Сама модель, объединенная с методом.
Пример, сразу говорю, не мой, а Сударя Рокэ (https://vk.com/sudarroke). Намерение – “Чтоб ребёнок хорошо и с желанием учился”. Лично я до сих пор немного недоумеваю, зачем тут вообще задействовать еще и какие-то ритуалы, ну да ладно. Все равно для нас сейчас это, в первую очередь иллюстрация, которая поможет нам понять, как работает данная Модель. Более того, вы тоже можете прислать мне свои примеры ( в смысле в чем ваше намерение), – и я попробую описать, каким может быть ритуал. Если все пойдет хорошо, то данная рубрика может стать вообще еженедельной.
1. Итак, мы начинаем всегда с намерения. Чего мы хотим? К чему мы стремимся? Наше намерение, наша цель может быть как чем-то слишком общим, и тогда надо конкретизировать, или, наоборот, чем-то слишком частным, как в нашем примере. Спросим себя – частью чего это является? Здесь я прихожу к тому, что для ребенка “хорошо учиться” – это часть чего-то более общего, – того, что называется РОСТ (это не аксиома, а всего лишь путь – переопределение нашего намерения до “роста” открывает для нас возможности здесь-и-сейчас, – завтра мы можем определить иначе).
2. Теперь нам надо найти эту Силу – Рост в окружающей нас реальности. Начнем с “где”. Вот я, например, выхожу на балкон и осматриваю окрестности. Кстати, чем хорошо было определить Суть нашего намерения: у меня прямо под окнами находится школа. Если бы мы не определили суть, то школа как место совершения нашего ритуала – это то, что приходит на ум с кажущейся очевидностью. Но так как мы сформулировали силу как “рост”, то становится понятно, что школа – это символ совершенно не того. И не тот. Но вот я вижу вокруг несколько кранов над стройками. Причем некоторые заморожены, но некоторые – вполне живые – крутятся, строят. Стройки растут. Вот у нас уже появляются идеи о месте – ГДЕ нам делать наш ритуал. Еще я вижу растущие деревья. Подъемы в гору, лестницы – тоже очень хорошо. Важно – нам нужен именно рост как процесс: не высокие здания, а растущие (стройка), не самые высокие деревья, а именно молодые и растущие и т.д.
3. То же самое с “когда”. Ну тут, исходя из той же логики, нам нужно утро – первая половина дня от восхода солнца до полудня, когда солнце в зените. Причем вряд ли нам нужно прямо самое начало дня – заря или восход. Помните, нам нужен уже устойчивый процесс роста, а не самое его начало. Часов восемь утра, примерно. Ну и понятно, что в месячном цикле – это растущая луна (вчера как раз, кстати, новый лунный месяц начался), а в годовом – время от зимнего солнцестояния, когда день растет, ближе уже к весне. Кстати,та же идеология (начало чего-либо – это еще не устойчивый процесс роста) есть и в традиции относительно лунного времени – верили, что сажать нечто, например, нужно не совсем на новорожденном месяце, но тогда, когда он вступал в фазу устойчивого роста (“В то же время первая четверть лунного месяца считается самой трудной: в эти дни не начинают пахать, сеять, жать, мазать глиной дома, закармливать скот, квасить капусту, сеять лен и сажать овощи (рус, укр.), подрезать виноградные лозы, косить (серб.); нельзя вывозить на поле навоз — 7 лет не будет урожая (пол.), сажать на яйца наседку — будет мало курочек (под,)…”[СДЭСhttp://novoyazychestvo.ru/samaya-sut-s-ch-1-model-dvux-mirov.html), соответственно, я бы к Предкам и обратился бы. Если идти методом аналогии, тем более, что сейчас не зима, – то это, безусловно, растения, деревья. Огонь, может быть. Ну то есть логика точно та же – мы должны найти в окружающем мире (в реальности, а не в не рассуждениях о древних богах) нечто, что растет, развивается – ну то есть воплощает в себе эту силу – силу роста. Сам автор примера выбрал, в качестве объекта для обращения, Растущий Месяц. Ну, повторюсь, я бы выбрал иначе, но тут тоже не возразишь.
Ну а далее уже становится все более или менее понятно. Например, утро у нас уже отпадает (так как мы обращаемся к месяцу). Но с местом – норм (например, рядом с живой стройкой на начале подъема в гору или на лестнице, но так, чтоб месяц был виден, разумеется).
