Русские мифы появились еще задолго формирования русского языка и культуры. Без сомнений, они во многом переплетаются с мифологией других славянских народов. В 7-8 веках до н.э. ранние славянские племена были вынуждены освоить берега рек Балтийского и Черноморского бассейнов. Именно этот исторический период положил начало создания русских мифов. В 9 веке здесь на этой территории начали появляться варяги. Они поспособствовали формированию городов и государства, поскольку занимались торговлей, в результате появился «путь из варяг в греки».

Славянские мифы в письменном виде не дошли до наших времен, потому как в период их создания письменность отсутствовала. В результате Великого переселения (V — VII вв.) славяне оказались на территории Центральной и Восточной Европы. Со временем образовались три современные ветви славян: восточные (русские, белорусы, украинцы); западные (словаки, чехи, поляки); южные (македонцы, болгары, словенцы, сербы, боснийцы, хорваты).

Для славян Сварог был самым высшим небесным божеством, также он был в качестве посредника между землей и небом. Всесильному было очень жалко беспомощных, слабых также и неумелых людей, которых создал Перун из пепла. И жили они на Земле, считая дни и не зная знаков. От врагов они отбивались дубинками и копьями. Также они не знали о семье и никогда не соблюдали родственных связей. Даже дикие звери были сильнее также и более приспособленными, нежели люди.

Почти через весь евразийский континент простирается обширная Великая Степь. С запада её граница проходит по Дунаю, и от восточной Европы она пролегает чуть ли не до берегов Тихого океана. На юге она берет начало у Кавказских гор Черного и Каспийских морей, а на севере ограничивается Российской лесостепью.

Издревле на огромных просторах Великой Степи расселились племена, которые сегодня называют тюркскими. У них была общая группа языков, сходный образ жизни, традиции. Общими у тюрков были и верования. Эта религия древних тюрков получила в науке название тенгрианство (иногда используют термин "тенгризм"). Так назвал этот комплекс верований казахский писатель-этнограф Чокан Валиханов, а ввёл в научный лексикон — французский исследователь Жан-Поль Ру.

Длительная, острая дискуссия, возникшая в результате ссылки в статье Энциклопедического словаря Брокгауза и Эфрона об убийстве стариков [86] на народные предания и рассказы, опубликованные П.Литвиновой [87], при всей своей тенденциозной направленности, имела существенный научный результат. В потоке откликов и реплик в украинской и центральной прессе, имевших целью опровергнуть «оскорбительную клевету на украинский народ», было напечатано несколько серьезных заметок, имевших целью внести посильный вклад в разъяснение вопроса. Авторы их правильно поняли свои возможности и опубликовали записанные ими народные предания, сопроводив их краткими пояснениями о том, при каких обстоятельствах и от кого были записаны эти тексты.

Какой она была — личная жизнь наших далёких предков? Любили ли они так, как любим друг друга мы? Предавали ли друг друга? Изменяли ли? Удивительно, но чтобы узнать это, историкам приходится обращаться к записям священников — Прологам. Именно священнослужители, сами того не ведая, оставляли потомкам свидетельства об интимной жизни народа Руси, описывая наиболее часто исповедуемые грехи и "падение" нравов.

Тема божественного пантеона канувших в Лету бесписьменных народов по праву считается одной из самых загадочных страниц в истории человечества. По вполне объективным причинам наши знания об этом скупы и отрывочны. Даже если дело касается чудом сохранившихся до настоящего времени образов богов седой старины. Сегодня мы познакомим вас с одним из таких сверхъестественных покровителей древних людей, населявших степи, леса и горы Среднего Енисея многие тысячи лет назад.

«Пусть земля тебе будет пухом» — эту фразу часто говорят, обращаясь к усопшему. Однако люди порой даже не задумываются, что означают эти слова и как они появились в нашей речи.

Фольклорная традиция славян, как и других европейских народов, хранит рудименты архаических явлений, восходящих к протославянской и общеиндоевропейской древности. К выявлению языческого наследия в европейской культуре, к раскрытию сущности пережиточных форм язычества стремились многие ученые, начиная со Средневековья вплоть до современности.

Структура традиционной обрядности, ее символика, функциональная сущность, предметный состав во многом обусловлены языческими представлениями о вечном мире предков, взаимосвязях его с миром живых на земле, о многостороннем воздействии предков на земную жизнь потомков. Архаические элементы славянских ритуалов в значительной мере определяются представлениями о смерти как переходу к иной форме существования.

Поиск

Журнал Родноверие