Жрец не является исключительным посредником между Богами, Духами, Предками и людьми и не наделяется ими какой-либо властью. Его задача так организовать обряд, чтобы облегчить каждому личное соприкосновение с этими сущностями, обрести родовое единство с ними. Но он может выступить и как посредник, если его об этом кто-либо просит.
1. Каждый язычник Круга обязан уметь быть домашним жрецом.
Жрец — это язычник, который в данный момент организует или ведет обряд, он может стать в языческой общине лицом, которому обычно доверяется подготовка и проведение обрядов. Жрец может специализироваться на проведении отдельных обрядов, например, в честь какого-либо Бога.
В качестве жреца могут выступать глава семейства, старейшина рода (общины), племени. Организацию обряда община может доверить любому уважаемому, авторитетному в общине или в Круге человеку — такова древнейшая традиция. Организовав, проведя один раз обряд или приняв участие в организации полного обряда с другими опытными жрецами — язычник получает жреческое посвящение от участников обряда: богов, духов, предков и людей.
Жрец не является исключительным посредником между Богами, Духами, Предками и людьми и не наделяется ими какой-либо властью. Его задача так организовать обряд, чтобы облегчить каждому личное соприкосновение с этими сущностями, обрести родовое единство с ними. Но он может выступить и как посредник, если его об этом кто-либо просит.
Круг стремится к широкому распространению жреческого умения, вырабатывает разнообразные виды жреческих ритуалов и распространяет их, призывает к тому, чтобы как можно больше язычников умели производить жреческие действия, поскольку, согласно Традиции, каждый глава семьи должен действовать как жрец на семейных праздниках. Круг Языческой Традиции способствует взаимообучению, обмену жреческим опытом между всеми язычниками и общинами.
2. Призвание и служение волхва.
Волхв — это язычник, следующий зову волховского (шаманского) призвания, сознательно выбравший путь духовно-языческого познания Мира, что подтверждается его образом жизни и делом, это человек, владеющий собой в высокой степени, овладевающий различными практиками, направленными на помощь людям и природе.
Волхв открывает новый духовный опыт и ведет индивидуальную духовно-наставническую работу с язычниками, посвящает себя духовному поиску, странничеству, общению с Богами и Природой, познанию Традиции и родовых связей и осознанному служению Традиции и представляющим ее общинам через: целительство, передачу знаний, воспитание детей и молодежи, духовно-магическое поддержание сплоченности и благополучия общины, благополучия Земли, — занимается сохранением и восстановлением родовой памяти, а также различными видами магии, прорицанием, гаданием. Волхв — хранитель ценностей, устоев родо-племенной жизни, мифов, устных преданий, истории своей общины и он отвечает за то, чтобы они передавались из поколения в поколение. Волхв путешествует по трем мирам: низшему, среднему и высшему, волхв посредничает между духами этих миров, является проводником в этих мирах душ, обращающихся к нему за помощью, волхв стремится удерживать равновесие в отношениях между тремя мирами, равновесие между созиданием и разрушением. Забота о родовом единстве как внутри человека, так и во внешней деятельности, с Богами, предками, природой и со своими соплеменниками — в этом заключается Путь волхва, Велесов Путь. При этом волхв может специализироваться на той деятельности, в которой его способности проявляются наиболее сильно.
Любой язычник может услышать зов ("шаманский зов") к волховскому призванию. Осознавание зова происходит через так называемую "шаманскую болезнь", которой духи подвергают призываемого. Если он откликается на зов и принимает волховское призвание, это ведет к исцелению от "шаманской болезни", коренному изменению образа жизни через ряд внутренних испытаний: второе рождение, обретение духов покровителей, открытие волховских способностей и овладение волховским мастерством. В этом проявляются ступени посвящения волхва. Осознание зова и принятие зова — дело сугубо личное, но оно может также запускаться извне, другими волхвами, общиной, если люди чувствуют, что в данном человеке могут проявиться волховские способности. Посвящение всегда производится природными духами, но чтобы войти с ними в общение-договор и не стать рабом опасных природных духов, имеет смысл обращаться за помощью к опытным волхвам, которые уже прошли через это и могут подстраховать новичка в процессе посвящения, передать ему свое мастерство. Новичок может проходить ученичество у опытного волхва, но может развиваться на основе самостоятельного раскрытия своих способностей.
