Древняя религия славян.

Тема выпуска: Нравственность язычества в русских народных сказках.

Как нравственные понятия и нормы язычества отражаются в русских народных сказках? Перечитаем внимательно сказку "Иван-царевич и серый волк" и зададимся вопросом, чему она учит нас.

Друзья!

Ярило щедро одарил своей силой Землю и все живое, вот и время жатвы подошло. Сенокосы уже идут вовсю. А перед жатвой, перед битвой-страдой, — когда требуется объединение усилий всего мира и сверхнапряжение, чтобы успеть пожать хлеб до наступления сырости, — предки наши чевствовали Перуна-громовника: тучегонителя и охранителя Земли Русской, покровителя дружинного воинства и справедливого правления, ведущего стезей Прави. К Перуну обращаются воины, чтобы мобилизовать силы свои для борьбы с врагом, а крестьяне, чтобы поливал дождичком плодородным, когда зерно всходит и колос в рост идет, но чтобы не перестарался, пронес мимо дожди в страду.

Слава Перуну и всему русскому воинству — Слава! И пограничникам, и летчикам, и морякам, и десантникам, и всем, кто служил с честью в любом из родов войск — Слава!

Да будет Слава Перуна и с теми, кто несет Правду людям, отстаивает справедливость и достоинство для себя и для других!! Ибо Сила без Правды ведет к саморазрушению. К вопросу, что есть Правь, и что есть Правда в русском язычестве, в религии древних славян, мы еще вернемся в последующих выпусках.

В прошлом месяце мы начали разговор о нравственности в язычестве, и я писал, что нравственные идеи древней религии славян выражены в русских народных сказках.

Раз уж зашла речь о сказках, давайте вспомним одну сказочку, на примере которой можно конкретно видеть, как нравственные понятия языческой Руси оживают в сказке, в тех загадках, которые она нам задает. Прочитайте еще раз сказку "Иван-царевич и серый волк" (полностью она выложеназдесь ) и задайтесь такими детскими вопросами-загадками (а если у вас есть дети, попробуйте их озадачить этими вопросами):

Сюжет 1. Иван-царевич и его два брата отправляются по поручению отца искать Жар-птицу. Иван ночью прилег уснуть, а коня привязал. Проснулся — нашел только его косточки. Дальше происходит следующее:

"Откуда ни возьмись, бежит к нему серый волк:

- Что, Иван-царевич, сидишь пригорюнился, голову повесил?

- Как же мне не печалиться, серый волк? Остался я без доброго коня.

- Это я, Иван-царевич, твоего коня съел... Жалко мне тебя! Расскажи, зачем в даль поехал, куда путь держишь?"

А вопросы-загадки детские такие по этому сюжету.

- Почему волк сожрал коня, а Ивана не тронул?

- Почему волк сожрал коня именно у Ивана-царевича, а не у его братьев?

- Почему волк-виновник не обходит стороной Ивана, а прямо бежит ему навстречу? Откуда волку ведомо имя Ивана?

- Почему Иван не пытается наказать виновника-волка, а спокойно отвечает на его вопросы?

- Почему в сказке почти все люди имеют имена, а братья Ивана остаются безымянными?

Сюжет 2. Волк наущает Ивана как похитить Жар-птицу. Однако, похитив Жар-птицу, Иван хочет сверх меры прихватить и золотую клетку, на чем попадается. Происходит такой диалог Ивана с хозяином жар-птицы, царем Афроном:

"- Ай, срам какой! Царский сын да пошел воровать.

- А что же, когда ваша птица летала, наш сад разоряла?

- А ты бы пришел ко мне, по совести попросил, я бы ее так отдал, из уважения к твоему родителю, царю Берендею. А теперь по всем городам пущу нехорошую славу про вас... Ну да ладно, сослужишь мне службу, я тебя прощу. В таком-то царстве у царя Кусмана есть конь златогривый. Приведи его ко мне, тогда отдам тебе Жар-птицу с клеткой."

