14 марта 2004 года смерть унесла нашего общинника, Велеяра (Дмитрия Суходолова). Молодой человек, студент, страстный увлеченный славянской идеей, добрый, честный, порывистый.

В отличие от старых мифологических систем, таких как античная или индийская, славянская мифология, в особенности восточных (русских) славян, оставалась до XIX века малоизученной. Это связано как с христианизацией славян, в результате которой мифы были преданы забвению, так и со следствием этого процесса — утратой первичных, оригинальных мифологических текстов.

Нет ни одного народа на нашей планете, не имеющего своих богов, даже самые маленькие племена имеют свои собственные представления в этой сфере. Многие привыкли считать богов вымыслом и успокоились; а если они вымысел, значит и думать ни о чем не надо.

Музыка. О музыке можно говорить много. Но нужно ли о ней говорить? Ведь музыку нужно слушать. Я представляю вам не рецензии, нет, не нужно ниже представленное так воспринимать. Я просто хочу познакомить вас с некоторыми образцами современной музыки, творцы которой в той или инной степени обращают свой взор к своим корням, то есть культуре, традиции, истории своего народа, своей земли.

Т.н. «Верховный Бог Род», которого нет и не было у Славян и которого выдумал советский академик Б.А.Рыбаков. О типичном заблуждении среди славянских родноверов — обывателей.


Гамаюн — птица вещая, говорун. Она считалась райской птицей, посланницей богов, напевшей людям Книгу песен. Картина В.М. Васнецова. 1898 год.

В журнале "Наука и жизнь", №№ 3-5 за 2004 год, были опубликованы работы победителей конкурса "Школа" на лучшую научно-популярную статью. В настоящем номере представляем статью десятиклассницы из Омска Марии Федоровой.

Тингвеллир — холмистые поля неподалеку от исландской столицы Рейкьявика, на которых в 930 г. собрался первый в истории человечества парламент — альтинг. Парламент давно уже заседает в Рейкьявике, а люди, время от времени стекающиеся на Тингвелллир, на первый взгляд более всего напоминают участников одной из модных нынче ролевых игр. Но они отнюдь не играют — напротив, абсолютно серьезно относятся к свершаемому здесь действу.

Список сокращений

БМ — Българска митология: Енциклопедичен речник / Съст. А. Стойнев. С., 1994.

ВЕ — Вестник Европы.

ВЯ — Вопросы языкознания. М.

ГАИМК — Государственная Академия истории материальной культуры. Л.

ЕВ — Етнографічний вісник. К.

ЕЗ — Етнографічний збірник НТШ. Львів.

ЖМНП — Журнал министерства народного просвещения. СПб.

ЖС — Живая старина. СПб. М.

ИАН — Известия Академии наук. СПб. (Известия Академии Наук СССР. Л.).

ИВ — Исторический вестник.

ИРГО — Императорское Русское географическое общество.

К. — Киев (Київ)

КС — Киевская старина. К.

Труд А. Н. Афанасьева вызвал целый ряд откликов его современников. В частности, две рецензии опубликовал А. А. Котляревский. Список рецензий на ПВСП см. в библиографии работ А. Н. Афанасьева в кн.: ПМ. С. 535. Наряду с признанием высокой научной ценности первого монументального собрания славянской мифологии, обрядов и верований, высказывались весьма сдержанные оценки подхода Афанасьева к материалу и его методологических оснований. В частности, Ф. И. Буслаев критически отозвался о увлечении Афанасьева т. н. “мифологией природы” (современ­ного ему научного направления, к которому обычно относят А. Куна, В. Шварца, раннего В. Маннгардта, а в России — еще О. Ф. Миллера). Сходные с этой оценкой мнения высказывали А. А. Котляревский и А. Н. Пыпин. С критикой взглядов Афанасьева на происхождение мифа выступали и позднейшие историки науки (см., например: Соколов Ю. М. Русский фольклор. М., 1941. С. 57). М. К. Азадовский подчеркивал богатство собранного Афанасьевым фактического материала, но при этом считал его труд методологически полностью устаревшим (см.: Азадовский М. К. История русской фольклористики. М., 1963. Т. ІІ. С. 80-83). Эту точку зрения разделял и А. И. Баландин. Он констатировал также близость афанасьевских идей к концепции Ф. И. Буслаева и одновременно самостоятельность многих открытий Афанасьева, совпавших позднее с концепциями западноевропейских ученых (см. с. 67-77 главы А. И. Баландина “Мифо­логи­че­ская школа” в коллективном труде “Академические школы в русском литературоведении” [М., 1975. С. 15-99], а также с. 26-37 его вступительной статьи к изданию: Афанасьев А. Н. Живая вода и вещее слово. М., 1988; о влиянии Буслаева также: Налепин А. Л. Археолог славянских древностей // Афанасьев А. Н. Народ-художник. М., 1986. С. 17-18). Впрочем, творчество Афанасьева порой получало и весьма высокие оценки (см., например: Иванов Вяч. Вс. О научном ясновидении Афанасьева, сказочника и фольклориста // Литературная учеба. 1982. № 1. С. 157-161). Подробнее о новейших исследованиях творчества А. Н. Афанасьева и его концепции мифа см. посвященную Афанасьеву главу в монографии А. Л. Топоркова (Топ.).

Политики — люди публичные, примелькавшиеся. Годами скользят по телеэкрану все те же лица, ну, разве что изредка разбавит их новый человек. Все меняется во время выборов. Тут уж закрутилась карусель, на кого только не насмотришься.

Строгое различение мифа и сказки имеет большое значение, теоретическое и практическое. Теоретически — это вопрос о соотношении первобытной синкретической идеологии (а на более поздней стадии — религиозной идеологии) и искусства. Сказка обычно трактуется как явление чисто художественное, а в мифе неразличимы элементы бессознательно-поэтические, зачатки религиозных и донаучных представлений, часто имеются следы связи с ритуалами.

Поиск

Журнал Родноверие