Археология

В 1848 г. в районе с. Гусятина, на границе современных Хмельницкой и Тернопольской областей, в р. Збруч (левый приток Днестра) было выявлено каменное изваяние, сочтенное многими исследователями за изображение древнеславянского божества Святовита. Через некоторое время Збручский идол был доставлен в Краковский археологический музей, где он хранится и ныне. Збручский идол привлек к себе самое пристальное внимание ученых, и за более чем столетие, минувшее со времени его открытия, этому уникальному памятнику посвящено много работ.

Массовое появление в древнерусских погребальных и поселенческих памятниках большого количества импортных типов оружия, снаряжения всадника и коня и «социально престижных» типов вещей, распространение этого набора в восточноевропейских могильниках IX—XIII вв. традиционно связывается с древнерусской дружинной культурой.

Применение методов семиотики при изучении древних культур очень перспективно. Так, например, синтактический уровень изучения подразумевает учет максимального числа источников, большая часть которых остается вне поля зрения исследователей, применяющих традиционные методы. Особенно важен такой подход при работе с массовыми материалами, как например с керамическим комплексом поселения Майданецкое, что позволяет получить неожиданные, хорошо документированные выводы.

Из тысячи берестяных грамот, найденных за последние пятьдесят шесть лет, стало ясно, что десять веков назад население Новгородской республики было поголовно грамотным.

Летом 2006 года нам в составе очень небольшой туристической группы, удалось посетить очень красивую и пока еще незахоженную туристами, группу дольменов в урочище “Три Дуба”, правый борт долины реки Шахе, Северо-Западный Кавказ.

Экскурсовод Нила рассказала, что если сделать небольшой крюк и подняться на группу не по дороге, а прямо по склону горы, можно посетить жертвенный камень в виде головы волка или собаки, мы согласились и наши наблюдения превзошли все ожидания!

Как выглядели древние обитатели Вологодчины? Воссоздать их образ пытаются антропологи и археологи.

"...Вятко сиде с родом своим по Оце, от него же прозвашася Вятичи", — так автор "Повести временных лет" Нестор описывает происхождение названия племени вятичей, заселивших в древности всю территорию бассейнов Оки и Москвы-реки.

Целая серия исторических свидетельств говорит о том, что земли вятичей простирались еще шире — от нынешнего Дмитрова аж до среднего Дона. Места эти были покрыты дремучими труднопроходимыми лесами. Неудивительно, что вятичам довольно долго удавалось жить обособленно, не признавая власти киевских, муромских и суздальских князей. А все пути, связывающие эти княжества между собой, проходили в обход земель, о которых идет речь, и считались небезопасными.

Письменные свидетельства о непокорных племенах вятичей сделаны еще в IX веке арабскими и персидскими путешественниками. Города же в их землях стали появляться лишь в XI-XII веках. Одним из них стала и Москва. Представляя собой поначалу лишь небольшую крепость на территории современного Кремля, она еще долгое время была окружена вятичскими поселениями, обитатели которых свято хранили обычаи предков. К примеру, именно благодаря приверженности вятичей обряду погребения соплеменников современные археологи имеют возможность изучать нравы, быт и культуру наших далеких прародителей.

Первыми коренными жителями Москвы были вятичи, о которых летописец Нестор рассказывает так: "…Были два брата в ляхах, один Радим, другой Вятко; Радим пришел и сел на реке Соже, от него прозвались радимичи; а Вятко сел родом своим на Оке, от него прозвались вятичи".

У каждого горожанина со школьных лет отложилось в памяти, что Вологда – ровесница Москвы и существует с 1147 года. Хотя эта дата у историков вызывает сомнение. Надежные документальные сведения о городе относятся к XIII веку. Но это по письменным источникам. А что говорят о древней Вологде археологические данные, некогда скрытые в земле, и со временем накопившиеся о фондах Вологодского музея-заповедника? Прежде всего, необходимо отметить, что речь идет не только о территории современного города, а о реке Вологде, о ее берегах, на которых селились люди Какой-то участок этих берегов занимает и современный город.

Самыми древними поселениями на реке Вологде были поселения рыбаков и охотников эпохи неолита IV – III тысячелетий до нашей эры. Вероятно, они занимались земледелием, точнее, огородничеством. Поселений этого времени на реке Вологде сейчас известно около десятка.

«Внутренность храма раздѣлялась на двѣ части — переднюю часть и собственное святилище. Святилище иногда находилось въ серединѣ храма. Думаю — иногда, потому что Саксо грамматикъ замѣчаетъ положенiе святилища по серединѣ Руjевитова храма какъ особенность, говоря объ этомъ храмѣ только то, что въ немъ было отлично отъ храма Святовидова, и не говоря о другихъ храмахъ вовсе ничего, безъ сомнѣнiя, потому что о нихъ нельзя было сказать ничего особеннаго.

Поиск

Журнал Родноверие