5. ЧТО – что делать и что говорить. Можно, наверное, объединить два этих пункта в одно.
На словах это будет нечто вроде “Месяц-князь, как ты растешь, так бы и ребенок мой <имярек> развивался” или лучше “Месяц молодой, у тебя рог золотой, – как ты становишься больше, так бы и ребенок мой <имярек> становился умнее”.
Из действий – поклон и последующее поднятие рук (адорация), разумеется, но, по аналогии с аутентичными ритуалами с месяцем, ему можно показать некий предмет – воплощение нашего намерения (подобно тому, как, чтобы разбогатеть, мы показываем Месяцу монетку).
Однако (и чем и хороша практика), я сейчас ясно вижу, что нам во всем этом нужны еще три элемента:
1. Нам нужно обязательно обратиться к традиции, иначе,
во первых, со временем наша практика неизбежно оторвется от славянской традиции,
а, во вторых (и чем плох отрыв от славянской традиции-то, собственно), наши идеи будут становится все более и более шаблонными. Традиция – это ведь источник для нашего творчества. Без нее наше творчество выродится.
Так как мы обобщили наше намерение до “роста” (что, возможно, и притянуто за уши, но это, еще раз, сейчас чисто ситуативно – в практическом смысле нами сделано), то залазим, например, в СДЭС, и смотрим про “рост” (еще один путь – поиск на стене паблика https://vk.com/vmsmyth, где лежат все цитаты из того, что я читаю):
“РОСТ — в народной культуре воспринимается как неотъемлемое свойство природы, в том числе и неживой. Согласно народной этиологии, в начале времен камни росли наравне с
живыми существами, но утратили способность к Р. в результате проклятия. Р. воспринимается как процесс позитивный, если речь идет о ребенке, скоте или урожае.
…
Ряд магических действий, совершаемых профилактически, имеет своей целью ускорить Р. ребенка. Так, на крестинах поднимают вверх колыбель, пирог, кашу, другое ритуальное угощение, на именинах кладут пирог ребром на голову именинника (с.-рус), поднимают его за уши (серб.); то же самое проделывают и когда ребенок начинает делать первые шаги. …
Благопожеланием сопровождают то есть все же “поднимание вверх”
…
в Юрьев день им (детям) мазали лоб квасцами, опоясывали вербными прутьями…”
То есть тут “растущее” – это верба и квас. А квас, кстати, реально растет в традиции, – он же набухает как на дрожжах
” Юж. славяне считали, что поскольку день начинает расти со св. Игнатия, в этот день надо тянуть детей за уши (сербы Косова) и хлестать их рано утром в постели, чтобы они лучше росли (макед., Белее)…Благоприятными для стимулирования Р. становились и повседневные ритуалы. При мытье в бане произносили заклинание: «Водицкя тякуча, младенец растучий! Водицкя вниз да вниз, младенец вверх да вверх!» (архангел.)
…
У сербов, когда ребенок начинает ходить, во время новолуния его тянут за уши, чтобы он лучше рос”.
То есть, мы видим, что обращение к традиции реально дарит нам некие новые идеи, при сохранении нашей базовой модели. Единственное, я пока не понимаю, обращаться ко всему этому традиционному под конец процесса построения ритуала (тогда многое перед этим шагом будет сделано зазря) или в начале (тогда эта информация может сковать наше творческое воображение).
2. Так как я пришел к практической магии из Бурлановского Симорона, я понимаю, что все это, несмотря на кажущуюся стройность и логичность, все же не будет работать на серьезных щах. Нужно, следуя тому же симоронскому пути, внести в ритуал некий элемент абсурда, дабы войти в правильное состояние. Но это, наверное, уже рассмотрим на следуюшщем примере.
3. Ну и в завершение: нам нужно все же начать делать что-то, чего мы до сих пор не делали, – и в реальном мире. Например, согласно нашему примеру, с детьми начать заниматься (а если и до этого уже занимались – то начать делать это как-нибудь иначе). Магия – это катализатор, и если, помимо магии, реально ничего не делать, то будет как в том анекдоте, где человек после смерти попадает к богу и предъявляет ему претензию типа: “Как-так, я всю жизнь истово молил тебя о богатстве, а умер в нищете”. “Ё-моё”, – говорит бог, – “а что я мог сделать? Я слышал твои молитвы, но ты бы хотя бы билетик лотерейный сходил и купил бы”…