Введение

О безопасности при работе с рунами

Очень интересно развивается у нас в стране (вернее – на просторах бывшего СССР) практика работы с рунами, с Руническим Искусством.

Я наблюдаю – а отчасти, надеюсь, и формирую – этот процесс уже существенно больше четверти века, так что, полагаю, имею возможность говорить об этом.

…Возможно, последовательно и регулярно наступать на одни и те же грабли – наша характерная черта, – хотя в отношении темы, обозначенной выше, и Западный мир не очень далеко ушел. И все же – они развивались в данной области более плавно, у них было время приостановиться, осмотреться и не совершать хотя бы части уже совершенных единожды ошибок. Мы же – «летели галопом», стремясь наверстать то, что было фактически запрещено до начала девяностых…

К теме

…Это очень любопытно, хотя и достойно даже не сожаления, а, скорее, жалости. В любой области – будь то искусство, или мастерство, или еще что-либо – чему обучают человека прежде всего? Технике безопасности, разумеется. Даже самого простого рабочего прежде всего учат именно этому – не совать пальцы в розетку, не пытаться остановить работающий сверлильный станок, сжимая рукой вращающееся сверло, и т.д. И только потом начинается обучение собственно работе на станках.

Мы все признаем, что руны – это инструмент, и инструмент очень серьезный (иначе – зачем мы ими пользуемся?). Но любой инструмент, даже самый простой – рубанок, утюг, топор – несет в себе потенциальную опасность. И когда мы учим мальчика рубить дрова, первое, о чем мы ему рассказываем, – это как держать топор так, чтобы не рассадить вместо бревна собственную ногу…

…Можете смеяться над моей попыткой что-то изменить, но на русскоязычном пространстве в отношении рун в этом контексте сейчас все обстоит очень плохо. Судите сами.

Каждый второй «неофит», пролиставший какую-нибудь брошюрку о рунах, бросается в интернет, скачивает там некий чудовищного размера «гальдрастав» из десятка-другого рун, и немедленно делает амулет с ним, а в худшем случае – наносит его на тело. А ведь таких «ставов» никогда не было в Традиции; они появились только в «колдовских тетрадках» конца ДЕВЯТНАДЦАТОГО века… Ну, и в фантазиях современных «интернет-мастеров».

Еще пример. Почти все «неофиты» считают необходимым использовать те или иные магические знаки, связанные с рунами, – в большинстве случаев абсолютно не понимая, что они собой представляют. Так, например, каждый третий носит или татуирует на себе Шлем Ужаса, – а ведь даже древние маги, наши с вами предки, не решались долго носить на себе знак Дракона, надевая его – или рисую слюной или кровью (не набивая, заметьте, в качестве татуировки) – только на время магических поединков…

Да что там говорить… Не так давно на одном из семинаров милая девушка возразила мне, когда я рассказывал о руне Турс (Турисаз): «Антон Валерьевич, Вы неправы. Руна Турисаз – это изображение беременного андрогина…»
Какое, по-вашему, действие может иметь составленное этой девушкой заклятье, если руну Турисаз она воспринимает как символ андрогинности и беременности?..

Итак…

1. Значения рун

Приведенный выше во Введении пример непонимания значения рун (про руну Турисаз как символ «беременного андрогина»), возможно, и уникален по своей абсурдности, но, увы, показателен. С полным непониманием значений рун мы сталкиваемся очень часто, а ведь пытаться работать с рунами в такой ситуации – это примерно то же самое, что заниматься геологией, не зная, чем один минерал отличается от другого…

И дело здесь не в различном понимании смысла рун, – как раз это совершенно нормально: один рунолог или мастер рун может видеть в них определение архетипов Традиции, другой – описание действий или влияний, третий – потенциалов… В этом вопросе нет жестких установок, как нет «правых» и «неправых» (если не рассматривать, конечно, совсем уж сумасшедшие идеи). Так, например, кто-то может описывать руну Феху как обозначение богатства или материальных ресурсов в целом, а кто-то – как возможности, таковыми предоставляемые; главное – просто понимать, что в разных ситуациях трактовка руны действительно может быть различной. Речь – о другом.

Речь – о понимании самого содержания руны, о понимании той Силы, которая за ней стоит.

…Разумеется, за ту чудовищную путаницу, которая подчас творится в головах «неофитов» (да и не только их) в этом отношении, во многом ответственны авторы, пишущие (или пытающиеся писать) о рунах. На настоящий момент только мне известно около двух сотен книг о рунах, вышедших на русском языке; из них, пожалуй, лишь десятка два вообще достойны того, чтобы тратить время на их прочтение, еще примерно столько же содержат ошибок и глупостей больше, чем реального материала, остальные же – просто представляют собой откровенный горячечный бред.

Даже если говорить о самом базовом – об именах рун, – в литературе можно встретить совершенно невероятные варианты, – и это при том, что древнегерманские имена рун реконструированы достаточно давно и общеизвестны. А ведь имена рун – это один из важнейших ключей к их содержанию, не говоря уже о том, что в магии вообще имя – это нечто гораздо большее, чем просто набор звуков!

Ну вот с какой стати, например, Батюшков передает имя руны Эйваз как «Эйхвац»? Впрочем, здесь хотя бы понятно, откуда такое написание могло появиться. А вот откуда у Медоуза для той же руны возникает невероятное имя «ЙО»?

