Рамаяна

В Айодхе, столице царства Кошала жил царь Дашаратха. Вишну передал ему сосуд с напитком, который царь разделил между тремя своими женами. Старшей, Каушалье он отдал половину, а две другие, Кайкейя и Сумитра допили остальное. В этом напитке заключалась сущность Вишну.

Через год жены родили сыновей: Каушалья Раму, Кайкейя Бхарату, Сумитри Лакшману и Шатрунгху. С юности царевичи сражались с ракшасами и побеждали их. Особенно выделялся Рама.

Рама взял в жены прекрасную Ситу (в качестве испытания натянув лук Шивы). Дашаратха решил передать ему престол.

Но Кайкейя заставила царя изменить свое решение, передать трон Бхарате и отправить Раму в изгнание на четырнадцать лет. После чего Дашаратха умер от горя, Бхарата, горячо любивший брата (ведь они оба являлись воплощениями Вишну) стал вести жизнь отшельника. Рама же с Ситой и Лакшманой ушли в лес.

На десятый год изгнания, раму, прекрасного как серебристый месяц, увидела Шурпанакха и воспылала страстью. Когда же ее претензии были отвергнуты (несколько грубо), она уговорила Равану похитить Ситу.

Ракшас Маричи, обернувшись золотым оленем, заманил Раму и Лакшману в чащу леса. Ситу же Равана схватил и унес в своей колеснице. Сын Гаруды, царь коршунов Джатая пытался спасти Ситу, но ракшас отрубил ему крылья. Умирая, Джатая рассказал все Раме.

Понимая, что борьба будет трудной, братья отправились в Кишкиндху, страну волшебных обезьян. Они встретили обезьяннего царя Сугриву (изгнанного своим могучим братом Валином) и его верного советника Ханумана (сына бога ветров Ваю). Рама и Лакшмана заключили с Сугривой союз.

Изгнанный царь обезьян вызвал Валина на поединок и во время схватки Рама из засады пронзил Валина стрелою. Сугрива вновь воссел на престол и, через некоторое время сотни тысяч волшебных обезьян и медведей двинулись на Ланку.

Сита тем временем жила на острове, окруженная кровожадными демоницами. Равана угрожал съесть красавицу, если она откажется стать его женой. Но Сита хранила верность Раме.

Советник Сугривы Хануман, умевший летать по воздуху, отправился на разведку. Когда он переносился через океан, его заметило морское чудовище, умевшее ловить существа за отбрасываемую ими тень. Но Хануман мгновенно уменьшился в размерах, проник через пасть внутрь монстра и разорвал тому сердце.

Пробравшись на Золотую Ланку, советник Сугривы ободрил Ситу, сказав, что ее супруг спешит на помощь.

Обезьяны и медведи достигли острова и построили мост через воды. Разыгралось великое сражение с ракшасами. Сын Раваны Индраджит ("победитель Индры"), став невидимым, с воздуха тяжело ранил Раму отравленной стрелой. Но прилетел великий Гаруда, и стрелы (то были заколдованные змеи), в страхе покинули тело царевича.

Тогда Равана разбудил Кумбхакарну, спавшего в своей пещере (для этого понадобилось пустить по его телу тысячи слонов). И исполин стал пожирать обезьян и медведей. Лакшмана сразился с Кумбхакарной и своими стрелами начал отсекать ракшасу руки, ноги и головы, но на их месте появлялось множество новых. Тогда Лакшмана сразил чудовище волшебным оружием Брахмы.

На следующий день Лакшмана схватился с Индраджитом. В этот раз, сын Раваны не совершил обычного жертвоприношения и не смог подняться в возду. Лакшмана снес ему голову стрелой Индры.

И вот, в бою встретились Рама и Равана. Десятиглавый пускал в сына Дашаратхи стрелы с головами львов, тигров и медведей. Но Рама поражал их еще в воздухе. Семь дней и ночей продолжался поединок. Наконец, Рама поразил царя ракшасов в сердце своей не имеющей равных по мощи стрелой. Ракшасы, лишенные надежды, бежали. Герои поставили царем на Ланке добродетельного Вибхишану, не участвовавшего в битве.

