами.
5 Производство использовавшихся в древности предметов и одежды, разработка орнаментов на основе данных этнографии и археологии.
6 Изучение древнейших пластов фольклора, воссоздание песен и гимнов.
7 Изучение заговоров и магических действий их сопровождающих.
8 Изучение риторики и накапливание опыта ведения диспутов.
9 Изучение, с целью дальнейшего развития, языческого мировосприятия предков- изучение и реконструкция древних религиозных систем, познание роли богов в мироздании, обрядов, славянской магии, народных праздников.
10 Осознание облика славянских богов.
11 Изучение песен южных славян, Калевалы и скандинавских саг, Старшей Эдды.
12 Освоение элементов экстрасенсорики и лозоходства.
13 Знакомство с народными методами лечения, изучение свойств трав, времени их сбора и применения.
14 Проведение народных праздников и обрядов.
15 Изучение древнейших сказок и былин с целью: сформулировать языческие нравственные правила и изложить их в специальной книге.
16 Отыскание единства и различий между экологически обоснованными и архаическими правилами земледелия и жизнеустройства.
17 Поддержание связи с языческими общинами России и зарубежья.
18 Чтение популярных лекций, издание своих трудов. Всяческое информирование общественности о своем существовании.
19 Участие в решении экологических вопросов царицынского парка.
20 Стремиться жить по законам и обычаям предков.
Деятельность центра не является герметической. Это значит, что работа не должна сводиться к отрешению от бытия и накапливанию тайного знания в кругу посвященных.
В перспективе, предполагается издание методического пособия, содержащего минимальный объем знаний по всем пунктам. Вообще же сотрудники центра будут специализироваться в интересующих их направлениях."
По прошествии пяти лет можно сказать, что центр не имел достаточных сил и финансовых средств для реализации этой программы. Она выполнена фрагментально. Сегодня культурный центр "Вятичи" входит в общину "Коляда Вятичей" фактически как внутренний исследовательский институт.
В 1996 г., ещё до объединения центра "Вятичи" с общиной "Коляда", центр приглашался в "Московскую Славянскую Языческую Общину", но объединению, помешала пока еще не ясная нам до конца духовная несовместимость с этой общиной. Лидеры общины, на наш взгляд, не поняли и не востребовали никаких наработок центра.
Теперь скажем несколько слов про общину, с которой нам предстояло объединиться. По иронии судьбы, община "Коляда" выделилась из общины того же Г.П. Якутовского "Купала" в 1995 году, в результате совершенно закономерного внутреннего раскола. (Закономерность в том, что в "Купале" созрели альтернативные лидеры, которым общество стало тесно). Якутовский дал своим ученикам серьезные фольклорные и этнографические знания. Вместе с этим он оказывал на них волевое давление и скрывал информацию о существовании других общин. В результате из "Купалы" вышла наиболее активная и самостоятельная часть общинников, стремящаяся к творческим религиозным контактам.
Она образовала общину "Коляда", ее лидерами стали Ирина Механтьева (Заряна), Алексей Потапов (Мизгирь), Алексей Наговицин (Велимудр).
Осенью 1997 года мы встретились. Община "Коляда" привнесла в культурный центр "Вятичи" свои наработки по русской календарной обрядности, которые составляют основу языческого богослужения. Это был тот бесценный духовный материал, без которого "Вятичи" не могли осмыслить себя как религиозная община.
Объединенная община официально зарегистрировалась.
Осенью 1998 московский комитет по религиозным вопросам был уведомлен о существовании религиозной группы "Коляда Вятичей".
При этом в комитет была предоставлена следующая формула веры.
Мы принимаем, что
1. Изначальное сотворение и ежегодное обновление мира есть акт творческого деяния и состязания богов при участии людей. Люди включаются в сотворчество с богами через сам процесс своей жизни.
2. Есть боги созидатели и боги-разрушители.
Боги-созидатели ведут свое начало от Рода. Боги-разрушители ведут свое начало от Чернобога. Мы учим поклоняться богам-созидателям. Мы полагаем, что наши боги не создают иерархии. Как и наши предки-славяне, мы считаем себе правнуками Перуна и Мокоши, внуками Дажьдбога и Лады.