Что же касается собственно содержания рун, то здесь мы нередко сталкиваемся с совершенно фантастическими описаниями, нередко не имеющими ничего общего не только с конкретной руной, но и с Традицией вообще. Приведу несколько примеров из того же Медоуза, столь полюбившимися «широкому кругу» читателей, вероятно, за постоянные отсылки к «руническому шаманизму» (у нас вообще любят бросаться словом «шаманизм», нимало не задумываясь даже просто о смысле этого термина):

«W-руна – это потенциал всеохватывающей силы любви… считалась руническими шаманами исполнительницей желаний… Рунические шаманы сравнивали начертание руны с шаманским хрустальным жезлом…»

Какие «шаманские хрустальные жезлы» в Северной Традиции? Откуда автор может знать, что именно с ними сравнивали руну Вуньо «рунические шаманы»? Не говоря уж о том, что прямой перевод имени руны – «Радость» – никоим образом не позволяет характеризовать ее как «исполнительницу желаний»…

«Eh-руна – показывает, что равное партнерство мужского и женского начал согласуется с естественным порядком вещей»…
Просто представьте себе, что может получиться, если некий «маг» будет использовать руну Эваз («Конь», бег, движение, изменение) для установления «равного партнерства мужского и женского начал…»

«F-руна – с руной Фе мы достигаем завершения процесса Творения…»
Даже комментировать не буду…

Но это — о литературе. Приведу пример из «творчества» современных «мастеров», которым забит Интернет.

Описывается он автором так:

«Доставка секса.

Можно наносить как на мужчину, так и на женщину. Можно притянуть секс с конкретным партнером или же найти нового для интимных утех.
Состав рун: Кано, Йера, Вунье, Гебо»

О «достоинствах» става мы говорить не будем — этой теме посвящена отдельная часть, — а уж о том, насколько сама поставленная задача соотносится с Северной сакральной Традицией — тем более. Нас здесь интересует само понимание значений рун.
Итак, объяснение автора става — с моими комментариями, разумеется:

«Кано — страсть, усиление»

Да что вы говорите!

А я-то всегда полагал, что «Факел» — это, прежде всего, «высвечивание» окружения и себя самого, и даже, если трактовать ее (используя более поздние смыслы) как «пламя», то и это будет огонь совсем другого рода, но никак не «пламя страсти».

«Йера — результат работы, стабильность, как классный секс и урожайность в интиме (собирайте удовольствие с партнером). Доставка секса (быстрое получение интима)»

Йера — как «стабильность»? Автор става, — разумеется, именующий себя Мастером, — вообще хоть что-нибудь читал, интересно? Хотя бы дурацкое?

Йера — как «классный секс»? О чем это вообще?

Как «урожайность в интиме»? Я лично под «урожайностью» в данном контексте всегда как-то понимал нечто совсем другое.

Ну, и Йера как «доставка секса» — что-то уж совсем из области дурного фэнтези с мафиозно-эротическим уклоном...

«Вунье — радость от мыслей, от возбуждения»

Н-ну, ладно. Хотя, вообще-то, это весьма вольное определение смысла руны.

«Гебо — само партнерство, дает защиту от не нужных партнеров и привлекает достойного»

Партнерство — безусловно, но откуда здесь взялась «защита от ненужных партнеров»?

…Если вы сами еще недостаточно хорошо знаете руны — это не беда, это — повод учиться и работать. Но — подумайте, ведь слепо перерисовывая из Интернета себе на амулет, например, гальдрастав от такого вот «мастера», вы себя подвергаете опасности…

Что же можно сделать для того, чтобы избежать собственных ошибок в понимании рун, – ошибок, которые действительно могут оказаться катастрофическими?

Во-первых, конечно, тщательнее относиться к выбору книг (и ведущих разнообразных семинаров). Как только вы встречаете что-то заведомо не имеющее ни малейшего отношения к Традиции (например, хрустальные жезлы рунических шаманов или прабабушку из-под Рязани, самолично передавшую автору знание древнегерманских рун) – такую книгу стоит сразу закрыть.

Во-вторых, при любой работе с рунами стоит прежде всего ориентироваться на значение их имен* и на их базовую смысловую нагрузку, описанную уже довольно давно (См., напр.: E.Weber. Kleine Runenkunde. Berlin, 1941).

Главное – не ошибиться в самой основе содержания той или иной руны, а более полное ее понимание придет с опытом. Ниже я приведу совсем краткую таблицу имен и базовых значений рун – просто, чтобы она «была под рукой» и чтобы, при необходимости, было с чем сравнивать то или иное описание.

Ну, и в-третьих, конечно, – не забывать о банальном здравом смысле…

* Понимая при этом, что в архаике смысловая нагрузка этих имен могла быть немного иной, чем сегодня; так, например, «скот» (перевод имени руны Феху) в древности не просто означал домашнюю скотину, но – и символизировал материальное благосостояние в целом.

И еще оно небольшое замечание в завершение этой части.

Не стоит начинать работать с иными (Младшими) руническими рядами до тех пор, пока не освоен в достаточной степени Футарк. Причина проста: Футарк – целостная и сбалансированная система (не будем здесь распространяться об этом подробнее); он сам способствует развитию понимания. Любые же поздние руны – системы, может быть, и магические, но – уже не сбалансированные, что существенно усложняет их понимание и использование…

Часть 2

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Поиск

Журнал Родноверие