И Сита предстала перед Рамой со слезами счастья. Но тот отказался принять супругу, столь долго прожившую в доме врага. Тогда отвергнутая Сита приготовила себе погребальный костер и вошла в него. Внезапно пламя заколебалось, и в нем возник человек огромного роста в красном одеянии. Это был Агни, бог огня и жертвоприношения. Он подтвердил чистоту и невинность Ситы. Супруги вновь обрели счастье. Они вернулись в Айодху, где Бхарата уступил Раме трон.

История Кришны

Некогда, в городе Матхуре правил царь Уграсена, известный своей праведностью. Однажды, его красавица жена заблудилась в лесу. Там ее увидел ракшас. Он принял облик супруга царицы и склонил ее к любовным ласкам. И родила красавица сына Кансу.

При его рождении тучи заволокли небо, падали звезды, дрожала земля. Царевич рос удивительно быстро, но с раннего детства проявлял жестокий нрав, похищая и убивая малых детей. Когда же Канса подрос, он стал нападать на соседние страны, разоряя их. Уграсена попытался остановить своего мнимого сына. Но Канса лишил царя власти и воссел на его трон.

И тогда в Матхуру толпами стеклись асуры и ракшасы, а люди покинули ее. Сама земля, приняв вид пятнистой коровы, пошла к Брахме, и поведала о злодеяниях Кансы. И Прародитель решил, что Вишну должен вновь родиться на земле в людском обличье.

Сын царя племени ядавов, благородный Васудева взял в жены двоюродную сестру Кансы Деваки. Когда свадебное торжество завершилось, с небес раздался глас, что Кансу ждет смерть от руки будущего наследника. Могущественный Канса заточил в темницу обоих супругов и стал убивать рождающихся сыновей. Так погибли шесть мальчиков. Когда Деваки была беременна седьмым ребенком, боги переместили плод в чрево другой жены Васудевы, скрывавшейся в земле царя Нанды и та родила мальчика, которого назвали Баларамой.

Но главным чудом было рождение восьмого сына Васудевы. Он появился на свет четырехруким, держащим в руках раковину, булаву, остро заточенный диск и цветок лотоса. Вскоре, однако, ребенок принял вид обычного мальчика, только черного цвета. Его так и назвали Кришна — "Черный". Кришну удалось передать в дом все того же царя Нанды и его жены Яшоды.

С детских лет, Кришна удивлял своих приемных родителей. Однажды, разгневавшись на мальчика, Яшода привязала его к каменной ступке. Однако Кришна утащил ее прочь, вырвав попутно с корнем еще и два дерева.

Но вот до злого царя Кансы дошли известия о чудесных братьях. В гневе и страхе тот принял меры, велев убивать всех новорожденных младенцев и заодно брахманов (чтобы некому стало приносить богам жертвы). Тем не менее, Кришне и Балараме это не принесло вреда. Канса начал подсылать к подрастающим царевичам страшных ракшасов и асуров. Но братья, наделенные чудесной силой, изо всех схваток выходили победителями.

Как-то раз, когда Кришна купался в реке Калинди, на него напал обитающий там стоглавый змей Калия, источавший смертельный яд. Кришна же начал свой танец на его головах, стараясь утопить. Калия был уже на волосок от смерти, когда жены змея упросили пощадить их супруга. Что Кришна и сделал, велев тем поселиться на острове вдалеке от людей.

Юный царевич оказывал защиту и покровительство народу царя Нанды. Однажды, бог грома Индра, разгневавшись, ниспослал на царство сильнейший ливень. Тогда Кришна поднял священную гору и защитил людей от потоков дождя.

Как-то, юные пастушки, очарованные звуками свирели Кришны, окружили его радостной толпой. И каждой казалось, что только для нее играет царевич, только с ней одной он танцует, только одну ее любит. Боги пролили на хоровод цветочный дождь. Луна, засмотревшись, остановилась в небе. И эта счастливая ночь продолжалась полгода.

Но вот, мудрец Нарада (знаменитый сеятель раздоров) поведал Кансе, что Кришна и есть восьмой сын Васудевы. Тогда тиран пригласил Кришну и Балараму в свою столицу, чтобы, наконец, погубить их. Все племя пастухов, с царевичами во главе явилось в Матхуру, где Канса устроил состязания по кулачному бою.