3. Каждый человек свободен в выборе своей веры, он сам определяет в кого ему верить. Человек, по своей природе — в единстве души и тела — не является ни греховным, ни совершенным. Он обладает такой же ценностью, как и всякая другая форма жизни. Человек, вместе с другими людьми, животными и растениями, и земным местообитанием образует единство Рода. Другие формы жизни, как и человек, обладают сознанием, разумностью и душей, хотя и живут по-другому. Наша вера учит, что хотя человек и свободен в своем выборе, правильно ему поклоняться богам-созидателям, ибо человек получает от богов по вере своей.
4. Мы находим, что боги-созидатели обладают святостью, которую они разлили в Природе, и которую поддерживает в ней нравственный закон Рода, утвержденный среди славян Дажьдьбогом. Нравственный закон Рода дан в волшебных русских сказках, он требует жить в согласии с Природой, с заветами предков и сохранять целостность Рода как единства человека, земли и других обитающих на ней форм жизни.
5. Человеку, соблюдающему нравственный закон Рода, естественно жить в состоянии Дарна. Дарна — состояние деятельной жизни, в котором собственные ритмы согласуются с природными ритмами, постигается язык других жизней, собственная жизнь наполняется радостью, любовью ко всем формам жизни и покоем, сама смерть становится продолжением жизни.
6. Такой человек счастливо проживает жизнь, а после смерти его душе дарится еще одна счастливая возможность бытия на земле в том облике, в котором он желает быть, либо пребывание в Белом Царстве Святовита (в Ирии). Наша вера требует духовной практики Дарна. Путь Дарна есть аскеза нашей веры.
7. Мы находим, что человек, следующий богам-разрушителям, удовлетворяет свои пороки, но не оказывается счастлив. По смерти, его душа сгорает в пекле Чернобога.
8. Наша вера завещана нам предками. Заветом наших богов и предков является забота о сохранении природного разнообразия и своего рода на Русской Земле. Без этого нет состояния Дарна. Это одна из главных составляющих нашего религиозного учения.
Подписи пяти членов общины.
Текст этот был составлен Любомиром (Дионисом) и подкорректирован другими членами общины.
3. Осознание сути мистерии
Идущий путём религиозного познания язычник, наверное, как и всякий верующий человек, живет в двух состояниях. Первое — это обыденное состояние жизни, когда значимость и место богов в мироздании даже может ставиться и под сомнение. При этом человек руководствуется вполне прагматичными нормами жизни, и в отдельных случаях ставит выгоду материальную выше духовной.
Второе состояние наступает на капище перед богами и во время творческой религиозной работы. В этом состоянии человек признает существование и деяния богов как истину, не подлежащую обсуждению за очевидностью. При этом меняются ценностные ориентиры. Человек обращается к своим вечным родовым ценностям, даже если ему это прямо сейчас не выгодно в материальном плане. Конечно, будучи в первом состоянии, человек помнит — каким он бывает во втором. Поэтому, с удалением большего времени духовной языческой практике, человек облагораживается во всех своих проявлениях.
Наибольший интерес для нас представляет второе состояние, когда человек пребывает "в духе". Именно в нем совершаются языческие молебны и обращения к богам. Для прихода в это состояния создается религиозная атрибутика, и совершаются религиозные деяния, именуемые мистериями. Самопроизвольно в такое состояние чутких людей помещает сама Природа. Люди, наделенные этой способностью богами и развивающие ее, становятся волхвами. В их обязанность входит объяснить ценность этого состояния тем, кто не может освоить его самостоятельно.
К языческой атрибутике относятся материальные предметы веры. Это ритуальная одежда, орнамент, вещи — обереги, священные знаки, посохи, игральные инструменты, ковши, малые
и большие идолы, комплексы капищ.
