Наверное, большинство вологжан (во всяком случае, все, кто бывал в краеведческом музее) знает эту странную «каменную бабу» во дворе вологодского кремля.
Каменная фигура, напоминающая женщину, дошла до нас из тьмы тысячелетий. Кто она? Причудливое создание природы, воды и ветра? Или идол, который был создан руками человека, — "великая богиня", и ей поклонялись? Или это создание природы, которое было "доработано" руками и фантазией человека? Ответа нет. Наша древность — наша тайна.
988 год наметен как дата крещения Руси. В конце 80-х годов X века нашей эры киевский князь Владимир принял христианство в византийской его форме в качестве официальной государственной религии. Событие это имело существенное значение для становления и развития феодального Киевского государства и, следовательно, для всей дальнейшей истории нашей Родины.
Необходимость принятия новой религии для правителей страны в тот период достаточно назрела. Древние языческие формы религии восточных славян перестали соответствовать укреплявшимся феодальным отношениям. Усиление княжеской и боярской власти настоятельно требовало соответствующего подкрепления – освящения её свыше в представлениях простого люда – крестьян и ремесленников.
Впервые вопрос о численности населения древнего Киева был поставлен в конце XIX столетия историком Д.И. Иловайским. Приведя ряд письменных сообщений, он утверждал, что едва ли будет далеким от истины, если скажет, что в Киеве XII века жило 100 тысяч человек. Вслед за Д.И. Иловайским цифра 100 тысяч утверждалась – и другими историками. Современными исследователями число жителей древнего Киева определялось по-разному – от нескольких десятков тысяч до 120 тысяч человек.
Книга рассказывает о духовной культуре жителей малых городов Древней Руси. В ней 5 глав, посвящённых, соответственно, мифологической картине мира, культу Велеса, погребальному обряду, костюму и роли волхва в провинциальном обществе. В основу исследования легли новые сведения, добытые в ходе археологических исследований в Плёсе, Ярославле, Костроме, Москве и других некогда небольших провинциальных городках домонгольской эпохи. Издание содержит более сотни иллюстраций, в том числе рисунки ранее не публиковавшихся археологических находок. Оно адресовано как специалистам, так и просто любителям русской истории.