Перед самым выходом на арену, на Кришну напал слон. Но божественный отрок поразил зверя его собственными бивнями.

На арене, Кришна и Баладева сразили в серии поединков самых могучих асуров и ракшасов. А затем, сын Васудевы обезоружил Кансу, наступив ему ногой на грудь. И жизнь покинула коварного царя.

Затем царевичи освободили из темницы своих родителей и деда Уграсена. В Матхуре опять восстановились закон и справедливость. А Кришна построил на берегу океана чудесный город Двараку. Там он и остался жить, взяв в жены прекрасную Рукмини.

Начало "Махабхараты"

В царстве Куру жили двое царевичей: Панду — что значит "бледный", и Дхритараштра. Страной же управлял их дед Бхишма (отказавшийся от трона).

Когда царевичи выросли, царем провозгласили Панду, ибо Дхритараштра был слеп. Над Панду же тяготело предсказание, что общение с женщинами убьет его. Но Бхишма сосватал молодому царю в жены Кунти из рода царей ядавов. Кунти была дарована способность вызывать любого из богов и рождать от него сына. Это обстоятельство очень обрадовало Панду, боявшегося остаться без наследников.

И родила Кунти троих сыновей: Юдхиштхиру от Дхармы, бога справедливости; Бхимасену от Ваю, бога ветра и Арджуну от громовержца Индры. А другая жена Панду с помощью Кунти родила от Ашвинов близнецов Накулу и Сахадеву. Царь был вне себя от счастья.

И никто не знал, что Кунти, еще до замужества, из любопытства вызвала бога солнца Сурью, от которого у нее тут же родился чудесный сын. Был он облачен в панцирь, в ушах сияли серьги. Нарекли мальчика Карной. Испугалась Кунти, посадила сына в корзинку и пустила по реке. Ниже по течению выловил мальчика царский возничий и стал со своей женой растить как родного.

А в это время у слепого Дхритараштры родилось сто сыновей, первого из которых назвали Дурьодханой. И по всему царству Куру в тот час завыли тигры, шакалы и гиены. И сказали брахманы: "Несомненно, мальчик этот станет истребителем рода!".

Вскоре умер Панду, а царем стал его брат Дхритараштра. Сыновья же Панду — пандавы росли вместе с сыновьями Дхритараштры — Кауравами. И во всех играх Пандавы были первыми. А Кауравы завидовали им, а больше других Дурьодхана.

Боевым искусствам всех царевичей учил знаменитый воин Дрона. Каждый из юношей преуспел в своем деле. Бхимасена и Дурьодхана в совершенстве овладели палицей, Юдхиштхира колесницей, Накула и Сахадева мечом. Ашваттхаман (сын Дроны) искуснее всех был в тайных видах оружия. Но один Арджунаосвоил все виды воинских искусств и не было ему равных.

Пришел учиться к Дроне и сын возничего Карна. И со временем, овладел всеми видами оружия, ни в чем не уступая Арджуне. Заметив это, Дурьодхана приблизил Карну к себе и стали они друзьями.

Поскольку Дхритараштра был слеп, народ желал возвести на трон Юдхиштхиру, с малых лет отличавшегося справедливостью. Узнав об этом, Дурьодхана решил погубить Пандавов. Зная, что те собираются в соседний город на праздник Шивы, коварный царевич велел подготовить дом из дерева, тростника и соломы и убедил двоюродных братьев остановиться в нем. Затем приспешник Дурьодханы поджег дом.

Тем не менее, Пандавам удалось спастись, и они долгие годы скрывались в лесу, испытывая различные приключения. Могучего Бхимасену полюбила ракшаси и прижила от него удивительного сына Гхатоткачу. Был Гхатоткача с огромной пастью, остроконечными ушами и острыми зубами, но безволосый как человек. Он очень привязался к Пандавам и, покидая их, обещал в трудный час прийти на помощь.