Эти предметы и объекты обладают охранной и жизнедающей силой сами по себе, поскольку повторяют свои древние прообразы. Но они и накапливают определенный духовный потенциал, который предается им при священнодействиях. Они же оказываются проводниками воли человека к богам. Особое место в этом занимают изваяния богов — идолы, ибо временами они становятся вместилищами богов. При этом сами идолы остаются лишь скульптурой для непосвященного человека. Просвещенный же язычник входит через идол в контакт с божеством. Во время этого контакта человек и прибывает во втором, "духовном" состоянии.
В этом состоянии происходит притупление рассудочного логического мышления, и начинает преобладать мышление образное, художественное, для которого предметы веры оказываются очень важны. Ибо при этом они начинают увязываться с Природой новыми, ранее не заметными связями. Через них понемногу раскрывается новое религиозное знание. Наиболее полно это происходит в мистерии, где предметы веры и миф увязываются в едином комплексе.
Мистерия — это как бы театральное (на самом деле религиозное) действие, которое исполняется единоверцами для самих себя. Зрители при этом присутствовать не должны. Тема действия — мифологический сюжет, соответствующий дню праздника. Наша мифология сохранилась в волшебных сказках.
Участники мистерии духовно перевоплощаются в богов и полубогов, и исполняют роли, которые известны лишь в общих чертах. Каждый участник мистерии обязан быть импровизатором. Обязан так перевоплотиться, чтобы свободно действовать в границах отведенного его персонажу пространства.
В результате такой религиозной игры происходит углубленное переживание мифологического сюжета, и он становится принадлежностью сознания участника. Через это происходит приближение человека к богам, и как понимали в античности, обретается осознанное бессмертие. На время мистерии сознательный человек исчезает, как бы умирает, а его сознание переселяется, становится частью божества. Это оставляет в человеке благотворный след на многие недели после мистерии. Те же, кто участвовал в них лишь однажды, помнят их годами.
Открытие возможности мистериальной практики было сделано "Вятичами" на празднике "Первого снега" 7 ноября 1996 года, на капище в Царицыно. Праздник с таким названием не известен в славянской календарной обрядности. Есть праздник, известный ныне как Покров, языческая суть которого состоит в первом устилании земли снежным покровом. Сакральная основа праздника в том, что у нас есть две матрические богини: Марена — Зима и Лада — Лето. Они попеременно приходят в Мир и владеют им. "Первый снег" понимался как праздник перелома, когда уходит богиня вечного тепла, а в Мире воцаряется богиня вечного холода и снега. Но и зимой и летом светит единое Солнце.
В результате этого мистериального действия и в самом деле начал падать первый снег на темную землю. Такие необычные совпадения в Природе всегда отмечаются самими язычниками как удивительные, ибо чудо всегда и для всех остается чудом.
Дать читателю религиозные переживания, которые возникли во время "Первого снега" через эту аналитическую записку едва ли возможно. Поэтому ограничимся кратким описанием самого мистериального действия. Сценарий к нему, как и ко многим другим праздникам, составил Максим Васильев.
Опираюсь на дневниковые записи при описании этого праздника. Сбор был назначен на 14.30 в избе (ул.Воздушная, д.15). Несколько часов до сумерек во дворе горел огонь, Даждьбогу (идол его в о врем стоял прямо во дворе дома) приносились дары, делались обращения, пелись песни, звучали бубны, флейты. Все это имело вид медленно текущего обряда. Между нами он называется "разогрев", который необходим перед всяким мистериальным действием.
Наконец, в сумерках названный волхов Александр Тихонов провел нас через курганы Вятичей, так, чтобы мы почтили предков. Было нас всего-то человек десять. Максим нес в ведре угли из домашнего очага для костра. Когда они вспыхивали, Лаймутис слегка поливал их пивом. В темноте мы выкликали предков, беседовали с ними, кормили, и приглашали с собой на
игрище.
