Конь-Камень на Красивой Мече. Сзади — это там наша машина, для сравнения масштабов :)))
О мегалитических сооружениях бассейна верхнего Дона сегодня пишут немного. Причин тому, вероятно, несколько.
Ну, прежде всего, это, конечно же, привычное, ставшее уже «бессознательным» представление многих о том, что «все интересное — это где-то там, «на Западе», а у нас-то чего тут может быть…» Глупо, конечно, но согласитесь, встречается и, увы, нередко. Во-вторых, под мегалитами нередко подразумевают именно циклопические сооружения вроде пресловутого Стоунхенджа, что, разумеется, неверно: мегалит — это любое достаточно крупное каменное сооружение, выполняющее те или иные культовые (астрономические, в том числе) функции. И есть, увы, и чисто «социальная», скажем так, причина — в Советском Союзе всякие «около-магические» и «около-оккультные» публикации не очень-то поощрялись, а потом многим из нас стало просто не до того…
Тем не менее, бассейн верхнего Дона действительно очень богат на мегалитические памятники; в этом отношении, если говорить о Русской равнине, с ним может сравниться, пожалуй, только Новгородчина (бассейн Шелони, в частности) — но это совсем иная уже история. Это не означает, разумеется, что в других районах Руси почитание священных камней было распространено меньше. Но — надо помнить, что любой мегалит — это священный камень, но не любой священный камень — это мегалит…
Несколько общих — но важных! — слов
Ряд факторов позволяет нам связывать — пусть предположительно пока — мегалиты Русской равнины с конкретной археологической культурой. Это — крайне малочисленные (но имеющиеся) археологические данные, еще кое-что, но главное — ареал распространения. Это — Фатьяновская археологическая культура, восточный вариант Культурно-исторической общности Боевых Топоров (культуры Шнуровой керамики после II Мировой, когда употреблять термин КБТ стало неприличным, а то и небезопасным). Это дает нам несколько очень важных… соображений:
1. Это — другая «волна» создания мегалитов в Европе, более поздняя, чем тот же Стоунхендж и иже с ним. Стоунхендж — это неолит; КБТ — это самое начало Эпохи Бронзы.
2. Все тот же Стоунхендж строили не наши с вами предки; это — чужое, по большому счету. А вот Фатьяновская культура как часть КБТ — прямые предки балто-славян. Эти мегалиты — непосредственно наше с вами наследие.
3. Ну и, наконец, это объясняет, почему мегалиты «первой волны» и «наши мегалиты» так различаются: цели иные, задачи иные, смысл иной. Зато вот связь наших, среднерусских мегалитов с мегалитами, например, Северо-восточной Германии (однозначно принадлежащими КБТ), очевидна.
Ну, вот. Извините, за немного излишне, быть может, пространное «отступление».
Перейдем к конкретным примерам.
И начнем, разумеется, с самого, вероятно, известного — и впечатляющего — мегалита Верхнего Дона.
Знаменитый «Конь»
Знаменитый Конь-Камень, установленный на высоком крутом берегу Красивой Мечи (перепад высот составляет здесь более 70 метров) впервые упоминается в письменных источниках еще в XV веке: о нем говорится в описании путешествия в Кафу русского посла А.Голохвастова в 1499 году (“Клалися в судно на Мече у Каменнаго коня”).
О Камне много чего известно (в XIX веке о нем писали И.П.Сахаров, А.Н.Афанасьев, Н.И.Троицкий), но еще того более, боюсь — нам неведомо.
Так или иначе, огромный – более 20 тонн весом – камень установлен на трех каменных же опорах. Под ним — между этими опорами — есть узкий и низкий «пролаз»; местные жители утверждают, что тот, кто сумеет пролезть под Камнем, исцелится от всех болезней, да вообще больше ничем болеть не будет.
…Ну, я во времена первого нашего знакомства с Конем похудее был, пролез. Странное, скажу вам, ощущение… На счет болезней — не знаю пока, там видно будет :)))
Одна из трех опор Конь-Камня. И — вход в «пролаз» по ним
Стоячие камни
Одно из самых больших связанных с мегалитами заблуждений заключается, наверное, в том, что менгиры — «стоячие камни» — встречаются только по берегам Атлантики. Это не верно и в отношении западной Европы, но так же не верно и в отношении Европы Восточной — Центральной России, в частности.
В своей книжке — «Мегалиты Русской Равнины» — я привожу целый ряд примеров, но здесь ограничусь только теми, что прямо связаны именно с бассейном верхнего Дона.