Но вот, сыновья Панду услышали о том, что царь панчалов выдает замуж свою прекрасную дочь Драупади. К нему прибыло множество великих царей и героев. Царь поставил условие: будущий супруг дочери должен из лука, некогда принадлежавшего Шиве поразить высоко подвешенную мишень.

Но ни один соискатель не мог даже натянуть священное оружие. Потерпел неудачу и Дурьодхана.

Настала очередь Карны. Он легко согнул лук, наложил стрелу и уже готов был поразить мишень, как царевна Драупади закричала: "Никогда, никогда я не стану женой сына возничего!". Карна горько усмехнулся и отложил лук.

И вот из толпы вышел Арджуна, натянул тетиву и всеми пятью стрелами попал в цель. Тотчас с небес просыпался дождь цветов.

Кауравы хотели напасть на Арджуну, но присутствовавшие на состязании Кришна и Баладева остановили их. Тогда, увидев как оскорблен Карна, Дурьодхана обратился к нему с дружеской речью. В тот же день, приемному сыну возничего были дарованы почет и власть, и он стал опорой Кауравов.

Когда Пандавы вернулись к матери, они вели с собой прекрасную девушку. "Вот наша добыча!" — радостно сказали они. Старая мать же, не поднимая глаз, ответила — "Владейте ей сообща". Так все пятеро братьев стали супругами Драупади.

Скитания Пандавов

Получив свою долю царства Куру, Пандавы построили новый город, прекрасный как само царство Индры, назвав его Индрапрастха (теперь это Дели). Сам великий зодчий асуров Майя построил там невиданный дворец с золотыми колоннами и стенами из драгоценных камней, окруженный лотосовыми прудами и благоухающими рощами.

Затем Юдхиштхира и братья его совершили великое жертвоприношение Раджасуйя. И старший из Пандавов был помазан на царство.

Но позавидовал счастью двоюродных братьев злой Дурьодхана. Его друг, коварный Шакуни дал совет вызвать Юдхиштхиру на игру в кости.

Прибыли Пандавы в Хастинапур (столдицу Кауравов). Стали играть Юдхиштхира и Шакуни. Последний же, искусный в игре в кости, выигрывал всякий раз при помощи обмана. И проиграл Юдхиштхира все свои сокровища и стада и землю. Затем проиграл он свою столицу со всеми ее жителями и все царство. В отчаянии он поставил на кон братьев своих — и все проиграл. И поставил Юдхиштхира самого себя — и тоже проиграл.

И сказал ему злодей Шакуни: "У тебя есть еще одно богатство, о царь. Поставь Драупади, царевну Панчали". Они кинули кости и Шакуни сказал: "Я выиграл".

Брат Дурьодханы за волосы приволок Драупади, называя рабыней. И смеялись Карна, Шакуни, Дурьодхана. Онемели тут старый Бхишма и Дрона. Прочих же охватила великая скорбь.

Тогда встал слепой Дхритараштра и даровал Драупади и Пандавам свободу. Но должны они были уйти в изгнанье в лес на двенадцать лет, а тринадцатый должны прожить неузнанными и тогда на четырнадцатый обретут царство свое. А если узнают, то снова их ждет изгнание.

Опять начались лесные скитания Пандавов, чудеса и приключения. Как-то раз Арджуна сразился с неизвестным охотником и был побежден им и оказался то Шива. Затем Арджуне явились Хранители мира и передали ему свое оружие. И пять лет герой провел на небе, овладевая божественными воинскими искусствами.

Сын Панду сокрушил город демонов-данавов, летавший по воздуху и, по воле Брахмы, неуязвимый для богов. После чего Арджуна вернулся к своим братьям.

А Дурьодхана тем временем правил державой. Он назначил главным полководцем Карну и тот, всюду ведя победоносные войны, расширил державу до пределов земли. И столь прославился Карна, что Индра стал опасаться, что Арджуна не сможет одолеть в грядущем бою сына Сурьи.

Явился тогда громовержец Карне под видом брахмана и попросил у него в дар серьги и панцирь. Сын Сурьи же был столь благороден, что не мог отказать святому человеку в просьбе, и вынул серьги, а панцирь, что рос вместе с ним, срезал с собственного тела. Так потрясло это Индру, что он взамен подарил Карне волшебный дротик, которым можно убить любого, самого могучего врага (но дротик этот можно было использовать лишь один раз).