Мне выпало быть Даждьбогом. Осининой была красавица Маша. Она уходила от Даждьбога и пела прощальную песнь, что время пришло. Плотом явился черный вестник (прообраз Кощея), с ним боролся скоморох "шут" Сергей Широков. За вестником явилась Марена, так же удивительная черноволосая красавица, и обратила меня медведем. Народ потребовал меня расколдовать, и заключить перемирие. После чего Даждьбога расколдовали, и он обвенчался с Мареной. Под крики "горько!" целую свою зимнюю жену. Игра переходит в пир. Александр, по прозвищу Кастанеда, и Максимом фехтуют на мечах. Совсем в ночи возвращаемся в избу. Мир видится совсем иным, обновленным, как бы все пьяны без вина. Это особое состояние всегда остается после мистериального действия. Завтра все будут здоровы, активны и рады жизни. Такова помощь богов человеку.(конец текста из дневника)
Вообще мистериальные игрища устраиваются на Коляду, Масленицу, Ярилу, Купалу, Перунов день, праздник урожая — Мокошь, и Марену,(первый снег).
4. Как нам пакостили на Царицынском капище
Мы немного рассказали как язычники относятся к идолам и как совершают свои радения.
"Коляда Вятичей" имеет свое капище под Москвой, в пяти километрах от ст. Луговая. Это капище имеет десятилетнюю историю. Из за котеджного строительства его пришлось перенести на несколько километров глубже в леса.
Языческое священнодействие требует должной интимности. Идолы были перенесены на плечах и установлены в новом, как теперь выяснилось, удачном месте. Было это весной 1997г. Тогда и началась известная многим "Луговая". В
Настоящее время на этом удаленном капище стоят идолы, посвященные Роду, Перуну, Мокоши, Святовиту, Велесу. Есть там и знаки других богов. Капище посещается нами несколько раз в год. Без нас его хранят и поддерживают какие-то доброжелатели, которых мы никогда не видели.
Здесь же продолжим историю капища, заложенного обществом "Вятичи".
Идолы, поставленные в Царицыно весной 1995 года стали объектом пристрастного внимания разрушителей. Мы не имеем возможности выставлять на своих святилищах круглосуточные посты. Поэтому остается возможность казалось бы безнаказанного вредительства. Самым мелким пакостным делом оказывается набросать мусор, изрисовать идолов шариковой ручкой или пнуть ногой, так, чтобы остался грязный след.
В связи с этим, всем энтузиастам-вредителям имеет смысл знать, что идолы заговорены, и в согласии с религиозным обрядом посвящены богам. Поэтому всякий вредящий идолам неизбежно платит за это в соответствии с масштабом вредительства. Уберечь от этой кары не может никто и ничто: ни милиция, ни церковь, ни наворованные богатства.
Уже в начале лета 1995 года кто-то начал ломать у идола Велеса рога. Рога были отломаны и брошены. Мы поставили их вновь. Тогда они исчезли, но какой-то добродетель поставил новые — просто из найденных тут же палок. Вообще следы доброжелательного и культового отношения к идолам на наших капищах мы обнаруживаем регулярно. Отношение к идолам у людей очень различно. Так многие наши сограждане считают своим долгом убрать мусор с капища. К сожалению, есть и те, кто там его намеренно бросает.
В начале сентября того же года обнаружилось, что идолы исчезли. Их нашли утащенными за курганы. Они были возвращены и Велесу были сделаны новые рога. Наконец, пятого ноября 1995 года мы обнаружили иолы лежащими на земле без голов. Кто-то отпилил головы и унёс! (Аналогичное действие – похищение головы Мокоши, случилось и на Луговой 4 июля 2009г.)
Обратившись к богам, мы услышали повеление поставить идолы без голов, дабы отпилившие увидели тщетность своих усилий. Безголовые идолы были установлены. Через месяц они исчезли окончательно. Лишь, вскоре после этого, рог Велеса был найден в дупле у родника.
Случай столь долгого и целенаправленного преследования идолов по тем временам уникален. И с идолами, поставленными рядом с тем же местом позднее, ничего подобного более не случалось. Вредители каким-то образом сгинули, но это стало ясно лишь через несколько лет.
Тогда же это несчастье повергла нас во временное уныние, и мы решили установить изваяние Даждьбога уже за оградой, во дворе избы. Бог держал солнечный диск. На это получили разрешение главы э.к.ц. Царицыно Олейника. Идол был поставлен летом 1996 года. При нем, наконец, стоял красивый резной алтарный столб. В дни священнодействий зажигался костер. Горел там костер и перед мистерией "первого снега".
