Мы все, полагаю, неплохо знаем, как устроен год в Северной сакральной Традиции. Вне зависимости от конкретики этноса и языка, это — одни и те же восемь ключевых точек («праздников») и периодов, ими разделяемых. Неважно, произнесу ли я Мидсаммар или Купала, Йоль или Коляда, — смысл, стоящий за этими именами, останется одним и тем же (плюс этнические и культурные различия, разумеется).

Колесо года устроено действительно просто (как и всё, реально волшебное):

2ddp8uqiojk

(Спешу отметить, что здесь использованы абсолютно условные значки, принятые нами в «НордХейме», — именно условные, просто, чтобы не писать каждый раз на схемах длинные слова или словосочетания.)

Колесо это, как несложно видеть, содержит два креста. Первый, часто именуемый «солнечным», — это крест, образуемый осями Равноденствий и Солнцеворотов. Этот крест жёстко зафиксирован во времени, — ибо привязан к моменту прохождения Солнцем конкретной точки эклиптики, — и может быть вычислен с точностью до дня, часа, минуты, секунды и т.д.

(На днях в очередной раз пришлось объяснять это неофиту, задавшему простейший вопрос: «Если эти праздники жёстко привязаны ко времени, то почему они всё время плавают: в это году Равноденствие 21-го, а в следующем — 22-го?» Так вот, это не точки первого креста года «плавают»; это ваш дурацкий и несовершенный солнечно-лунный григорианский календарь «плавает» относительно истинного времени.)

И — есть второй крест точек или праздников, часто именуемый «косым» или «огненным». Это — те самые Самайн, Имболк, Бельтан и Лугнаса.

Да, для обозначения этих четырех праздников мы пользуемся сегодня, прежде всего, кельтскими их названиями; объясняется это просто — именно для кельтов праздники «огненного» креста имели гораздо большее значение, чем чем собственно солнечные — в отличие от германцев, славян, балтов.

И, тем не менее, колесо года — едино для всех нас.

Так, например, Бельтан и Самайн — два времени в году, когда до предела истончается граница между этим и Иным мирами, — у всех Нордов было временем общения с мёртвыми (сравн., напр., рус. Весенние и Осенние Деды), Лугнаса всегда была «королевским праздником» (Перунов день на Руси) и т.д.

Только вот привязка четырех этих праздников ко времени — в отличие от точек «прямого креста» — абсолютно неочевидна.

Давайте подумаем…

Прежде всего, давайте примем как аксиому, что используемая абсолютным большинством современных «эзотериков», «виккан» и еще там хрен знает кого привязка этих точек к первым числам календарных месяцев — это чушь.

Имболк — 1 февраля
Бельтан — 1 мая
Лугнаса — 1 августа
Самайн — 1 ноября

Друзья мои, вы что, действительно думаете, что наши предки, в течение тысячелетий использовавшие это колесо года и годовых праздников, ориентировались на даты календаря, который в XVI веке ввёл Папа Римский Григорий XIII?

Ага.

Вот так и представляю себе, как где-нибудь в Эпоху Бронзы некий седовласый друид, кряхтя, подбирается к столетнему дубу, считает на нём ежедневные отметки и восклицает: «О! Папа Римский спустя три тыщи лет скажет, что у нас тут Первое мая! Пора Бельтан праздновать!»

Ага, смешно :((

Но ведь — точки из Колеса никуда не деваются (они даже от человеческого понимания не зависят), и праздники праздновались. И не «абы как», конечно, а в конкретные моменты.

А мы — должны учиться у предков.

Давайте постараемся.

Вариант 1

Что же, самое первое и самое простое из того, что у нас есть, — если мы говорим о практике, а не о «философствовании», — это, конечно же, использование всё той же календарной модели (первые числа современных месяцев).

Да, мы знаем, что она заведомо неверна. Но:

Во-первых: конечно, это христианская уже «сдвижка» точек — они очень тщательно старались закрывать старые языческие праздники новыми, своими (Йоль — Рождество, Бельтан — День св. Вальпургии, Самайн — День всех святых и т.д.). Это — не однозначное наложение «день в день», но… как правило, это очень близко. Значит, если мы будем использовать всё ту же «календарную», григорианскую модель — мы не очень сильно ошибемся с днём праздника.

Но — ошибёмся, конечно.

А во-вторых…

Перечитайте те же кельтские саги. Там ведь о Самайне, например, нигде не говорится как о моменте времени: всегда идёт речь о «времени Самайна». Это — где-то дней пять до и столько-же после конкретного момента.

(Для астрологов — пять дней, пять градусов движения Солнца — время, в течение которого истинная точка остаётся в орбисе Солнца.)

В отличие от праздников первого креста, которые всегда отмечались точно в момент, огненные праздники — это всегда две недели «баловства» духов и людей…

Так что… Может быть, использование григорианских дат не так уж и смертельно…

Но — думать-то хочется!

Вариант 2

Второй вариант — вспомнить от том, что Колесо — симметрично.

Вот — простая картинка: наложение секторов Большого Колеса на зодиакальный круг:

6goobvy2j 8

Как мы уже упоминали, моменты наступления праздников первого, солнечного креста совпадают с моментами прохождения Солнца через определённые точки эклиптики (0 градусов Овна etc.).

Ну дак… покажите мне источник, в котором говорилось бы, что и моменты наступления праздников второго креста не должны определяться также. В конце концов, мы говорим ведь о СОЛНЕЧНОМ календаре наших предков, а не о солнечно-лунном григорианском…

Тогда…

Моменты наступления «огненных» праздников определяются вхождением Солнца в определенный градус эклиптики:

Имболк — 15 градусов Водолея
Бельтан — 15 градусов Тельца
Лугнаса — 15 градусов Льва
Самайн — 15 градусов Скорпиона

Что же мы имеем в этом случае?

Вот — расчётные даты на 2023 год:

Имболк — 5 февраля
Бельтан — 6 мая
Лугнаса — 8 августа
Самайн — 8 ноября

Не совсем совпадает с григорианскими датами?

Да. Но — близко, а Церковь, как известно, и не такими погрешностями не брезговала.

Тем более, что этот год — немножко особенный: обычно «рассчётные» даты всё-таки ближе к календарным…

В заключение…

Друзья, ни коим образом я не собирался категорически предложить вам какой-то новый способ празднования Самайна или Бельтана.

Разумеется, нет.

Просто, я полагаю, что думать — это интересно.

И всегда рад эту «интересность» с вами разделить :))

Поиск

Журнал Родноверие