Последний год изгнания Пандавы под вымышленными именами жили у царя Вираты. Юдхиштхира выдавал себя за брахмана, Бхимасена за повара, Арджуна за евнуха и учителя танцев, Сахадева и Накула за скотника и конюха. Драупади же была служанкой царицы.

По истечении срока Пандавы открылись царю Вирате. И он выдал свою дочь замуж за сына Арджуны. На свадьбу явились Кришна и его брат Баладева. Кришна дал совет послать к Дурьодхане брахмана и предложить разделить царство.

Однако посланный жрец повел столь дерзкие речи, что не мог старший из Кауравов пойти на мир, как ни уговаривал его отец Дхритараштра. Со своей стороны, зная о гибели, предсказанной царскому роду в случае междоусобной войны, Пандавы хотели отступиться от притязаний на власть. Но встала Драупади и напомнила о своих унижениях, призвав мужей к мести. Ее поддержал Кришна.

Тогда начали Пандавы и Кауравы призывать под свои знамена могучих царей. Много воинов стало у Пандавов, но у Кауравов еще больше. К Кришне с просьбой о помощи пришли сразу Арджуна и Дурьодхана. Повелитель ядавов предложил им выбор: или свое непобедимое войско, или себя самого, но без оружия. Арджуна выбрал Кришну, Дурьодхана же — войско. Брат Кришны, необоримый Баладева отказался от участия в войне.

В страшном горе пребывала престарелая Кунти, ибо знала, что ее первенец Карна будет сражаться против остальных сыновей. И она открыла сыну Сурьи тайну его рождения, умоляя присоединиться к Пандавам.

Но слова матери не поколебали Карну, твердого в законе. "Покинув меня после рождения, ты совершила величайший грех. И сейчас ты заботишься лишь о благе младших своих сыновей. Как же я могу предать сыновей Дхритараштры, от которых видел только добро. Все же я не убью ни одного из своих братьев, кроме Арджуны, а потому у тебя и так останутся пять сыновей — либо без Арджуны, но с Карной; либо с Арджуной, но без Карны, убитого".

Великая битва потомков Бхараты

Великая битва потомков Бхараты произошла на Поле Курукшетры, где выстроились великие армии. Войском Пандавов командовали Арджуна с братьями. Советником Арджуны был Кришна. Войском Кауравов руководил не Дурьодхана, но Бхишма, Дрона и Карна.

Увидев во вражеском стане своего деда Бхишму и наставника Дрону, Арджуна пал духом и сказал, что не станет сражаться, если для овладения царством придется пролить кровь дорогих ему людей, а, скорее, уйдет в отшельники.

Тогда великий Кришна преподал свои наставления. Никто не рожден и некто не умирает, тела преходящи, вечен лишь вечный носитель тела — бессмертный дух. Человек призван выполнить свое предназначение в каждом своем воплощении. Придет время, и Арджуна будет отшельником, но сейчас он кшатрий, а дело кшатрия сражаться, овладеть царством и насладиться им. "Сражайся же Арджуна!".

Так говорил царь ядавов, и эти наставления стали особой священной книгой — Бхагаватгитой.

И сошлись неисчислимые воинства. Кауравов возглавлял Бхишма и его армия была непобедима. Сам Арджуна не сумел одолеть прославленного воина. И вот, по совету Кришны, бывшему у него возничим, сын Кунти прибег к хитрости. Против Бхишмы выставили Шикхандина — женщину, превращенную в воина, на которого старый полководец не желал поднять руку. За спиной же Шикхандина встал сам Арджуна, осыпающий деда стрелами. Вскоре Бхишма был так утыкан смертоносными стрелами, что упав, не мог коснуться земли.

Между тем, на помощь Пандавам явился Гхатоткача — внебрачный сын Бхимасены, человеко-ракшас. Он правил огромной колесницей с восемью колесами, запряженной демонами пишачами, размерами превосходившими слонов. За сыном Бхимасены следовало войско свирепых ракшасов. Гхатоткача произнес заклинание и, став невидимым, начал поражать Кауравов страшным небесным оружием.