Бескорыстное служение своему роду-племени — добровольная обязанность, которую принимает на себя волхв. Он открыт для помощи всем людям, в том числе другой веры, другого народа. Он использует методы целительства, основанные на восстановлении природного равновесия. Его магическая практика не должна наносить вреда Роду и Природе. Волхв не просит вознаграждения за свой труд, но община или отдельные язычники, которым он оказывает помощь, в состоянии сами подумать о том, как они могут отблагодарить волхва за его труд.
3. Волхв волхва видит издалека.
Мы знаем среди наших язычников людей, которые давно заняты служением Языческой Традиции, отдают этому много сил, в них ожил дух наших предков-язычников. Они следуют путем Велеса, и мы доверяем им в том, что они посвящены на этот путь духами предков, природными духами. Волхвы могут осуществлять жреческие обязанности или обязанности верховоды, а могут этим не заниматься, — они узнаются по делам их, по особости поведения, по тем отношениям, какие выстраиваются у них с другими язычниками. Если волхв оценивает качество волховских способностей другого человека, он не может подвергать его таким испытаниям, которые сам не прошел или не ведает, как максимально уменьшить опасность для жизни и психики испытуемого. Если к человеку обращаются за помощью, востребуя имеющиеся у него волховские дарования, и он может эту помощь качественно оказать, значит, он достоин признания в качестве волхва. Однако волхвы — не Боги, да и те могут не все. Волхв должен хорошо знать границу своих возможностей и способен отказать настоятельным просьбам делать то, что не в силах сотворить. Человек, желающий быть признанным волхвом, получает признание только через обращение других людей к его волховским способностям, в том числе к способности возвращать людей к Традиции, сплачивать их в одной общине, вдохновлять их на деятельность во благо Земли и своего народа. Это состоявшееся признание может быть оформлено отдельным публичным посвятительным обрядом-испытанием с участием других волхвов и язычников разных общин.
Мы понимаем, что каждого из наших волхвов еще ждет длинный путь овладения мастерством и они должны активно учиться друг у друга, поскольку нет на данный момент рядом с нами таких авторитетных волхвов-учителей, которые бы на данный момент владели в полной мере теми способностями, которыми владели волхвы древности.
4. Прототип кодекса волхва из Закона Ману.
В целях лучшего понимания роли волхва в Традиции, приведу краткие выдержки из Закона Ману — одной из Вед, где содержится своего рода кодекс поведения брахмана, т.е. по нашему волхва. Эта Веда была дана индоариям первым брахманом — Ману. Записана она была почти 2000 лет назад, а изустного передавалась, по лингвистическим оценкам некоторых фрагментов, за 600-900 лет до этого.
Привожу данный текст, потому что нахожу в нем древнейшую мудрость, которая, думаю, разделялась как славянских волхвами, так и волхвами многих других индоевропейских народов (друидами и др.). Хотя есть вещи, которые сегодня, по всей видимости, не могут быть выполнимыми в современное время и даже могут вызывать явное несогласие (они отражают свое время). Тем не менее, я включил в эти выдержки, есть и такие вещи, которые для меня лично не приемлемы.
Прошу рассматривать эти выдержки всего лишь как повод к размышлению и к совместному осмыслению одной из древнейших традиций, в многом родственной славянской традиции. Она содержит прототип Кодекса волхва и выражает сущность его деятельности. Мой текст выше был написан до знакомства с Законами Ману и мне приятно осознавать, что моя мысль дышит в ритме с этим древнейшим авторитетным текстом. Думаю, он гораздо яснее говорит о том, что я пытался написать, есть чему поучиться у Ману современным волхвам.
Выдержки:
I. 87. А для сохранения всей этой вселенной он, пресветлый, для рожденных из уст, рук, бедер и ступней установил особые занятия.
88. Обучение, изучение Веды, жертвоприношение для себя и жертвоприношение для других, раздачу и получение милостыни он установил для брахманов.
89. Охрану подданных, раздачу милостыни, жертвоприношение, изучение Веды и неприверженность к мирским утехам он указал для кшатрия.
90. Пастьбу скота и также раздачу милостыни, жертвоприношение, изучение Веды, торговлю, ростовщичество и земледелие — для вайшья.
91. Но только одно занятие Владыка указал для шудры — служение этим варнам со смирением.
97. Из живых существ наилучшими считаются одушевленные, между одушевленными — разумные, между разумными — люди, между людьми — брахманы;
98. Между брахманами — знающие Веду, между знающими — признающие, между признающими — исполняющие, между исполняющими — познающие брахму.
