Дохристианская культура, существовавшая на территории Беларуси, изучена плохо. Исследований на эту тему почти не существует, а книги, изданные не по-белорусски, продвигают российскую точку зрения на вопрос.

Попытаемся, однако, представить себе то объединяющее начало, найти те наиболее сходные черты в восприятии мифического древним славянином, которые в конечном итоге помогут нам разобраться в нас самих и в нашем сегодняшнем мире. Потому что все идет оттуда — от корней.

Одинокий путник брел краем леса в тихих летних сумерках. Мелкие духи шалили в густой листве. Незнакомец был одет лишь в штаны из льняного холста и кожаную куртку без рукавов. Босые ноги его окаменели за годы странствий. За широкой спиной висел лук, а на поясе — колчан полный стрел. Длинные волосы на лбу были перехвачены толстым шнурком. Внешность выдала бы его встречному за славянина. Но что искал странник вдали от родного племени?

Легкая молодая девушка шла по призрачному лесу, с каждым шагом отдаваясь дыханью прозрачных деревьев. В ее движениях хорошо видна была грация и сила львицы, гордость и мудрость черного леопарда, мягкость и независимость домашней кошки. Легкие пальцы ветра приятно окутывали ее лицо. Она старалась вся войти внутрь этого ветра, вжиться в него, почувствовать себя его частью. Ее звали по-разному разные люди. Она уже много раз бродила по этому лесу, всякий раз возвращаясь к людям взамен счастью и тихой радости в этом лесу. На ее сердце лежали раны от бесчисленных людских обид. Но все же она любила их.

Современные люди, особенно живущие в крупных городах, сегодня как никогда остро ощущают свою оторванность от Природы, свою разобщенность с той Мировой Жизнью, частью которой они являются изначально. Есть мнение, что потенциально каждый человек рождается религиозным — в том смысле, что т.н. "естественная религиозность" заложена во всем без исключения, ибо — с точки зрения язычества — во всех вещах заключена божественная суть: Бог проявляется через все сущие в мире формы, и каждая отдельная форма обладает потребностью и способностью к богообщению.

Проблема как-то назвать свою веру, а тем более назвать тип своей веры могла возникнуть у славян только с началом экспансии монотеистических религий. До этого не было никакой необходимости в присвоении названия своей вере, вере своих предков — она так и называлась: "вера", "наша вера", "вера предков" или "славянская, русская вера". Собственно, вера была — по сути — одна общая для многих народов; понятие веры было шире понятия племени. И славяне, и германцы, и скандинавы — все были язычниками и, в общих чертах, придерживались одного и того же пантеона и системы верований. Более того, и всевозможные более дальние соседи — все поголовно были язычниками.

Как известно, кривичи долго и упорно сопротивлялись введению христианства, держались за "старую веру" и "старых богов". Возможно, в том числе и поэтому слово "кривь" приобрело негативный оттенок. Были, конечно, и те славянские племена, которые никому себя активно не противопоставляли — ни воле князя, ни его жрецам, исполнявшим задание своего хозяина по массовому крещению населения. Эти племена жили мирно и тихо, но даже они не догадывались, что себя по вере как-то обозначать надо. Но за них работал их язык. По древнерусски "языцы" — означает "народы". Потому, по природе языка, языческая вера — это вера простого народа, который естественным образом приближен к земле.

Являлось Миру все земное.

В могучем грохоте прибоя

Вставали горные отроги.

Сквозь грохот приходили боги.

Данная статья будет интересна всем, кто дорожит историей нашей Родины, а также всем, кто увлечен изучением и реставрацией быта, вооружения, единоборств и костюмов наших Предков.

Русская состязательная традиция является составной частью культуры народа и шире — европейской культуры, которая, будучи обогащенной античными идеалами гармоничного развития человека, и породила феномен современного спорта, и, хотя российские спортсмены давно доказали свое превосходство во многих видах спорта, лишь некоторые традиционные для России состязания стали спортивными дисциплинами. Не повезло и русским боевым игрищам.

Поиск

Журнал Родноверие