И взмолились все Кауравы к Карне, чтобы использовал он свой волшебный дротик. Берег Карна чудесный дротик для Арджуны, но уступил просьбам друзей. Метнул он дар, полученный от Индры, и пронзил ракшаса насквозь. Тот, увеличившись до огромных размеров, рухнул на землю.

После Бхишмы армию Кауравов возглавил Дрона. Он решил захватить в плен Юдхиштхиру, дабы продиктовать ему условия мира. Тогда, опять же, по совету Кришны, Пандавы пошли на хитрость. Могучий Бхимасена убил в своем же войске слона по кличке Ашватхаман. После этого, приблизившись к Дроне, он громко крикнул: "Ашваттхаман убит!"

Дрона, решив, что погиб его сын, не мог уже сражаться как прежде, и был убит братом Драупади с помощью Бхимасены.

Примчавшийся Ашваттхаман прикоснулся к воде и вызвал оружие Нараяна, созданное некогда самим Вишну. В воздухе показались стрелы, подобные змеям, и железные шары, и диски с острыми краями. Обрушились они на Бхимасену. Но Кришна велел тому соскочить с колесницы и оставить мысли о битве. Оружие Нараяна тотчас успокоилось. А второй раз его было использовать нельзя.

После гибели Дроны войско Кауравов возглавил Карна. Он по очереди сразился со всеми Пандавами и победил их, но оставил в живых, помня обещание, данное матери. И вот, в решающем поединке схватились Карна и Арджуна.

Видя двух великих мужей, изумились все существа во вселенной и разделились на два лагеря. Небо приняло сторону Карны земля — Арджуны. Асуры и птицы присоединились к Карне, змеи-наги встали за Арджуну. Боги и святые мудрецы примкнули к Арджуне, и только Сурья и солнечные божества держали сторону Карны. Замерло все. И начали великие мужи осыпать друг друга тысячами стрел.

Возложил Карна на тетиву давно сберегаемую стрелу, и выпустил в голову Арджуне. Однако заметил это Кришна и вдавил колесницу в землю, стрела же только сбила диадему с головы сына Панду.

И приготовился Арджуна выпустить в Карну свою смертоносную стрелу. И в этот момент сбылось тяготевшее над "сыном возничего" проклятие. Увязла колесница Карны в земле, и забыл он, как управлять своим волшебным оружием. Стал Карна просить Арджуну повременить с битвой. Воинская честь подсказывала Арджуне исполнить просьбу. Но вмешался Кришна и напомнил сыну Панду про все обиды. Подскочил Арджуна к Карне, выправлявшему колесо и отсек своей стрелой ему голову. И в этот момент вышло из тела сына Сурьи золотое сияние, озарило весь небосвод и соединилось со светом отца. Это случилось на 42 день битвы.

А Дурьодхана лишился последней надежды на победу. Побежали егог воины, истребляемые Пандавами. Дурьодхана же спрятался на дне озера, но был найден. Благородный Юдхиштхира прекдложил ему сразиться с любым из врагов и самому выбрать себе оружие. И схватился Дурьодхана на палицах с могучим Бхимасеной.

Бхимасена никак не мог победить своего противника (само имя "Дурьодхана" значит "искусно сражающийся"). Тогда, по совету Кришны, Арджуна подал Бхимасене тайный знак, и тот ударил Каурава палицей ниже пояса, раздробив кости. Присутствовавший брат Кришны Баладева (только что вернувшийся из паломничества и не участвовавший в битве) поднял свое оружие — тяжелый плуг, желая покарать Бхимасену за запрещенный прием. Но Кришна удержал его, сказав, что мир уже вошел в Калиюгу — страшный железный век и древнего рыцарства больше не будет. И хотя все герои Кауравов убиты нечестно, но сделано это во имя высшей справедливости.

Усталые сыновья Панду остались ночевать в лагере полностью истребленного воинства Кауравов. Но не знали они, что остались в живых Ашваттхаман и два его друга.

Сын Дроны сидел в чаще леса, сжигаемый яростью. Вдруг он увидел, как к дереву, на котором сидела стая ворон, подлетела огромная страшная сова. Сова, в полном безмолвии, стала убивать ворон и, вскоре, земля была покрыта растерзанными трупами.