Но воистину есть злобные духи, извращающие людское сознание. В сентябре 1998 года тот же Олейник повалил изваяние Даждьбога. После этого "бог" пролежал несколько месяцев "поверженным". Только перед самым началом зимы мы отремонтировали идол и установили его у курганов вятичей, рядом с тем местом, где стояли Велес и Лада.
При этом никто не высказал Олейнику своего недовольства или негодования, но в память о его деянии была написана сказка "Идол". Она абсолютно достоверна, и во всех подробностях описывает это событие. Сказка так же дает нам описание мистериального игрища, аналогичного "первому снегу".
Дополнение
Текст, данный выше, написан мною в 1998 году.
Далее, события на капище в Царицыно развивались следующим образом. Приписываю эти строки весной 2010 года.
Идол Даждьбога был перенесён на Курганы Вятичей, в конце 1998 г. Весной 1999 года, рядом с Даждьбогом были установлены идолы Велеса и Лады. После этого капище приобрело свою известную сегодня конфигурацию. Капище стало посещаться множеством не известных нам людей. В основном дары несли Ладе. У её основания закапывались предметы бижутерии и монеты. Ими же бывал устелен и алтарь Лады. Однажды я обнаружил у основания Лады срезанные женские волосы.
В ноябре 2002 года Лада и Даждьбог, и алтари богов, были повалены и порублены христолюбцами. При этом Ладе стесали лик и груди. Даждьбог был брошен в костёр, но лик идола и символ Солнца на груди не поддались огню, хотя пояс, шея и плечи, спина идола сгорели в прах. Велес был порублен и повреждён, ему сбили нос, но не повалили. Он оказался слишком тяжёл.
С головой Даждьбога и телевизионщиками из НТВ мы ходили в церковь царицынского ансамбля и вопрошали попов: кто это сделал? Поп Алексей клялся и божился, что его паства такими делами не занимается. После этого похода таких тяжёлых разрушений на капище более не было.
Нами было принято решение восстановить порубленного Семаргла на подоле Велеса и оббить идол Велеса старинными гвоздями. Эти кованые гвозди были взяты Геной Топорковым из костра, в котором реставраторами была сожжена ветхая крыша столетней давности павильона Цереры царицынского ансамбля. После этого такой кованый идол Велеса более никто не рубил наотмашь.
Весной 2003года мы, с участием многих людей из КЯТа, перетащили тяжёлые брёвна в избу, где я ваял богов вновь. Поздней осенью 2003года силами КЯТа мы вновь установили Даждьбога и Ладу. Для их транспортировки мною были изготовлены специальные сани. (Потом, через пару лет, на этих санях катались на Масленицу)
На этот раз мне стоило очень больших нравственных мучений оббивать гвоздями изваяния богов. Но именно это спасало их тела от вредителей в течении многих лет.
В 2004 году, Ладе искалечили лицо: христолюбцы многократно стреляли в лицо богини из помпового оружия, разбивая его в щепы. Мне пришлось заровнять лик и написать его красками под цвет старящейся древесины. Эффект оказался столь сильным. Никто из знакомых мне людей так и не смог осознать, что лицо Лады годами было лишь прописано, но не было не вырезано. После вторичного повреждения уже прописанного лица примерно в 2007 году, я не глубоко вновь прорезал его и резьбу вновь усилил тенями и светом за счёт живописи.
В начале июля 2008 года идолы на Царицынском капище были изгажены проходимцами, обозначившими себя как группа "Сеч". Повреждения, нанесённые сеченцами, не были серьёзными. Реально, физически, они не смогли даже нагадить. Возможно, для них важен был сам их издевательский поступок, о котором они объявили всему языческому движению. Вслед за этим, сеченцы попытались утвердиться в роли лидеров и наставников языческого движения. В ответ на это, в КЯТе, 27 июля 2008 года было принято известное решение об отречении сеченцев от движения, и затем было принято решение о духовном единении язычников России.