05 05 00
Мифы описывают точку зрения древних людей на мир. Страхи, сомнения, радости – всё это собрано в удивительных историях, которые хранились и передавались из века в век

Издания серии «Мифы от и до», посвящённые мифологии разных народов, выходят в «МИФе» уже несколько лет. Интересны эти книги не только привлекательным оформлением и внятным изложением, но и теми открытиями, что несут нам, читателям.

Рассказываем об известных этнографах, которые изучали историю и быт славянских народов. Они записывали в экспедициях и поездках по селам сказки и поверья, частушки и незнакомые слова. А еще — исследовали обычаи разных губерний, зарисовывали орудия труда и пробовали местные блюда. Знакомьтесь с трудами прошлых веков, которые посвящены славянским традициям.

15 мая текущего года весь просвещенный мир отмечает 175-летие со дня рождения Виктора Михайловича Васнецова. В преддверии юбилея величайшего русского художника, мастера исторической и фольклорной живописи в симферопольской библиотеке-филиале №4 им. М. М. Коцюбинского вниманию читателей представлена арт-выставка «Истинный богатырь русской живописи».

Васнецов родился в 1848 году в Вятском крае в семье сельского священника.

Центральная библиотека им. А.П. Чехова рекомендует к прочтению книги из серии исторических романов «У истоков Руси».

В статье исследуется использование термина «язычество» в рамках академических исследований на тему религии древних славян и современного неоязычества. Кратко прослеживается история термина. Проанализированы три основные концептуализации язычества.

Феноменологическая концептуализация основана на представлениях самих неоязычников и христиан о том, что такое язычество. Функционалистская концептуализация абстрагируется от представлений людей и редуцирует язычество к его социальным функциям как религиозного института, сплачивающего сообщество.

Писатель Эд Саймон пишет в журнале Aeon о язычестве, которое обладает более положительным интеллектуальным потенциалом для восстановления связи человека с природой в период Антропоцена, чем христианство или агностицизм:

«Что наиболее важно, так это то, что христианство делало акцент на отделенности человечества от материальной природы, которая в данной оптике считалась падшей. Более того, человек был наделён властью “царствовать над рыбами морскими, над скотом и всей землёй”

Вот уже больше года снаряды орошают просторы Восточноевропейской равнины, Ярый Бог даёт приплод Матери-Сырой земле снарядами, а Княжна-Смерть своими нежными холодными руками уносит своих Сыновей обратно в дом, где горит множество свечей.

В индоевропейской мифологии присутствует образ парного божества – братьев близнецов, которые являются сыновьями верховного Бога неба. В Индии – это Ашвины, в Греции – Диоскуры, в Латвии – Диева Дели. Этот образ можно узнать по некоторым параметрам:

  1. Они связаны с конями.
  2. Они всегда появляются только вдвоем.
  3. Они связаны с зарей, солнцем и сменой времени суток.
  4. Они являются потомками Неба.

А что в славянской мифологии? Так как не сохранилось ни одного мифологического сюжета, приходится обращаться к фольклору или искать «родимые пятна» языческой религии в образах христианских святых. Самые подходящие для этой цели близнецы – это святые Флор и Лавр, день почитания которых, приходится на 18 (31 августа по григорианскому календарю) и в народе зовется: «лошадиным праздником». Не менее любопытны изображения святых на иконах. Самые древние из сохранившихся икон относятся к XV веку. Рассмотрим новгородский Иконописный сюжет «Чудо о Флоре и Лавре».

10052023xbd4e0634
Фото Даниила Зинченко

Вологодская область считается сокровищницей, в которой хранятся промыслы, памятники культуры. В апреле в регионе прошел областной финал всероссийского фестиваля «Наследники традиций». В июле в Вытегре состоится подведение итогов фестиваля. Почему тема народных традиций набирает все большую популярность?

Вопросы к сказке Крошечка Хаврошечка. Кто такая Крошечка, Коровушка, мачеха и сестры?

Поиск

Журнал Родноверие