"Сова подает мне добрый пример" — подумал Ашваттхаман. И он пришел в лагерь Пандавов и учинил там побоище среди спящих. Он убил братьев Драупади, погубивших Дрону. Он убил ее сыновей. Он убил Шикхандина, погубителя Бхишмы. И никого из воинов Пандавов не оставил в живых.

Только Арджуне и его братьям сын Дроны ничего сделать не смог, ибо не было их ночью в лагере.

За избиение спящих Кришна проклял Ашваттхамана, сделав вечным скитальцем. И поныне сын Дроны бродит по свету, и там где он появляется, начинаются междуусобные войны, льется кровь. Но и Ганхара, мать погибшего Дурьодханы и его братьев, прокляла Кришну и все его царство.

Кришна же, привел Юдхиштхиру к Бхишме, который был еще жив. Великий мудрец и воин простил Пандавуа, передал ему свои наставления и благословил на царство. Затем Бхишма закрыл глаза и все увидели, как над его телом появилось многоцветное сияние и вознеслось к небу. Ведь Бхишма был не кто иной, как Дьяус, бог неба, обреченный долгие годы жить человеком и теперь возвративший свою небесную природу.

Юдхиштхира был коронован на царство и совершил великий обряд Ашвамеддха. Брахманы выпустили черного жертвенного коня в поле. За конем, согласно древнему обычаю, следовал полководец Пандавов Арджуна и все его войско, провозглашая каждое царство, куда ступала нога коня, подвластным царю справедливости (нечто сходное было и у западных славян, — белый конь бога Свантевита играл роль оракула в определении ежегодных набегов).

Долго и счастливо правил Юдхиштхира и его братья. Но вот, на тридцать шестой год после великой битвы на Курукшетре пришла в Хастинапур страшная весть о гибели царства Кришны. Сбылось проклятие Ганхари.

Уже давно было неладно в царстве ядавов. Предались многие люди злодействам, возненавидели брахманов и предков. Кришна учредил обряд очищения. Но ядавы учинили веселую попойку и святотатства. В сваре погиб и сын Кришны.

Тогда Кришна вырвал пучок травы куши и стал тот пучок железной палицей. Этой палицей царь убивал всех, кто к нему приближался. Тут и остальные начали рвать траву, превращать ее в палицы и убивать друг друга. Так погибли ядавы.

Покинув побоище, Кришна нашел брата своего Баладеву, в молчании сидящего на берегу океана. Вдруг изо рта Баладевы начал выползать бесконечно длинный белый змей и входить в океан. Выступили ему навстречу бесчисленные змеи и приветствовали как своего владыку, ибо Баладева был земным воплощением Шешу — Мирового Змея.

Кришна же, желая умереть, лег на землю, погрузившись в созерцание. Проходивший мимо охотник принял его за оленя, и пустил стрелу. У царя ядавов было одно единственное уязвимое место — левая пята. Туда и попала стрела.

Оставил великий свое тело и вознесся к небу. И когда коснулся небесной тверди, все боги воздали ему хвалу. Ибо Кришна был аватарой великого Вишну.

Узнав о случившемся, сыновья Панду решили покинуть земную жизнь. Одетые в шкуры оленей, они начали подниматься в гору Меру — обитель бессмертных. Не выдержав тягот пути, умерла Драупади. "Из всех своих супругов Драупади особо выделяла Арджуну. В этом и состоял ее грех, помешавший достигнуть небес" — сказал Юдхиштхира.

Следующим умер Сахадева. "Сахадева излишне превозносил свою мудрость" — объяснил Юдхиштхира.

Затем скончался Накула. — "Он очень гордился своей красотой".

После Накулы наступила очередь Арджуны. — "Перед великой битвой Арджуна сказал, что сам убьет всех героев Кауравов".

Последним упал Бхимасена. — "Ты часто хвалился своей силой, слишком любил поесть".

Безупречный Юдхиштхира, царь справедливости, взошел на вершину Меру в своей земной оболочке. Но и остальные герои Пандавы умерев, также достигли небесной награды.

Поиск

Журнал Родноверие