Самый, наверное, показательный из таких памятников, — это Белозерский менгир. Вот он, собственно:
Камень имеет приличную высоту (метра два с лишним); с одной стороны — очевидно подтесан, так, чтобы создать плоскую грань. Эта плоская грань определяет его астрономические функции:
Визирование вдоль этой отесанной грани определяет одну из важнейших для наших предков астрономических осей: точка захода Солнца в момент Купалы/Мидсаммера — точка его восхода в момент Коляды/Йоля.
Еще один интереснейший камень этого типа, стоящий неподалеку от устья Непрядвы, — это Монастырщинская каменная плита. Да, ее нельзя назвать «менгиром» в прямом смысле слова, но «стоячим камнем» она, безусловно, является:
Монастырщинская плита. Вид с юга.
Одна из ее граней тоже подтесана. Вот как плита выглядит сверху:
А вот так выглядит заход Солнца в Равноденствие — если смотреть «через» плиту:
Чаши из камня
Еще один интереснейший тип каменных сакральных сооружений Верхнего Дона — это «каменные чаши» (хотя известны они, надо сказать, на всей территории распространения фатьяновцев). Это, вероятно, одновременно и жертвенники, и… «наоборот» — мы хорошо знаем, что вода, собирающаяся в углублениях священных камней, почиталась волшебной или целебной. Что уж говорить о камнях, в которых не просто «образовались углубления», а были выточены специальные чаши…
Я же обещал, что не буду слишком уж углубляться в подробности, так что вот — просто пример. Это — святилище у д.Козье. Два обработанных камня, составленных точно по оси Запад-Восток (на фото — вид с запада):
В обоих камнях выбиты чаши.
Вам не приходит в голову, какую именно волшебную воду могли собирать в чаше, обращенной в сторону, где каждый день умирает Солнце, а какую — в ту сторону, где каждый день оно рождается?
И — еще один пример.
На это святилище мы наткнулись совершенно случайно (?) во время одной из верхнедонских экспедиций. Учитывайте, что это — уже лесостепная зона, фактически. И вот, посреди степи мы видим глубокую долину, заросшую древними дубами (издалека было видно еще). И единственный спуск в нее: со всех остальных сторон — почти обрывы. А нам вода нужна — в степи это может оказываться проблемой. И вот мы подъезжаем к спуску в долину, и…
Сначала мы видим одинокий хутор, который перекрывает, фактически, вход в долину. Буквально — дом и пара каких-то хозяйственных построек. А потом из дома выходит старый такой дед и встает у нас на дороге.
Мы тормозим, разумеется; мы с Маринкой выскакиваем из кабины… дед стоит спокойно; говорит:
- Вы чё, вниз хотите?
Мы и отвечаем, что да, и воды бы нам не помешало, и вообще посмотреть интересно..
- Ну, воды вы у меня в колодце набрать можете, а про «интерес» — пойдем, поговорим.
И мы идем с ним на хутор. И… Я никогда в жизни на Руси такого не видел — все постройки хутора оказались снаружи расписаны красками: цветы, птицы, храмы какие-то… Мы даже остановились, по-моему, — это было действительно совершенно неожиданно. А дед только усмехается: «да это старуха моя балует»…
Не буду рассказывать, о чем там с ним говорили — да и неважно, собственно. Одну важную вещь отмечу… Я у него спросил тогда: а как же вы тут живете-то — никого рядом, ничего нет…
А он просто ответил: «Да чё нам… Кобыла у меня есть, ружьё есть, старуха вон — живая, бодрая… Чё мне еще?»
Он проводил нас вниз, в долину; это — действительно одно из самых красивых святилищ, которые я успел повидать. А дед с бабкой — безусловно, последние его хранители… Мы заезжали к ним еще пару раз после той первой встречи; я привозил, как водится, простые подарки — палку колбасы копченой, бутылку коньяка, шоколадку…
Дед абсолютно был равнодушен к этим подаркам; но радовался — надеюсь, тому, что кто-то все-таки приезжает к нему…
Картинку все-таки приложу:
Основная чаша центрального камня того святилища, о котором шла речь выше…
Несколько слов в заключение
Буквально несколько слов — именно в заключение.
Во-первых, понимайте, пожалуйста, что этот маленький рассказ — всего лишь моя попытка показать, насколько вещь, о которой я говорю, может быть красивой. Это — не исследование, не попытка анализа, именно рассказ :))
Во-вторых — это очень сложная область. Даже мы, проводя экспедиции, направленные на изучение этого вопроса… с реальными артефактами сталкивались именно что «случайно» (ага?)
Это я к тому, что если у кого-то есть желание присоединиться к этой работе — очень большой, я так полагаю, а то и вообще… бесконечной:)) Мы всегда будем рады.