Я уверена, что в пределах традиции существует несколько очень разных тенденций, а кроме них, еще множество отличий в индивидуальных подходах. Таким образом, следование Традиции сохраняет за каждым личную ответственность за его нравственный выбор, чувства, разум, личную судьбу…

Вопрос о жизни, которая наступает после окончания человеческого существования, физической смерти – один из наиболее важных, хотя бы по следующим причинам:

  • Это один из главных вопросов, который заставляет людей стремиться к религии и другой мистике.
  • В той непрерывной традиции (посвящение от волхва к волхву в течение многих столетий), которая дошла до наших дней, понятие о “жизни после смерти” играет важную роль. Cвязанные с этим предания и основные ритуалы относятся к наиболее осознанным и употребляемым – к волхву обращаются: 1) когда в доме есть умирающий; 2) когда надо связаться с кем-либо покинувшим этот мир.
  • Любое мировоззрение, даже атеистическое и материалистическое, серьезно интересуется этим вопросом, и почти любое мистическое и религиозное мировоззрение положительно отвечает на вопрос о продолжении существования.

Поэтому я приведу два варианта ответа – более развернутый, включающий основную доказательную аргументацию, и краткий, как вариант ответа тем, кто попросту любопытствует или присматривается к традиционным ценностям и понятиям.

Жизнь человека после физической смерти его тела можно считать несомненным и очевидным фактом, если толковать это понятие расширительно.

Следует различать, прежде всего, два вида будущей жизни – продолжение жизни персонализированное (личностное) и неперсонализированное (информационное).

Неперсонализированное продолжение может иметь разнообразные формы.

К примеру:

  • Память о человеке.
  • Генетическое потомство или клоны.
  • Энергетические, энергоинформационные следы (в нашей Традиции – т.н. “заклады”).
  • Материальный или творческий продукт (строения, вещи, книги, идеи и т.п.).
  • Изменения в “ноосфере”, вклад в общее Вселенское информационное поле.

К неперсонализированному продолжению жизни я считаю возможным отнести и “реинкарнацию” в восточном понимании этого слова (впрочем, оно всегда было известно и в Европе, например, у греков существовало понятие “метемпсихоз”). Поскольку передаваемая при реинкарнации информация не находится на уровне полного осознания, а лишь производит скрытое влияние, мы не можем отнести ее к основным для нас личностным проявлениям.

Продолжение жизни персонализированное, личное – это серьезнейшая проблема, которая требует как минимум понимания, что такое жизнь и душа вообще.

Поэтому для краткого ответа на этот вопрос необходимо максимально упростить эту идею. Лучше всего свести его к простому, интуитивно понятному представлению о том, что человек, после некоторого шока в момент физической смерти, оказался в другой обстановке, с другим “телом”, другими ощущениями, иными возможностями.

Описание такого рода переживаний наиболее полно представлено в книге Моуди “Жизнь после жизни”.

Это книга собрала воспоминания людей, переживших клиническую смерть и затем вернувшихся обратно к физической жизни в своем теле. Вот наиболее важные стороны данных, опубликованных Моуди.

  • Эти рассказы можно интерпретировать как результат неполной смерти тела. Однако некоторые из рассказов содержат получение информации в ином помещении или даже вдали от того места, где находилось тело, что служит аргументом в пользу реального пребывания души в отделившемся астральном комплексе.
  • Впечатления людей практически не зависели от исповедуемой ими религии или отсутствия таковой; после происшедшего все эти люди поверили в будущую жизнь.
  • Некоторые детали описанного хорошо сходятся с древними мистическими знаниями о переходе в иной мир (Книги Мертвых). Возможно, сами древние знания были получены от жрецов, переживших “неполную смерть” при пребывании в особых трансовых состояниях.
  • Все, что описано в этой книге, может дать понятие только о первом этапе преобразования личности при переходе в иной мир. Те, кто уходили далее, видимо, уже не возвращались обратно в тело.

В связи с этим дальнейшее изложение того, что может ждать человека в ином мире (в личностном смысле), будет основано на наиболее общих для разных традиций понятиях, равно как на здравом смысле и личном мистическом ощущении.

  • Продолжение жизни личности существует.
  • Формы продолжения жизни могут оказаться весьма разнообразными, и разных людей ждет совершенно разная судьба.
  • Формальное вероисповедание может оказаться не главным фактором в формировании будущей судьбы. А вот нравственные качества, семейная и социальная среда оказываются весьма важными.
  • Обрядовое, духовное сопровождение может сыграть важную роль, однако оно не действует однозначно, с какими-либо предопределенными результатами.
  • Человек, находящийся в Традиции, имеет возможность и обязанность заботиться о своем потомстве в течение 7 поколений потомков. Это может быть одной из тайных причин, по которой людей волнует вопрос обзаведения потомством. Могут также сложиться духовные отношения, имеющие тот же родительский эффект. Такой умерший в Традиции называется Родителем. Некоторые виды смерти, по понятиям волхвов, препятствуют жизни Родительского Духа.

Что можно сказать о судьбе тех, кто прошел “Родительский” этап, или тех, кто на него не вступил?

На этот вопрос можно отвечать по-разному. Я практически уверена, что вариантов очень много, от полного исчезновения, до высокой степени развития, непредставимой на нашем теперешнем уровне. Причем наиболее высокие степени достигаются только после успешного прохождения других этапов, не менее длительных, сложных и опасных, чем известная нам жизнь на земле. В этом смысле “рай с непрерывным блаженством”, как и “ад с непрерывными мучениями” – крайне упрощенные и сомнительные образы, противоречащие и практическому, и нравственному опыту людей. Все будет крайне сложно для любого, для кого вообще что-нибудь будет. Но испытания болью или наслаждением, их чередованием, действительно могут продолжиться еще не один раз на разных этапах, так же как испытания нравственности и разума.

А возможна ли вечная жизнь?

Вопрос более чем сложный. Ведь личностное существование, так, как мы его понимаем, предусматривает постоянное накопление информации (явление памяти). Эта информация должна быть должным образом организована и использована, к тому же обладающая ей личность может использовать ее нежелательным для остальных образом… отсюда нравственные запреты и ограничения, чем выше уровень развития, тем серьезнее.

Поэтому просто несерьезно, когда о вечной будущей жизни говорят старушки или батюшки, неспособные ни вспомнить, что они сами говорили 5 минут назад, ни сдержать свою злобу и раздражение при любых промахах ближних. Впрочем, то же можно сказать о людях любого исповедания.

Я все-таки предполагаю, что вечная жизнь возможна, но независимо от этого, для человека есть и разница, как сложится продолжение его жизни при ближайших преобразованиях и переходах.

Как же кратко резюмировать сказанное выше?

Будущая жизнь сложна и многообразна, не менее, чем известная нам.

Лучший способ подготовиться к будущей жизни – научиться правильно жить в этой, как в рациональном, так и в нравственном смысле.

Язычник имеет возможность заботиться о нескольких поколениях своих потомков, как сейчас о нем заботятся предки, кровные и духовные.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Поиск

Журнал Родноверие