Комментарий Любомира.
Из последнего вытекает открытость Веды для дальнейшего познания, адогматичность нашей веры, понимание брахманом, что не имеет окончательного знания Вед (иначе — что познавать далее?).
Мне бы не хотелось воспроизводить индуистскую систему варн в возрождении родового образа жизни. Лично я ориентируюсь на допатриархальную, матричную культуру.
II.
48. Получив желанный посох, почтив солнце, обойдя огонь, имея его с правой стороны, пусть собирает милостыню согласно правилам.
Комментарий Любомира.
Я хорошо знаю, что такое ходить собирать милостыню (не по христиански, а по язычески) на благое дело и самому кормиться исключительно из этого источника в течение года, отказавшись добровольно от других источников. Ману говорит о том, что такое испытание должен пройти каждый брахман. Отмечу, что в Индии, принято давать брахману милостыню, а у нас — требуется особый подход.
114. Священное знание, придя к брахману, сказало: "Я — твое сокровище, береги меня, не передавай меня хулителю; тогда я могу стать могущественнейшим.
115. Но сообщи меня тому брахману — хранителю сокровища, — которого ты знаешь как чистого, обуздавшего чувства, целомудренного, внимательного; тому брахману — хранителю сокровища — сообщи меня".
118. Брахман, хорошо владеющий собой, даже знающий только "Савитри", — лучше, чем знающий даже три Веды, но необузданный, вкушающий всякую пищу и торгующий всякими предметами.
127. Встретив брахмана, пусть спрашивает о счастье, кшатрия — о благоденствии, вайшья — о благосостоянии, шудру — о здоровье.
135. Десятилетнего брахмана и столетнего старца следует считать отцом и сыном, но из них двоих отец — брахман.
136. Богатство, родство, возраст, надлежащее исполнение обрядов и пятое — священное знание — достойны уважения, каждое последующее важнее предшествующего.
Комментарий Любомира.
Итак, обращение к священному знанию — важнее надлежащего исполнения обряда. Это — основная цель, ибо священное само о себе говорит, не нуждаясь в посредничестве волхва.
Священное знание приходит само, оно выбирает тех, кто его жаждет и заслуживает!
154. Величие достигается ни летами, ни сединами, ни богатством, ни родственниками. Мудрецы сотворили дхарму: кто знает наизусть священные тексты, тот для нас велик.
Комментарий Любомира.
Возможно, у славянских волхвов, как и у друидов, никогда не было священных записанных текстов и принять их изустно нам не от кого, кроме как от самих Богов, Предков. Это отличие нашей Традиции от индуистской, но это, конечно, не оправдывает нашей забывчивости в отношении народный сказок и песен. Их надо знать так глубоко, чтобы это не мешало пересказывать их по-новому, открывая новое Ведание, но не разрушая то, что уже известно.
159. Обучение существ благу должно производиться без причинения им страданий; речь же должна быть применена ревнителем дхармы приятная и мягкая.
161. Даже находясь в бедственном положении, пусть не уязвляет, не вредит другим ни делом, ни мыслью; пусть не устрашает никого речью, не говорит непонятно.
162. Брахман пусть всегда боится почета, как яда, и всегда желает презрения, как амриты,
163. Ведь презираемый спит спокойно, спокойно просыпается, спокойно ходит в этом мире, но презирающий — погибает.
Комментарий Любомира.
Вот и кодекс брахмана-волхва. Но желать презрения я бы не стал ни себе, ни другим волхвам.
166. Лучший из дваждырожденных, желающий совершить аскетические подвиги, пусть всегда изучает Веду, ибо изучение Веды считается в этом мире высшим подвигом брахмана.
Комментарий Любомира.
Однако прежде чем совершать аскетические подвиги, брахман должен прожить некоторую часть жизни домохозяином в семье, любить женщину и воспитать ребенка в семье, передав ему свои ценности (если тот может их воспринять).Полагаю, что это один из элементов инициации дваждырожденного волхва, помимо преодоления "шаманской" болезни.
Если каждый наш волхв воспитает хотя бы своего ребенка язычником и осчастливит хотя бы одну женщину любовью, семейным очагом — это будет очень достойно Традиции! Полагаю, что это один из элементов инициации волхва, помимо преодоления "шаманской" болезни.
Чего я желаю от всей души всем язычникам, а не только волхвам!
Слава Богам — Удачи нам!