Потом эта же ситуация повторяется в сюжете с царем Кусманом, и тот готов простить Ивана, если он похитит для него Елену Прекрасную у царя Далмата.

Вопросы детские такие:

- Разве волк не учит Ивана воровству, разве не этому учит вся сказка?

- Царь Афрон призывает Ивана вести себя по совести, но почему мы не видим даже тени сожаления о содеянном у Ивана?

Сюжет 3. Волк не допускает Ивана, чтобы тот похитил Елену Прекрасную, а делает это сам. Когда Иван едет обратно с Еленой Прекрасной и не хочет с ней расставаться, волк помогает ему обмануть царей Кусмана и Афрона и получить задаром Коня с уздечкой, Жар-птицу с клеткой не отдавая Елены Прекрасной.

Вопросы:

- Почему волк сам похищает Елену Прекрасную для Ивана, а его не допускает до этого разбойничьего дела?

- Почему Иван не испытывая никаких угрызений совести идет на обман царей Афрона и Кусмана?

- Учит ли сказка детей и взрослых быть бессовестными обманщиками?

Сюжет 4. После того, как Иван получил все, что хотел, его находят спящим братья и договариваются его убить:

" Решились и убили Ивана-царевича. Сели на златогривого коня, взяли Жар-птицу, посадили на коня Елену Прекрасную и устрашили ее:

- Дома не сказывай ничего!"

Вопросы:

- Почему братья рассчитывали на молчание Елены Прекрасной?

- Почему сюжет убийства завистливыми братьями удачливого младшего брата столь распространен в сказках? Где же здесь почитание родства, запрет на братоубийство?

Сюжет 5. Волк обнаруживает Ивана мертвым и, схватив в заложники вороненка, принуждает ворона принести воды живой и мертвой. Ворон принес живой и мертвой воды, отпустил волк вороненка. Вернул жизнь волк Ивану, а потом:

"Поскакали они в погоню и настигли обоих братьев. Тут их серый волк растерзал и клочки по полю разметал."

Вопросы такие:

- Почему бы волку было просто не попросить ворона по совести оказать услугу? А хорошо ли брать заложников для осуществления дела доброго?

- Почему Иван не остановил убийство волком своих братьев? Хотел ли Иван сам отомстить за себя или он простил бы братьев, если бы волк не поторопился с ними неизвестен расправиться своевольно?

Сюжет 6. Заканчивается сказка счастливым концом.

"Царь Берендей обрадовался, стал сына спрашивать. Стал Иван-царевич рассказывать, как помог ему серый волк достать добычу, да как братья убили его, сонного, да как серый волк их растерзал. Погоревал царь Берендей и скоро утешился. А Иван-царевич женился на Елене Прекрасной, и стали они жить-поживать да горя не знать."

Вопросы:

- Почему у царя Берендея не возникает никакого стыда и угрызений совести по поводу воровства и обмана, с помощью которых сыном добыты Жар-птица, Конь и Елена Прекрасная?

- Почему у царя Берендея не возникает опасений, что обворованные и обманутые его сыном цари начнут войну против его царства?

Вот как много загадок в одной сказке. Самая же главная загадка — каковы те нравственные правила, которым она учит.

Дорогой читатель, если у вас есть дети, когда вы им читаете эту сказку, у них эти вопросы вполне могут возникнуть. Другое дело, что далеко не все дети могут их сформулировать, обычно они просто чувствуют вопрос или неясность, но не доводят дело до постановки вопроса, не требуют от нас, родителей, прояснений.

Но вы можете сами поставить перед ними эти вопросы. Интересно, как дети на них будут отвечать, как они будут реагировать, когда вы начнете сами задавать им эти вопросы. Да и подумайте вместе с ними об ответах.

Продолжение темы нравственности и мои ответы-коментарии к загадкам этой сказки — в следующих выпусках, см.: 1 , 2 , 3

Любомир. Доброго Лета — Полного Жита!

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Поиск

Журнал Родноверие